Урок по теме Спирты. Одноатомные спирты
Тема урока: «Спирты. Одноатомные насыщенные спирты».
Цель урока: Дать учащимся знания о гомологическом ряде, номенклатуре, типах изомерии, свойствах, значении одноатомных спиртов.
Учебно-воспитательные задачи:
Систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ.
Закрепить умения предсказывать химические свойства незнакомых органических веществ, опираясь на знание функциональных групп. Развивать у учащихся доказательную речь, умения использовать химическую терминологию, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.
Воспитывать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни.
Наглядные пособия: ПСХЭ
Реактивы: сульфат меди (II), гидроксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), металлический натрий, мясо сырое.Тип урока: стандартный
Методы: словесно - наглядныйХод урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Опережающие задания (рефераты):
1. Применение метанола и этанола.
2. Применение глицерина и этиленгликоля.
3. Влияние этилового спирта на организм человека.
“Влияние этилового спирта на организм человека”.
При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир и т.д. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов. Нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид,
который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, большое количество мелких кровоизлияний в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.
Например: при употреблении 100г пива ориентировочно погибает до 3000 клеток мозга; 100 г вина- 5000 клеток; 100 г водки – 7500 клеток.
За годы у пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Необходимо знать, что подросток через год при употреблении спиртного становится алкоголиком. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни человека на 15-20 лет. При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6 % (промилле) у подростка может наступить смерть.
Изучение нового материала.
Спирты – это органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп, связанных с углеводородным радикалом.
Общая формул : СnH2n+1OH
Номенклатура:
Название УВ + окончание -ол . Определить с каким по счёту атомом углерода связана ОН – группа.
Например: СН3−СН2−СН−СН3
׀
ОН бутанол – 2
Гомологический ряд:
СН3ОН – метанол
С2Н5ОН – этанол
С3Н7ОН – пропанолС4Н9ОН – бутанол
С5Н11ОН –пентанолС6Н13ОН –гексанолС7Н15ОН –гептанолС8Н17ОН –октанолС9Н19ОН –нонанолС10Н21ОН –дециловыйФизические свойства:
Легче воды, хорошо растворимые в воде, прозрачные, с характерным запахом. Жидкие до 12 атома углерода, твердые вещества после 12 атома углерода.
Химические свойства:
Взаимодействие с металлами:
2С2Н5ОН + 2Na→2С2Н5ОNa + H2↑
алкоголят натрия
Взаимодействие с щелочами:
С2Н5ОН + NaОН→ С2Н5ОNa + H2О
Реакция окисления:
С2Н5ОН + [О] Pt СН3−С=О + H2О
׀
Н
Реакция горения:
2СН3ОН + 3О2→2СО2↑ + 4H2О
Дегидратация:
С2Н5ОН H2SO4,tCH2= CH2 + H2О
Химические свойства спиртов определяются наличием гидроксильной группы и строением радикала, с которым связана ОН – группа.
Реакция с участием гидроксильной группы протекает с разрывом связей О – Н или С – ОН.
Реакция замещения атома водорода гидроксильной группы активными металлами (Na, Ca, Mg):
2С2Н5ОН + 2Na→2С2Н5ОNa + H2↑
алкоголят натрия
Алкоголяты – это твердые вещества, легко подвергаются гидролизу.
С2Н5ОNa + H – OH →С2Н5ОH + NaOHОбразование сложных эфиров (реакция этирификации):
Атом водорода гидроксильной группы в молекуле спирта замещается ацилогруппой молекулы карбоновой кислоты.
С2Н5ОNa + СН3СООН Н, t С2Н5О – ОС – СН3 + Н2О
этиловый эфир уксусной кислоты
Взаимодействие с галогеноводородами:
С2Н5ОН + HCl→С2Н5Cl + H2O
Реакция дегидратации:
При низкой температуре, с получением простых эфиров:
С2Н5ОН +С2Н5ОН t С2Н5−О− С2Н5 + H2О
диэтиловый эфир
При высокой температуре, с получением алкенов:
С2Н5ОН t С2Н4 + H2О
Реакция окисления:
С2Н5ОН + [О] Pt СН3−С=О + H2О
׀
Н
уксусный альдегид
Окисление оксидом меди (II) с образованием альдегида:
С2Н5ОН + CuO→СН3CОH + H2O + Cu
Реакция горения (голубоватое пламя):
С2Н5ОН + 2О2→2СО2 + 3H2O
Применение:
Метанол – очень ядовит, бесцветная жидкость, раньше получали из сухой перегонке дерева «древесный спирт».
А знаете ли вы что?
При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.
Этанол – бесцветная жидкость, горит ярким пламенем, в воде растворяется при любых соотношениях, обладает наркотическим веществом.
А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?
Оказывает вредное влияние на организм человека.
Получение растворителей, сырья в органическом синтезе, синтетического каучука, лекарственных препаратов, парфюмерной продукции, уксусной кислоты.
Закрепление изученного материала.
Осуществить цепь превращения:
С2Н4 С4Н6
↖ ↗
С2Н5−О− С2Н5←С2Н5ОН→ С2Н5Cl
↙ ↘CО2 С2Н5ОNa
С2Н5ОН + NaCl→ С2Н5Cl + NaOHС2Н5ОН + 3О2→2СО2↑ + 3H2О
2С2Н5ОН + 2Na→2 С2Н5ОNa + H2↑
С2Н5ОН +С2Н5ОН t С2Н5−О− С2Н5 + H2О
С2Н5ОН t С2Н4 + H2О
2С2Н5ОН t С4Н6 + 2H2О + Н2↑
Домашнее задание.
§8.1, 8.2, 8.3
Подведение итогов урока.