Педагогический проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»
Педагогический проект
«Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Разработал:
Попова Наталья Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Бийск
Педагогический проект
«Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Введение
Автор проекта: педагог дополнительного образования Попова Наталья Валентиновна
Участники проекта: обучающиеся школы раннего развития «Витаминка» МОУДОД «Детско – юношеский центр «Приобский»
г. Бийск
Возраст участников проекта: 6-7 лет
Реализуется в течение учебного года.
Объект проектирования: педагогическая ситуация.
Идея проекта: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Проводя занятия математики в школе раннего развития, я заметила, что дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения, редко правильно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, плохо усваивают программный материал, неправильно выполняют сложные задания. Проанализировав ситуацию, я поняла, что на занятиях не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто заучивают счет неосознанно, механически. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Чтобы помочь детям справиться со всеми этими проблемами, включаю в занятия развивающие игры.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста в условия школы раннего развития.
Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях формирования математических представлений у детей дошкольного возраста школы раннего развития «Витаминка».
Методы работы, используемые в проекте:
В процессе работы над проектом использовались следующие методы:
метод наблюдения, описательный метод, метод тестирования, анализа.
Продолжительность проекта:
Начало работы: сентябрь 2008г.
Завершение проекта: май 2009г.
Теоретическая (реферативная) часть
В реферате (см. Приложение № 1) написано о роли игр в развитии ребёнка, о том, что воспитательное и развивающее значение игр огромно. Они формируют культуру, способствуют усвоению социальных норм и правил.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребёнка. В реферате представлена характеристика основных видов игр и их классификация:
игры, возникающие по инициативе ребёнка, - самодеятельные игры;
игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса - народные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.
Более подробно рассмотрен второй класс игр, включающий игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие). Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. В процессе обучения дошкольников математике развивающие игры непосредственно включаются в занятия, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
3. Проектная часть
Работа над проектом проводилась в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь-октябрь) проводилось тестирование группы детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений.
Изучалась и анализировалась литература. Были изучены произведения и статьи педагогов-новаторов и педагогов-классиков.
На втором этапе (ноябрь-декабрь) разрабатывалась система развивающих игр.
Основной этап работы над проектом проходил с января по апрель. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы развивающих игр в процесс обучения дошкольников математике.
Четвёртый этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования развивающих игр и игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.
В сентябре 2008г. в группе школы раннего развития «Витаминка» было проведено тестирование детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений.
В нём участвовали дети 6-7 лет в количестве 14 человек.
Детям были предложены тесты на выявление математических представлений.
В результате тестирования было обнаружено, что дети не способны оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности; самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам, решать логические задачи.
В качестве критериев оценки уровня развития элементарных математических представлений использовалась уровневая система.
На этом же этапе работы была изучена литература (см. Список литературы).
Затем начался период разработки и систематизации развивающих игр.
Было выделено 5 классов игр, направленных на развитие у дошкольников элементарных математических представлений.
Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и постепенного усложнения.
Сравнение предметов
Пространственно – временные представления
Геометрические фигуры и величины
Цифры и числа
Логические задачи и головоломки
Сравнение предметов
Цель: развитие умений различать предметы по величине, длине, ширине и толщине; формирование представлений о свойствах предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями в играх задания усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Играя, они приобретают умение складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.
Игры, которые включены в данный раздел, способствуют развитию основных механизмов восприятия человеком свойств окружающего мира.
Пространственно – временные представления
Цель: Развитие навыков восприятия пространства: как далеко, близко; на - над, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу; выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще – тоньше, раньше – позже; позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра; установление последовательности событий, последовательности частей суток, дней в неделе, месяцев в году; ориентировка на листе бумаги в клетку.
Пространственные представления расширяются и закрепляются в упражнениях на ориентировку в пространстве.
Эффективны также упражнения, в которых дети определяют своё положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном), учатся передвигаться в заданном направлении.
Детей учу ориентироваться на листе бумаги. Они овладевают умением раскладывать определённое количество предметов в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине пр. можно давать и такие задания: «Слева на лист положите пять кругов, а справа на один больше» и т.д.
Полезно проводить игры в лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок, указателей, перемещаться в пространстве в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание ребёнка, помогают ему преодолеть путь по схеме, которая указывает начало и конец маршрута.
Детей продолжаю знакомить с понятием «сутки». В этом помогают картинки, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня.
Когда дети осваивают порядковый счет, учу их связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.
Геометрические фигуры
Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры по форме; составление фигур из частей и деление фигур на части, конструирование фигур из палочек; формирование представлений о точке, прямой, луче, многоугольнике, углах.
Развивая представление детей о форме, я даю им задания нарисовать разные четырёхугольники; выложить из палочек и т. д.
Знания детьми формы геометрических фигур позволяет проводить игры разной степени сложности.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур я учу узнавать в окружающих предметах круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр; находить предметы одинаковой и разной формы (книга, картина, полотенце – прямоугольные; тарелка, блюдце, часы - круглые и т. д.)
С моей помощью дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы.
Цифры и числа
Цель: Формирование понятия «один» и «много»; образование последующего числа путём прибавления единицы; состав чисел первого десятка, число ноль и его свойства; формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10; решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.
С моей помощью дети овладевают количественным и порядковым счётом в пределах 20, сравнивают числа по месту, которое они занимают в числовом ряду, начинают понимать количественное и порядковое значение числа. Дети упражняются в счёте, отсчитывании, воспроизведении количества предметов и их изображений на карточках, картинках, а также звуков, движений; учат сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы, различать и сравнивать параметры протяженности; углублять понятие «единица»: знакомятся с количественным составом числа из единиц, с отношением части и целого на основе деления предметов на равные части, расчленения множеств на части и объединения их в единое целое.
В математике важным является не качество предметов, а их количество.
В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Логические задачи и головоломки
Цель: Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии); увеличение объёма внимания и памяти;
Логические задачи помогут детям освоить логическую операцию «сериации», лучше ориентироваться в пространстве. Загадки и предлагаемые упражнения позволят овладеть такими логическими операциями мышления, как анализ и синтез, способность рассуждать, делать выводы. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Самый важный этап работы над проектом продолжался в течение 4 месяцев. На занятиях математики широко использовались разработанные развивающие игры (см. Приложение № 2 )
Написаны планы-конспекты занятий с активным использованием развивающих игр, направленных на развитие математических способностей дошкольников. (см. Приложение № 3)
Было предположено, что при использовании развивающих игр на занятиях математикой у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие умения:
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
соотносить цифру с количеством предметов.
составлять и решать задачи.
измерять длину предметов.
разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
ориентироваться на листе бумаги в клетку.
называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
продолжать заданную закономерность.
узнавать, называть геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
А также будут сформированы приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
В мае 2009г. была проведена диагностика (см. Приложение № 4), целью которой было выявление успешности обучения дошкольников математическим представлениям по разработанной системе развивающих игр.
Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий. Например, некоторые из них:
- Задания, направленные на выявления знаний количественных отношений в натуральном ряду чисел, количественный состав числа; сложение, вычитание.
Поставить нужные числа и расставить знаки (< > =),
завершить числовую цепочку, др.
- Задания, направленные на ознакомление с плоскими геометрическими фигурами; выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур; определение формы предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.
Необходимо соединить стрелками геометрические фигуры с похожими на них предметами.
Соединить большую фигуру с маленькой.
- Задание, направленное на умение ориентироваться в пространственных отношениях: справа – слева, впереди - позади, вверху - внизу, на, под, над.
«Нарисуй синий квадратик в правом нижнем углу. Над ним нарисуй красный кружок. Продолжи рисунок нитки бус». Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
- Задание, направленное на определение умений ориентироваться во времени.
Сколько времени изображено на часах?
Соедини с рамочкой.
Оценка выполнения заданий:
высокий уровень - задание выполнено правильно,
средний уровень - при выполнении задания допущено 2-3 ошибки.
низкий уровень - при выполнении задания допущено 3-4 ошибки.
Все результаты диагностирования детей заносятся в итоговую таблицу, по которой виден рост развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В результате использования развивающих игр на уроках математики были зафиксированы изменения в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. В процентном отношении это составило более 50% от предыдущих показателей диагностики.
Математика (2008-2009)
начальная
итоговая
Количество детей
14
14
высокий
3%
54%
средний
32%
46%
низкий
65%
0%
Данные диагностики полностью подтвердили гипотезу о том, что развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
4. Заключение
Педагогический проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» реализован полностью. Разработана система развивающих игр, которые внедрены в процесс обучения математике детей дошкольного возраста. На основании анализа итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что накопление математических навыков и представлений происходит с помощью развивающих игр, в процессе которых дошкольник приобретает отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково, пополам.
Большую пользу принесли игры и упражнения на составление фигур из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствовали развитию зрительного анализа.
Таким образом, игры, используемые на уроках математики, содействуют развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что изучено значение развивающих игр как основы развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, разработана вариативная форма использования игр на занятиях математикой, которая апробирована и подтверждена результатами диагностики.
Используя различные развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса.
5. Литература
Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» Ярославль. Академия развития 1998г.
А.В. Белошистая «Современные программы математического образования дошкольников. Ростов–на-Дону «Феникс» 2005г.
О.И. Бочкарёва «Развитие речи. Занимательные материалы» Волгоград « Корифей» 2008г.
Ю. Гатанов «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» Санкт – Петербург 2000 г.
Ю. Гатанов «Развиваю память» «Питер» Санкт-Петербург 2000г.
И. Ехевич «Развивающие игры для детей» Физкультура и спорт. Томск. 1980 г.
З.А. Серова «Знакомлюсь с математикой» «Питер» Санкт-Петербург 2000г.
Ю. Соколова «Арифметика». Москва. Эксмо. 2005.г.
Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька» Практический курс математики для дошкольников. Москва 2005 г.
Л.В. Шевелёв «Развивающие игры для дошкольников» Издательство института Психотерапии Москва 2001г.
Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» Москва «Вако» 2005г.
П.Г. Федосеева «Игровая деятельность на занятиях по математике» (старшая группа) Волгоград « Корифей » 2009г.
П.Г. Федосеева «Игровая деятельность на занятиях по математике» (подготовительная группа) Волгоград « Корифей » 2009 г.
Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с.
Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для
Дошкольников». М. Просвещение,1992.-192с.
13PAGE 15
13PAGE 141215
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415