Урок “Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных ”


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №1
г. Можайска
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ:
“Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных ”
Составила и провела:
Елина Н.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Урок русского языка и литературного чтения.
4 класс.
Тема урока: Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Цель урока: Развитие у учащихся умения точно употреблять и правильно писать окончания имен прилагательных. Воспитание любви к Родине, родному краю.
Ход урока:
1. Речевая разминка.
a) Ребята, определите какая часть речи рассказала о себе.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но, если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
(это прилагательные)
б) План устного рассказа
1) Это….. (часть речи)
2) Роль в предложении
3) Отвечает на вопросы…. (какой, какая, какие и другие)
4) Изменяется….. (по числам, в ед.ч. по родам, по падежам)
2. Упражнение в чистописании. Закрепление изученного.
а) Прочитайте слова, написанные в тетради.
сущ.1 скл. сущ. 2 скл. гл.п. вр. м.р. прил. ж.р.Родина, родник, родился, родная.
Определите части речи.
б) Напишите эти слова. Обратите внимание на написание буквы Р, р. Показ учителя.
- Как мы называем эти слова? Почему?
(близкие по смыслу, имеют общую часть)
- Выделяем общую часть. Как называется общая часть родственных слов? (корнем)
- Какая гласная сохраняет значение корня? В каких словах она требует проверки? Назовите проверочное слово. Родина.
3. Работа над новым материалом.
а) Как называется наша страна, наша Родина? (Россия)
- Россия – это страна света, солнца, добрых людей. Страна лесов, полей, рек, озер.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные
И гимн отечеству поют.
(Дети исполняют гимн)
- Слова гимна словно говорят: ”Вы не одиноки в этом мире, за вами страна, Родина”. Нас переполняет чувство гордости.
Дети читают стихотворение Владимира Гудимова “Россия, Россия, Россия”.
* * * * * *
Нет края на свете красивей,Нет Родины в мире светлей!Россия, Россия, Россия, –Что может быть сердцу милей?Кто был тебе равен по силе?Терпел пораженья любой!Россия, Россия, Россия, –Мы в горе и счастье – с тобой!Россия! Как Синюю птицу,Тебя бережём мы и чтим,А если нарушат границу,Мы грудью тебя защитим!И если бы нас вдруг спросили:"А чем дорога вам страна?"– Да тем, что для всех нас Россия,Как мама родная, – одна!
б) Прослушивание песни “С чего начинается Родина”. Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский.
- Ребята, с чего начинается Родина?
Перекличка.
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей.
С березки, с солнышка.
С песни матери.
в) Работа с текстом. Напечатано на карточке.
Д.п. 1 скл.
С чего начинается любовь к Родине. Это чувство
П.п. 2 скл. Д.п. 3 скл.
появляется в детстве. Оно начинается с любви к матери. В
П.п. 1 скл.. Д.п. 3 скл И.п. 2 скл И.п. 2 скл песне матери звучит голос родины.
- Определяем падеж и склонение у существительных с безударным окончанием.
- Спишите последнее предложение. Определяем основу предложения, падеж и склонение всех существительных. Проверка.
- Назовите основу (голос звучит).
- Почему голос Родины звучит в песне матери?
- Подберите прилагательные к существительному песня. Запишите.
Песня матери (какая?) Нежная, ласковая, душевная, трепетная. Она полна любви к Родине.
г) Работа с текстом. Написано на доске. (Слайд с текстом)
3141980628650141629889162389027061277532610568915405192395891540270383011614154000500318770326044980010 Слово родина полно глубок смысла. В нëм заключены большая страна и маленьк лужайка с зелëн травкой и звонк ручейком. Родина – это моя любим семья. Это ранн рассвет, тепл земля, синее небо, ласков солнце.
- Как озаглавим этот текст? (“Родина моя”, “Родной край”).
- Какая основная мысль текста? (Родина – это всë, что с нами рядом. Что любим, что дорого нашему сердцу)- Какая часть речи придает этому тексту эмоциональную окраску? (прилагательные)
- Каким стал текст с этими прилагательными?
ярким
понятным
душевным
д) Повторение алгоритма написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании прилагательного? (алгоритм написан на доске, закрыт)
Вспомним первый шаг алгоритма.
Найди словосочетание сущ. + прил.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомним как основу.
- А почему существительное главное слово? (Только от существительного можно поставить вопрос)
Вспомним второй шаг алгоритма.
2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
3. Выдели окончание в слове – вопросе.
4. Окончание вопроса – окончание прилагательного.
1042863329482104286316250520002596989какой
0какой
5. м. р. – ый - ийж. р. – ой – ей
е) Определим окончания прилагательных данного текста.
Дети работают у доски.
Самостоятельная работа.
- Из последнего предложения выпишите словосочетания существительное +прилагательное, напишите вопрос.
Работаем по алгоритму. Проверяем.
рассвет (какой?) ранний (м.р.)
земля (какая?) тëплаянебо (какое?) синее
солнце (какое?) ласковое
ë) Рефлексия. Кто не боится написания безударных гласных в окончаниях имëн прилагательных?
Кто научился решать эту орфографическую задачу?
Как будем действовать, если у прилагательного безударное окончание? (Повторяем алгоритм).
Учитель. Да! Ранний рассвет, теплая земля, синее небо, ласковое солнце - всë это наша земля, наша страна.
В минуты праздника и в будни
Мы обращаем нежный взор
К земле, которую мы любим,
Как дорог нам еë простор.
Земля, что нас с тобой взрастила,
Родная матушка – Россия!
Песня “То березка, то рябина”
а)- Нельзя заставить любить Родину. Но это чувство нужно воспитывать с детства. Многие писатели и поэты в 19-29 веках воспевали в своих произведениях нашу родину, наше Отечество. Великий русский писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал для детей учебные книги “Детский мир и хрестоматия”, “Родное слово”. Он писал для маленький читателей о природе, о школе. О Родине он написал статью “Наше отечество”. Язык текста научный, точный, понятный, образный.
- Прочитайте внимательно статью.
- Почему мы называем Россию Отечеством? (В ней жили испокон веку отцы и деды наши).
- Почему мы зовем ее Родиной? (Здесь мы родились, говорим родным языком, здесь всë нам родное).
Выборочное чтение.
- Прочитайте, почему мы называем Родину матерью.
- Что вы узнали о России?
1. О величии матушки России.
2. Россия многонациональная страна.
3. Столицами называли в то время Санкт-Петербург и Москву.
- Запишите слово Родина и подумайте, какие прилагательные можно подобрать к нему.
- На какой вопрос будут отвечать эти прилагательные? (какая?)
- Запишите вопрос и прилагательные, которые расскажут о Родине.
Родина (какая?) могучая, великая, светлая, большая, дорогая, единственная.
- Как вы понимаете слово Родина?
(Родина – это всë, что с нами рядом. Что дорого сердцу нашему. Это наш дом, наша школа. Наша семья. Утренний туман…)б) О нашем родном крае, о Можайске пишут многие поэты нашего района. Музыканты славят нашу священную землю в своих песнях. Глеб Николаевич Бурдин написал о нашем родном городе стихотворение и назвал его “Песня городу”.
Древний город весь солнцем обласкан,
Не любить его просто нельзя.
А зовут этот город Можайском.
Приезжайте к нам в гости, друзья.
Он лежит средь широких раздолий,
Вокруг рожь золотая шумит.
Рядом с ним Бородинское поле
Славу русскую вечно хранит.
На холмах под Москвою-рекою
Поспешите увидеть рассвет.
Угостим вас таким молоком мы,
Что вкуснее, наверное, нет.
Город – воин, и труженик щедрый
Поднимает свои этажи.
Постучитесь! Откроют вам двери
Люди доброй, широкой души.
- Послушайте это стихотворение.
- Что вы почувствовали? (Чувство гордости, Можайск – священный город. Стихотворение наполнено признанием любви к своей малой родине).- Прочитайте это стихотворение про себя.
- Какие прилагательные характеризуют наш город? Назовите их с существительными. (Древний город, широких раздолий, рожь золотая, славу русскую, труженик щедрый, души доброй, широкой).
5. Домашнее задание.
- Ребята, попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Напишите небольшой текст “Моя Родина”.
6. Подведение итога урока.
- Ребята, вы порадовали меня своей работой на уроке. Я благодарю вас. Мне так хочется верить, что вы будете дружить с книгами. Ведь они помогут нам разобраться в чувствах к родному дому, городу, стране. Михаил Пришвин сказал очень простые, но важные слова.
Учитель: Что такое Родина наша?
Перекличка.
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, не мокнут пчëлы.
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.
Учитель:
Наш отчий край, частица ты России.
Тебя мы любим, боготворим.
Цвети, расти и набирайся силы.
Тебе слова признанья говорим.