Вопросы и задания к мини-зачету по творчеству Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева и словарной работе по некоторым литературоведческим терминам
Автор:
Диана Фёдоровна Сабова
Итоговое занятие по литературе
Вопросы и задания к мини-зачету по творчеству Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева и словарной работе по некоторым литературоведческим терминам
М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Его путь в литературу.
Сказки Салтыкова-Щедрина:
а) каковы основные причины обращения писателя-сатирика к жанру сказки?
б) какие возможности открывал перед ним этот жанр?
в) что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками и в чем их отличие?
г) назовите основные тематические группы сказок Салтыкова-Щедрина, объясните идейный смысл прочитанных вами сказок.
1. В чем заключается идея Раскольникова? Сам ли Раскольников придумал теорию «двух разрядов»? После каких размышлений он приходит к этой теории? Что побудило Раскольникова к этим размышлениям
2. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместимы ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство? Что из этого деления людей на два разряда следует для самого Раскольникова?
3. Режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджаров говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено».
Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?
Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова – «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?
4.Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?
5. Что объединяет Раскольникова и Лужина?
6. Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?
7. Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Что он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?
«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н.Н.Страхов)
«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора» (М.Н. Катков)
«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего, несмотря на весь его нигилизм». (Ф.М.Достоевский)
Какое из суждений критиков о тургеневском персонаже ближе вашему пониманию после прочтения романа «Отцы и дети»?
С кем из критиков вы согласны? Почему? Какие из суждений оказались для вас неожиданными?
В чем проявляется нигилизм Базарова?
Сформулируйте свое суждение о Базарове.
«Базаров не упускает случая сообщить – прямо или прозрачным намеком, - что он – естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит редко и неохотно, тогда как о литературе художественной, философской, о публицистике он так или иначе вспоминает чуть ли не на каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомленность». (М.Еремин)
Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?
Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманием его силы воздействия на человека?
В чем смысл испытания Базарова любовью?
Какие художественные детали, которые использовал автор в сцене первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнувшие всю силу и глубину его чувства?
Сопоставьте историю любви Павла Петровича и историю любви Базарова.
«Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направления и т.д., сколько на общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного, воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы не любовь к женщине. Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов. Двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д.И.Овсянико-Куликовский)
Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более убедительной в споре?
В чем своеобразие языка участников спора? Какова роль Х главы в романе?
Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?
Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекается от «исповедуемых идеалов»?
Какова судьба взглядов Базарова в будущем?
Соотнесите стихотворения Н.А.Некрасова с темами его творчества.
а) «В дороге», «Родина» а) любовная лирика
б) «Несжатая полоса» б) образ Музы
в) «Вчерашний день» в) гражданская лирика
г) «Я не люблю иронии» г)тема Родины
д) «Размышления» д)крестьянская тема
Поэма, герои которой путешествуют от селения к селению:
а) «Русские женщины» в) «Коробейники»
б) «Кому на Руси» г) «Мороз, красный нос»
Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
а) «Осанистая женщина б) «С большущей гривою,
Широкая и плотная, Чай, двадцать лет не стриженной,
Лет тридцати осьми. С большущей бородой,
Красива; волос с проседью, Дед на медведя смахивал»
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие»
в) «Теперь порядки новые, г) «Нос клювом, как у ястреба,
А он дурит по-старому: Усы седые, длинные
Сенцо сухим-сухохонько – И – разные глаза:
Велел пересушить!» Один здоровый – светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!»
Идея произведения – это:
а) то, что хотел сказать автор; б) мораль произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
В систему персонажей входят:
а) герои и их прототипы; б) все персонажи;
в) герои и автор.
6. Завязкой произведения является:
а) момент возникновения конфликта; б) начало произведения;
в) последовательность событий.
7. Видами пафоса являются:
а) сатирический, романтический, трагический;
б) драматический, эпический, лирический;
в) романтический и реалистический.
8. Сюжет произведения – это:
а) основное содержание произведения; б) последовательность событий;
в) последовательность всех элементов произведения.
9. Перечислите разновидности комического.
10.Дайте определение:
гиперболе, юмору,
иронии сатире,
сарказму, гротеску,
литоте, фантастике.
(по вариантам)
Опорная схема «Виды комического»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Коми ческое
ЮМОР – легкая, беззлобная насмешка; одобрение под маской осмеяния.
САТИРА-
Отрицает несовершенство мира во имя его коренного преобразования.
ИРОНИЯ-
Притворство, намерение в шутку сказать что-то в обратном смысле.
САРКАЗМ-
Высшая степень иронии.