«Светофор и его сигналы. Как светофор помогает переходить улицу»


Конспект занятия
социально – бытовой ориентировки
«Светофор и его сигналы.
Как светофор помогает переходить улицу»
1 класс
Тема: «Светофор и его сигналы. Как светофор помогает переходить улицу?»
Цели:
Обучение — ознакомление учащихся с историей возникновения светофора вигровой форме; формирование умений ориентироваться в сигналах
светофора.
Развитие — развитие и формирование внимания, памяти, любознательности;
расширение кругозора учащихся.
Воспитание — воспитание культуры поведения, дисциплинированности.
Офтальмологические задачи урока:
1) Развитие и коррекция зрительного восприятия учащихся, прослеживающих функций глаза.
2) Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости, соотносить графическое изображение с реальными предметами.
3) Снижение утомления, облегчение зрительной работы на близком расстоянии.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-путешествие
Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения спостановкой творческих заданий; драматизация
Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный,
наглядный
Методы учения: исполнительский, репродуктивный
Методы воспитания: выразительный рассказ, игра, организация нравственныхотношений в процессе игры
Оборудование и источники информации: плакаты и рисунки по теме, ТСО,
офтальмотренажер.
Ход урока
I. Психологическая установка.
II. Сообщение темы.
1. Организация класса.
Воспитатель:
- На уроке мы с вами отправимся путешествовать в прошлое. Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому берем с собой самых смелых, дружных и находчивых. На чем же мы с вами отправимся путешествовать? (дети называют различные средства передвижения). Это мы узнаем, если отгадаем мою загадку.
Через время и пространство
Аппарат нас унесет,
В страну разных фигур и знаков
Совершим на чем полет?
(Машина времени)
- Прошу пройти на посадку
2. Физминутка.
Дети:
Мелкие шажки — 1, 2, 3.
Легкие прыжки — 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка — 1, 2, 3.
Мягкая посадка — 1, 2, 3.
Воспитатель:
- Займем посадочные места.
3. Разгадывание ребуса «Светофор».
Воспитатель:
- Вот мы и на борту машины времени. А куда же мы с вами полетим? Что нас ждет? Это мы сейчас узнаем, расшифровав вот этот ребус — магическую запись?
ТОФСВЕОР
- А поможет нам в этом загадка.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Самый главный командир
Он висит здесь с давних пор
И зовется … (светофор)
- Машина времени нам поможет познакомиться с историей возникновения светофора и его сигналами. Итак, в путь! Внимание! Я нажимаю на зеленую кнопку и даю отчет времени: 5, 4, 3, 2, 1,0 Пуск!
III. Офтальмологическое упражнение ТСО.
Воспитатель:
- Закрыли глаза, представили себе черное-черное космическое пространство, множество временных измерений, проносящихся мимо.
IV. Формирование новых понятий и способов действий.
1.
Воспитатель:
- Но вот машина замедляет ход. Куда это мы с вами попали? Мы попали в Великобританию в город Лондон. Вы, наверное, думаете, что машина времени ошиблась, затормозив в 19 веке? Нет, Ведь первый светофор — семафон был установлен действительно в Лондоне в 1868 году 144 года назад перед зданием парламента. Он имел два цвета — красный и зеленый. Управлял им специально приставленный к нему человек, который при помощи лебедки поднимал и опускал стрелку с цветным диском. Вот так. (Показ)
- Мы прощаемся с первым светофором. Наша экскурсия в прошлое продолжается. Я нажимаю на красную кнопку.
2. Гимнастика для глаз.
Воспитатель:
а) Закройте глаза «Лодочкой».
Откройте.
3.
Воспитатель:
- Мы с вами оказались в 20 веке. 1918 год, город Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки. Здесь появился первый светофор, который работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Понаблюдаем за ним.
б) Офтальмотренажер.
ТСО.
Воспитатель:
- Недостатком первых светофоров было четкое чередование цветов — зеленого и красного, что не создавало полной безопасности дорожного движения. Вскоре такие светофоры засветились во многих крупнейших городах мира.
Воспитатель:
- Завести моторы!
Дети:
- Есть завести моторы!
Воспитатель:
(Показ движений)
- Соединить контакты!
Дети:
- Есть, соединить контакты!
Воспитатель:
- Подготовиться к запуску!
Дети:
- Есть, подготовиться к запуску!
Воспитатель:
- Пуск! Я нажимаю на желтую кнопку.
- Закройте глаза.
4.
Воспитатель:
- И вот мы в Москве. В 1929 году на пересечении Кузнецкого моста с улицей Петровка установили первый в нашей стране светофор с тремя сигналами. Он представлял собой круг, разделенный на три сектора: красный, желтый и зеленый. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Вот так. (Показ). Зайдет стрелка на красный цвет, значит, движение запрещается, укажет желтый — надо подождать, пока не перейдет на зеленый, означающий, что путь свободен, В 30-х годах этот светофор заменили на электрический, действующий и сегодня, хотя внешне он, конечно, изменился. А законы цветов светофора действуют и сейчас.
- Здесь так интересно и увлекательно, но нам пора продолжать наше путешествие. Внимание! 5, 4, 3, 2…
5. Игра «Зажги свой светофор!»
Воспитатель:
- Ой! Машина времени сама запускается. Она стала неуправляемой. Значит, неисправна! Чтобы починить ее, нужно найти как можно скорее поломку в программе. Ищите неисправность!
(Дети раскрашивают правильно светофорики, переставляют кнопки на машине времени, расставляя их по порядку сигналов вертикального транспортного светофора).
Воспитатель:
- Молодцы! Схема исправлена. Можно отправляться в путь!
6. Офтальмологическое упражнение.
Воспитатель:
- Закройте глаза. Нажмите слегка на веки тремя пальчиками. Откройте глаза. Повторите еще раз.
V. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Воспитатель:
- И вот мы дома, в классе, в нашем времени. Наша экскурсия прошла благополучно. Что вам понравилось во время путешествия? Что интересного и нового вы узнали о светофоре? Сейчас мы это проверим, поиграв в викторину.
1. Викторина
Воспитатель:
1). Что такое светофор?
Дети:
- Светофор — это прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении.
Воспитатель:
2). Почему светофор называется светофором?
Дети:
- Слово составлено из двух частей; «свет» и «фор». «Свет» — это свет. «Фор» от греческого «фопос» — несущий. А все вместе значит- «несущий свет».
Воспитатель:
3). Когда и где появился первый светофор? В Лондоне, в Москве или в Нью-Йорке? Дети:
- Первый светофор появился в Лондоне в 1868 году. Ему исполнилось 144 года.
Воспитатель:
4). Какие бывают светофоры?
Дети:
- Современные светофоры бывают транспортные и пешеходные.
Воспитатель:
5). Назовите сигналы транспортного светофора. Что они означают?
Инсценировка
Дети:
1 ученик
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Пропусти машины. Стой!
2 ученик
Если желтый — жди!
3 ученик
Свет зеленый — иди!
Воспитатель:
6). Сколько сигналов у пешеходного светофора. Что означает каждый из них?
Дети:
1 ученик
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, дети, здесь опасно!
Вам сейчас переходить!»
2 ученик
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
Вот теперь стоять вам хватит,
«Проходите, путь открыт!»
Вместе
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут.
2. Клятва пешехода
Воспитатель:
- Светофоры служат людям,
Чтобы жизнь оберегать.
Так давайте ж, дети, будем
Их сигналы выполнять!
- Дорогие ребята, прошу всех встать, взять в руку зеленый сигнал светофора и поднять его над головой. А теперь повторяйте за мной клятву пешехода.
Дети:
- Я, ученик 1 класса, торжественно клянусь изучать и обязательно выполнять правила дорожного движения. Клянусь! Клянусь быть достойным пешеходом и выполнять все сигналы светофора! Клянусь! Клянусь! Клянусь!
VI. Подведение итогов урока.
Воспитатель:
- Спасибо, ребята, за прекрасный урок. Надеюсь, вы не нарушите своей клятвы и не огорчите своих родителей и учителей.
- До свидания, счастливого пути, первоклашки!
ТСО
ЛИТЕРАТУРА
1. Р.П. Бабина «Уроки светофорика», М: «Российское педагогическое агентство», 2007 год
2. В.М. Бахарев «Уроки по правилам дорожного движения», Е: ЗАО «Калан», 2000 год
3. Газета «ДДД», № 2, 3, 5, 7, 2000, 2002 года
4. А.С. Дугинов «Моя улица»
5. Н.А. Цветкова «Правила дорожного движения», М: «Просвещение», 2000 год
6. М.С. Каминский «На перекрестке»
7. Кривич М., Ольгин О. «Школа пешехода», М: «Малыш», 2009 год
8. Я.С. Репин «Главная дорога»
9. А.Л. Рыбин «Дорожная азбука», М: «Просвещение», 2002 год
Ю.В.Э. Рублях «Правила дорожного движения» — 1 класс, М: «Просвещение», 2000 год
11 .В.Я. Сюньков «Правила и безопасность дорожного движения» — 1-4 класс, М:»Ливр», 2007 год
12.Таритун О. «Для чего нам светофор»
13.»Тайны дорожных знаков», Каменск-Уральский: «Калан», 2006 год
14.Тетрадь по правилам дорожного движения для 1 класса, Каменск-Уральский: «Калан», 2007 год
15.»Я иду через дорогу», Дмитров: «Ансел-М», 2005 год