Урок «Алфавитный подход к определению количества информации», 8 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Алфавитный подход к определению количества информации»


ФИО (полностью)
Тимакова Светлана Анатольевна


Место работы
МБОУ СОШ № 4 г. Меленки Владимирской области


Должность
Учитель информатики


Предмет
Информатика и ИКТ


Класс
8 класс


Тема и номер урока в теме
«Алфавитный подход к определению количества информации», 7 урок



Базовый учебник
Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


Цель урока: формирование информационной культуры, формирование представления о понятии информация и определении ее количества.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; формировать практические навыки по определению количества информации.
-развивающие: продолжить формирование универсальных учебных действий, способность их использования на практике, расширять словарный запас по теме «Информация», развивать коммуникативную компетентность при обработке информации.
-воспитательные: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний (урок-практикум)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с доступом к Интернету, мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1
Организационный момент
-
Проверяет готовность класса, отмечает отсутствующих
Дежурный сообщает об отсутствующих, готовятся к уроку
1

2
Постановка цели и мотивация учащихся
-
Создает проблемную ситуацию
Пытаются найти ответ на предложенную проблему
2

3
Актуализация знаний учащихся
-
Демонстрация презентации учителя
Ответы на вопросы
4

4
Объяснение нового материала
№ 1, 2
Демонстрация
Восприятие информации, записи в тетрадях
10

5
Самостоятельное выполнение практической работы
№ 3
Наблюдение за работой учащихся, оказание помощи учащимся
Выполнение тренировочных упражнений за компьютером
10

6
Пробное электронное тестирование учащихся
№ 3
Получение промежуточных результатов учащихся
Выполнение контрольных упражнений за компьютером
8

7
Подведение итогов
№ 4
Задает вопросы, используя демонстрационный плакат
Отвечают на вопросы
2

8
Рефлексия
-
Раздает листы обратной связи
Работают с листами обратной связи
2

9
Домашнее задание
№ 5
Раздает распечатанные листы с д.з, поясняет уровень заданий
Выбирают для себя д.з своего уровня
1




Приложение к плану-конспекту урока
«Алфавитный подход к определению количества информации»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный
Видеофрагменты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Практический, контрольный
Интерактивный задачник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Конспект урока

«Алфавитный подход к определению количества информации»

Цель урока: формирование информационной культуры, формирование представления о понятии информация и определении ее количества.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; формировать практические навыки по определению количества информации.
-развивающие: продолжить формирование универсальных учебных действий, способность их использования на практике, расширять словарный запас по теме «Информация», развивать коммуникативную компетентность при обработке информации.
-воспитательные: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру.
Организационный момент
Постановка цели и мотивация учащихся
Учитель создает проблемную ситуацию: «На прошлом уроке мы познакомились с содержательным подходом к определению количества информации. Как вы думаете, где больше информации в книге на китайском языке или в книге на русском языке, если количество символов в книгах одинаково?»
(Ответы детей обычно: одинаково, или в китайской книге 0 информации)
Актуализация знаний учащихся (демонстрация вопросов на экране)
Что принимают за единицу количества информации? (1 бит)
Яд находится в одном из 16 бокалов. Сколько информации будет содержать сообщение о бокале с ядом? (4 бита)
При угадывании целого числа в диапазоне от1 до N было получено 8 бит информации. Чему равно N? (N = 256)
В классе 32 ученика. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдёт Коля Сидоров? (5 бит)
Сообщение о том, что из корзины с разноцветными шарами (все шары разного цвета) достали зелёный шар, содержит 4 бита информации. Сколько шаров было в корзине? (16 шаров)
Объяснение нового материала
Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний, т. е. мы рассматривали информацию со своей точки зрения - с позиции человека. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. Например, в опыте по доставанию шара из корзины одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе (мы видим красный шар), и во фразе «Красный шар», и в длинной фразе «Я достал красный шар».
Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Здесь не работают «неопределенность знаний» и «вероятность информации». Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков - букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Использование ЦОР для объяснения нового материала № 1,2 (записи в тетрадях формул и примера).
Самостоятельное выполнение практической работы
Учащиеся выполняют тренировочные задания, используя ЦОР № 3
Пробное электронное тестирование учащихся
Учащиеся выполняют тренировочные задания, используя ЦОР № 3
Подведение итогов
Используя ЦОР № 4 подводим итоги, чем отличается алфавитный подход к определению количества информации от содержательного подхода. Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, так в какой же книге (русской или китайской) больше информации?
Рефлексия
Учащиеся работают с листами обратной связи
Домашнее задание (раздается детям на листах)
Использовался ЦОР № 5
Задачи разноуровневые выбираются учащимися по желанию.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315