Урок по информатике на тему Количество информации, единицы измерения информации (5 класс)


СОШ №26
Учитель: Казкенова З.М.
Предмет: информатика
План урока
№ 5 класс Урок 3
Тема урока: Количество информации, единицы измерения информации.
Цель урока: Ввести понятие «количество информации»; познакомить с единицами измерения информации; формировать практические навыки по определению количества информации.
Задачи урока: Учащиеся должны знать способы измерения информации; понятия «бит», «байт»; единицы измерения информации; двоичное представление информации в компьютере.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь определять количество текстовой информации; переводить количество информации из одной единицы измерения в другую.
Межпредметные связи: Математика.
І Ход урока: Организационный момент:
Приветствие. Проверка отсутствующих.
ІІ Объяснение но-вого материала: Компьютер - это электронная машина. Она «восприни-мает» только электрические сигналы. Отсутствие сигнала принято обозначать - 0, наличие – 1. Эти «нули и единички» называют битом. Бит может принимать только одно из двух значений – 0 или 1. Бит является наименьшей единицей измерения информации. Информацию считают в байтах, где 1 байт равен 8 битам. Единица измерения информации – это байт. При помощи 1 байта кодируется один символ. 1 байт равен 8 битам. Существуют более крупные единицы информации:
1 Килобайт (Кб) = 1024 байта
1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб
1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб
Информационный объем сообщения – количество инфор-мации в сообщении, измеренное в битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах …
Скорость передачи информации – это количество ин-формации, передаваемое за единицу времени. Измеряется скорость в бит/с, байт/с и т.д.
ІІІ Выполнение заданий: Практическая работа за компьютером:
Уровень А.
Просмотрите объем информации, которая хранится на компьютере:
1. Выберите Пуск → Компьютер.
2. В появившемся окне нажмите правой кнопкой мыши на один из дисков, выберите команду Свойства.
3. Просмотрите количество занятого и свободного места на диске.
4. Запишите в тетрадь количество свободного места на диске в байтах, Кбайтах, Мбайтах и Гбайтах. Для подсчета можно использовать программу Калькулятор.
Уровень В.
1. Выберите Пуск → Компьютер.
2. В появившемся окне нажмите правой кнопкой мыши на один из дисков, выберите команду Свойства.
3. Просмотрите количество занятого и свободного места на диске.
4. Запишите в тетрадь количество свободного места на диске в байтах, Кбайтах, Мбайтах и Гбайтах. Для подсчета можно использовать программу Калькулятор.
5. Откройте папку Документы.
6. Определите, какие файлы могут уместиться на флешке емкостью 1 Гбайт.
Уровень С.
Определите, на каком из дисков вашего компьютера уместится информация о всех учениках вашего класса. Информация содержится в текстовом файле объемом 10 страниц (48 строк по 64 символа) и фотографии размером 376 Кбайт. Для подсчета используйте программу Калькулятор.
Тестовые задания:
1.Информация в компьютере хранится в виде:
А. Букв;
В. Текстов;
С. Чисел;
Д. Нулей и единиц.
2. Самая маленькая единица измерения информации - это:
А. Бит;
В. Байт;
С. Единица;
Д. Буква.
3. 1 байт – это:
А. 10 бит;
В. 16 бит;
С. 8 бит;
Д. 4 бита.
4. Один символ текста обычно кодируется:
А. Одним битом;
В. Одним байтом;
С. Буквой;
Д. Десятью битами.
5. 1 Кбайт – это:
А. 100 бит;
В. 1000 байт;
С. 1024 байта;
Д. 1500 байт.
6. 1 Мбайт – это:
А. 100 Кбайт;
В. 1000 байт;
С. 1024 Кбайта;
Д. 1500 Гбайт.
7. 1 Гбайт – это:
А. 1024 Мбайт;
В. 100 Кбайт;
С. 1000 Мбайт;
Д. 1500 Мбайт.
8. Сколько бит в слове «information»?
А. 11;
В. 16;
С. 72;
Д. 88.
9. Какая информация будет меньше всего занимать места на диске?
А. Текст;
В. Фотографии;
С. Музыка;
Д. Видео.
10. Какая информация будет больше всего занимать места на диске?
А. Текст;
В. Фотографии;
С. Музыка;
Д. Видео.
IV Подведение итогов урока: Назовите единицы измерения информации?
Сколько битов содержится в 1 байте?
На какую величину отличается байт от Кбайта, Кбайт от Мбайта, Мбайт от Гбайта?
Сколько битов содержится в 1 байте?
Ключи к тексту:
1.Д 2.А 3.С 4.В 5.С 6.С 7.А 8.Д 9.А 10.Д
V Рефлексия «Светофор»
Красная карточка – «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось»
Желтая карточка - «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий»
Зеленая карточка - «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
VI Домашнее задание: §4.