Конспект урока: Обучающее сочинение по картине «Зимние забавы»
Урок развития речи во 2 п классе Тема: Обучающее сочинение по картине «Зимние забавы»
Подготовила и провела учитель начальных классов МОБУ СОШ № 4 им. А.Я. Першина Михайлова Е.А.
19.02.2016
Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"
Учитель – Михайлова Е. А.
Цели: Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной
картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь,
обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость.
Учебные материалы:
Презентация, картина «Зимние забавы», записные книжки для детей
Ход урока
Организационный момент
- Дети, вы видели как падают снежинки? Как?
….
- Так же красиво и тихо, как падающие снежинки сядьте на свои места.
II. Вводная беседа.
- Закройте глаза, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка, такая лёгкая, красивая, белая, ведь снежинка – волшебная спутница русской зимы.
- Откройте глаза, расскажите, какая снежинка упала на вашу ладошку? На твою ладошку какая снежинка упала….
- Скажите, а вы любите зиму? Но ведь зима не радует нас разнообразием красок, тоскливо зимой, неинтересно. Кто согласен со мной?
- А за что вы любите зиму? За что?...-Ну все, убедили, молодцы!
- Скажите а вот художники как могут рассказать о зиме?...
-А музыканты?...- А писатели и поэты?... (Могут сочинить стихи, рассказы, сказки)
Вот сегодня на уроке мы воспользуемся средствами писателей и напишем сочинение по картине, которую сами и нарисуем.
А что такое сочинение?
Постановка учебной задачи
Подумайте, какие задачи можно поставить на сегодняшний урок? Сформулируйте их с помощью опорных слов. ( будем учиться создавать текст. подбирать проверочные слова, сочинять, грамотно выражать свои мысли,
оценивать свою работу на уроке)
-А теперь посмотрите на мой карандаш, он не простой, а волшебный. Закрывайте все глаза, сейчас начнутся превращения:
Карандаш мой , карандаш,
Преврати скорей всех нас
Мы художниками станем,
Рисовать мы не устанем.
Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.
-Открывайте глаза, сейчас мы с вами настоящие художники.
- Скажите, почему у меня на доске бело-голубое полотно? Какое время года оно изображает?...- Какая погода на улице? Чего не хватает на этой картине?
-Во что вы любите играть зимой, чем любите заниматься?
Находим картинки и располагаем их на нашем зимнем полотне, только не забывайте о композиции – большие предметы- ближе, маленькие – дальше.
- Давайте опишем, что у нас получилось.
- Посмотрите на этот фрагмент, что здесь делают дети? …..и.т.д.
-Какое настроение создаёт эта картина?
-Почему ребятам весело?
-Давайте послушаем, какие звуки можно услышать? (смех, скрип лыж, радость, визги, хруст снега)
- Поднимите руки те, кто хотел бы оказаться на их месте?
Давайте попробуем, все встали, проведем физминутку.
ФизминуткаМы бежим с тобой на лыжах,Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали. (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
(Изображают бег на коньках.) (Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)(Катят воображаемый комок.)
(Приседают.)
(Бегут на месте.)
Лексическая и орфографическая подготовка.
- А теперь превращения продолжаются.
Закрывайте глаза.
Карандаш мой , карандаш.
Преврати скорей всех нас,
Мы писателями станем,
Сочинять мы не устанем.
- Откройте глаза, теперь мы настоящие писатели.
У каждого писателя всегда с собой записная книжка, он в ней делает пометки. И вы уже обратили внимание, что у каждого из вас на парте тоже лежит записная книжка. Можете её взять.
- Посмотрите, здесь уже есть какие – то записи, а некоторые записи вы сделаете сами. Но сначала проведём разминку для пальцев:
В январе, в феврале, много снега на дворе.
И поэтому ребятки, одевают все перчатки.
Мы вот так их одеваем,
А вот так мы их снимаем.
- Давайте вернёмся к нашей картине, ведь мы не дали ей название.
В записях слева найдите слово «Заголовки», прочитайте и скажите, какой заголовок подходит наиболее всего?
Заголовки
1.Первый снег.
2. Зимние забавы.
3. Мороз.
5. Зимние развлечения.
-Докажите свою правоту. Что можете сказать про слова забавы и развлечения?
На верхней строчке справа, под словом «Сочинение» запишите название , по вашему мнению наиболее подходящее.
-Скажите, а из скольки частей состоит сочинение?
1 часть- начало или вступление
2 часть – средина или основная часть
3 часть- концовка или заключительная часть.
- Как вы думаете, о чём мы будем писать в начале нашего сочинения?
- Посмотрите в свои блокнотики и найдите слева слово вступление, там даны несколько вариантов начала текста. Прочитайте их. Какое начало по вашему подходит больше? Какое предложение для вступления брать не будем.
Вступление
Был ясный зимний день.
Наступили зимние каникулы.
Весь январь стояли лютые морозы.
Ночью выпал пушистый снег.
- Выберите любое предложение, по вашему мнению наиболее подходящее и запишите его возле цифры справа, возле цифры 1.
- Как называется вторая часть текста повествования?
- Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?
- Как надо начать эту часть?
- Прочитайте слова, которые написаны на доске.
На доске:(карточки со словами) вышли во ребята двор
- Можно ли их назвать предложением? Почему?
-Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
- Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?
- Найдите цифру 2 запишите это предложение правильно.
- Посмотрите на этот фрагмент, что здесь делают дети? …..и.т.д.
Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.
Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.
Кто заметил ошибку?
Д. Повторяется слово катается.
У. Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.
Прочитайте слова на доске.
На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.
У. Про кого из детей можно сказать идёт?
Д. Коля идёт на лыжах.
(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)
У. Про кого из детей можно сказать едет?
Д. Настя едет с горы на санках.
(У. Про кого можно сказать скользит по льду?Д. Лена скользит по льду на коньках.
- Давайте проведём орфографическую минутку. Найдём в нашей записной книжке словарь зимних слов. Подчеркните в словах орфограммы и подберите, если возможно проверочные слова. Прочтите последнюю строку . Для чего написаны эти слова? (ими можно заменить слово кататься, чтобы сочинение звучало красиво.)
А какими словами мы договорились заманить слово дети – ребята или дать имена.
А как пишутся имена людей?
Словарь зимних слов
снеговик –
сугроб-
коньки-
лыжи-
снежки-
большой-
катается - идёт, едет, скользит по льду
Основную часть сочинения вы сейчас напишите самостоятельно.
- Скажите, а важно ли какой эпизод картины вы будете описывать сначала, а какой потом. Можем ли мы менять местами предложения?
- Запишите пожалуйста, опирайтесь на слова из записной книжки.(10 минут)
- Найдите в своих записных книжках слово концовка. Посмотрите и скажите, каким предложением можно закончить наше сочинение? Обратите внимание на знаки препинания.
Концовка
Весело детям зимой!
Весело детям зимой.
Весело детям зимой?
Сочинение
Зимние забавы
Наступили зимние каникулы.
Ребята весело играют в снежки. Катя и Таня лепят большого снеговика. Лена скользит по льду на коньках. Марк идёт на лыжах Маша катится с горы на санках.
Весело детям зимой!
VII. Проверка
У. Прочитайте вслух свой рассказ.(Читают свои сочинения несколько учеников.)
У. Удалось ли передать содержание картины?
VIII. Итог урока, рефлексия.
У. Давайте подведём итог урока. Чему учились на уроке?(озаглавливать текст, выражать свои мысли, писать сочинение, оценивать работу товарищей)
Давайте оценим свою работу. Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке.
План урока
Организационный момент под музыку.
Вводная беседа про снежинку. Сообщение темы урока
Постановка учебной задачи. (слайд 2)
Мы- художники.
Физминутка.
Мы- писатели. Записная книжка. Разминка для пальчиков.
Выбор заголовка из записной книжки. Запись. Пока записывают включить слайд.
Основная часть.
- О чем мы будем писать во второй части? (о развлечениях)
- Как можно начать часть?
- Прочитайте запись на слайде. Можно ли назвать её предложением?
-Что нужно исправить?
….
Запишите это предложение рядом с цифрой 2.
Давайте опишем картину.
- Посмотрите на этот фрагмент что здесь изображено?
- Кто расскажет, что бы он написал во второй части.
10. Орфографическая подготовка (слайд)
11. Концовка (в записной книжке,слайд).
12. Проверка.
Удалось ли передать содержание картины?
13. Итог. Рефлексия.
-Какие задачи были поставлены?
-Удалось ли их реализовать?
- Поднимите руки те, кто доволен своей работой.
Те, кому было на уроке интересно.