Урок литературы в 11 классе. «Лики любви в произведениях И.А.Бунина, А.И.Куприна». Подготовка к написанию сочинения по произведениям писателей
Урок литературы в 11 классе.
«Лики любви в произведениях И.А.Бунина, А.И.Куприна».
Подготовка к написанию сочинения по произведениям писателей.
Цели урока:
Образовательные:
обсудить особенности изображения высших человеческих чувств в произведениях писателей, выделить сходства и различия в подходах к реализации этой темы
продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
Развивающие:
развивать умение мыслить, анализировать;
обогатить словарный запас учащихся;
развивать навыки написания сочинения.
Воспитательные:
воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам;
формировать бережное и сознательное отношение к языку.
УМК и оборудование:
1 таблицы со справочные материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер.
ХОД УРОКА:
1. О/м.
II. Постановка цели урока.
Учитель. Сегодняшний урок, ребята, мы посвящаем любви – бесценному дару, окрыляющему человека, «огню, зажигающему душу». На протяжении веков тема любви волновала и одухотворяла, вдохновляя мастеров на создание шедевров искусства. О подобных произведениях мы и будем сегодня говорить. «Лики любви в произведениях И.А.Бунина, А.И.Куприна» - тема сегодняшнего урока.
III. Проверка домашнего задания группы 1: устные сообщения на тему: «Любовь в произведениях И.А.Бунина».
1. Слово учителя.
“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.Бунин. Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и сейчас вы, ребята, поделитесь впечатлениями от прочитанного. Как представлена эта тема в произведениях И.Бунина?
2. Сообщения учеников. «Любовь в произведениях И.А.Бунина».
(На фоне презентации, подготовленной учеником)
Примерные ответы учащихся.
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» - единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. “Темные аллеи” произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.
Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для него – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть, воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану, но все же это было счастье.
Удивительная также встреча людей, которые любили друг друга много лет назад в «Темных аллеях». Надежда через всю жизнь пронесла это чувство, так и не смогла выйти замуж и жить другой, новой жизнью: «Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот Поздно теперь укорять». Люди прошли мимо друг друга, а любовь жива, несмотря на прошедшие годы.
Для героев Бунина чувство любви - главное в жизни. Любовь, считает писатель, как ослепительная вспышка, озаряет души влюблённых, но вечно она продолжаться не может, т.к. требует высочайшего напряжения духовных и физических сил. Во многих рассказах писатель возвышал любовь. По его мнению, прекрасно только то чувство, которое естественно, не выдумано.
По мнению Бунина, любовь – высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление её духовной значимости не остаётся безнаказанным; герой, как мы видим, несчастлив всю свою жизнь.
Творческая работа - написание синквейна (работа в парах).
- Ребята, давайте обобщим услышанное, составив синквейн “Лики любви у Бунина”
Проверяя работы, приходим к выводу, что:
Любовь у Бунина:
Тайна
Манящая и страшная
Дурманит, притягивает, оглушает
Отметая всё предыдущее, распахивает перед человеком неведомые бездны
Высший суд
IV. Проверка домашнего задания группы 2: устные сообщения на тему: «Любовь в произведениях А.И.Куприна».
1. Слово учителя.
«Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в таланте, не в творчестве выражается индиви-дуальность. Но в любви» - говорил А.И.Куприн. Чтобы понять индивидуальность писателя, давайте, ребята, проанализируем, каким представлено чувство любви на страницах произведений писателя.
2. Сообщения учеников. «Любовь в произведениях А.И.Куприна».
(На фоне презентации, подготовленной учеником)
Примерные ответы учащихся.
Для Куприна это чувство всегда трагично, настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трагична и рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Суламифь из одноименного рассказа, несмотря на все страдания, благодарит царя Соломона за подаренное ей счастье.
Повесть “Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
Любовь в произведениях А.И. Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна, она не ждёт награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией.
Чистая и искренняя любовь-это основа личности. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен.
V.Творческая работа - написание синквейна (работа в парах).
- Ребята, давайте обобщим услышанное, составив синквейн “Лики любви у Куприна”
Проверяя работы, приходим к выводу, что:
Любовь у Куприна:
Идеал
Чистая, романтическая
Возвышает, жертвует, поглощает
Высокое чувство противостоит пошлости, вражде, равнодушию
Сильнее смерти
VI. Аналитическая работа: сравнение подходов в изображении любви И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Примерные ответы учащихся:
Во все времена поэты и писатели обращались к теме любви, потому что именно умение любить является основным достоинством человечества. Но все же, я думаю, никто так не умел говорить об этом чудесном чувстве, как Куприн и Бунин. Читая произведения этих писателей, чаще всего приходишь к мысли о том, насколько любовь сложна и многогранна.
Главные герои умеют любить по-настоящему, что случается очень редко в жизни людей. Именно это чувство помогает героям вырваться из круга обыденного, скучного, пошлого. Возможно, вырваться всего лишь на миг, даже заплатив за это счастье собственной жизнью, но все же познать и пережить чувство, которое недоступно многим людям. Я думаю, что И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях о любви прибегают чаще всего к контрасту, противопоставлению любящих, поскольку это слишком разные люди, как в духовном, в моральном плане, так и в социальном положении.
Заключение учителя:
Тема любви – одна из главных тем в русской литературе и одна из ведущих тем в творчестве Ивана Бунина и Александра Куприна. Почти во всех произведениях на эту тему история любви предстает через воспоминания героев и исход любви трагичен. Этот трагический характер любви подчеркивается смертью. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» – задает вопрос один из героев бунинских рассказов.
Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатели видят в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым.
Любовь мимолетна и неуловима. Герои никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно, и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.
VII. Развитие навыков написания сочинения
1. Слово учителя.
Изучение курса литературы 11 класса началось с произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна, воспевших трепетное, волшебное и волнующее чувство. Мы воспользуемся прекрасной возможностью и, завершая разговор о творчестве этих мастеров слова, попробуем самостоятельно порассуждать о любви.
Любовь высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античности. Тему Любви можно раскрыть по-разному. Это продолжите мысль
любовь к мужчине или женщине
любовь к родителям или ребенку
любовь к Родине
любовь к делу, которое ты выбрал.
Мы обратимся к теме любви между мужчиной и женщиной. Что такое любовь в вашем понимании? У каждого из вас свое представление об этом чувстве, и он обязательно поделится своими рассуждениями в сочинении, которое предстоит написать. К тому же в этом году вам предстоит пройти поверку умений писать сочинение – в декабре вы напишите работу на одну из предложенных тем. Вы знаете, темы заранее известны не будут, нам объявлены направления, по которым можно вести подготовительную работу. Они вам известны.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд презентации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2015-2016 учебного года.
Утверждены 5 направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь" и "Год литературы в России".
- Безусловно, сегодня мы более подробно остановимся на направлении «Любовь». Давайте обратимся к разъяснениям по заданному направлению тем сочинений.
Слайд презентации:
Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
- В сети Интернет проходит оживленная дискуссия по поводу предстоящих тем сочинений: педагоги пытаются предугадать вопросы, на которые нужно будет поразмышлять во время экзамена. Я отобрала несколько тем, содержание которых мы сейчас попытаемся обсудить.
Слайд презентации:
Примерные темы сочинений:
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Любовь сильнее смерти...
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви?»
Лицемерная любовь хуже ненависти.
(ученики в нескольких словах раскрывают основную мысль каждой темы)
Слово учителя.
- Каждый из вас выберет наиболее близкую ему тему, выразит свое отношение к проблеме, подкрепит свои размышления литературными аргументами. Над примерами из произведений литературы долго думать не придется: сегодня мы вспомнили прекрасные любовные творения великих мастеров - И.А.Бунина и А.И.Куприна. Осталось лишь поговорить о структуре сочинения.
Слайд презентации:
Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
Объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
- При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли. Не забывайте о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексики и грамматических конструкций. И последнее. На столах у вас лежат таблицы. Надеюсь, они помогут вам в написании творческой работы.
Таблицы на столах учащихся:
Советы по написанию сочинения.
Вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:
высказывание своего взгляда на проблему;
вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
обоснование причин обращения к этой теме;
эмоционально ввод в тему сочинения;
использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
оформление вступления в виде вопросов
Заключение может представлять собой:
обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
обращение к оригинальной цитате.
VIII. Рефлексия.
- Ваши впечатления от урока?
- Какие важные вопросы были затронуты на сегодняшнем уроке?
- Дайте оценку собственной работы.
- Оцените значимость урока.
IX. Домашнее задание: написать сочинение по выбранной теме в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускному сочинению.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
ђЗаголовок 2Заголовок 315