Методика практического обучения рукопашному бою
Методика практического обучения рукопашному бою
Кандидат в мастера спорта СССР по дзю-доГуменюк Ростислав Иванович,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Ковыльненская школа им. А. Смолко»
Раздольненского района Республики Крым
В данной работе мы остановимся лишь на основных принципах обучения, изложим нашу точку зрения на организацию и проведение занятий, обучение различным техническим приемам рукопашного боя.
I. Основные принципы методики обучения
Мы считаем, что обучать приемам рукопашного боя нужно на всех видах оружия (винтовках, карабинах, автоматах, ножах и т. д.), имеющегося на вооружении. Для совершенствования в выполнении приемов рукопашной схватки, для развития нужных в рукопашном бою качеств следует применять деревянные ружья или палки с мягкими наконечниками.Обучение техническим приемам и способам рукопашного боя следует проводить на специальных занятиях за счет часов, отведенных на кружковую работу. Дальнейшую тренировку надо проводить на занятиях по тактической подготовке при разрешении конкретных тактических задач.Главными элементами методики обучения техническим приемам рукопашного боя, на наш взгляд, являются:- образцовый показ приема с кратким пояснением его назначения и техники еговыполнениявбою;- изучение приема сначала в целом (выполнить 3-5 раз);
- отработка нужных приемов по элементам и устранение грубых ошибок;
- тренировка в целостном выполнении приема (детали приема отрабатываются постепенно, в ходе тренировки). В начальный период подготовки основой методики занятий являются:а) групповое изучение;
б) самостоятельная тренировка (одиночная или парная).Одна из задач изучения приемов рукопашного боя и тренировки - развитие и совершенствование волевых и физических качеств. Это достигается путем многократного повторения приемов (по коротким командам, знакам, сигналам обучающего), насыщения занятия элементами внезапности, неожиданности, включения в тренировку коротких по времени, но часто повторяющихся действий, требующих быстроты и большого напряжения, чередования на занятиях различных приемов и действий: ходьбы, бега, прыжков,метаниягранат,лазанияит.п. В первую очередь целесообразнее изучать наступательные приемы и действия, а затем связанные с ними защитные действия. После того как прием освоен, надо тренировать его в исполнении этого приема в различных условиях и в сочетании с ранее изученными приемами. При комплексной тренировке нужно чередовать выполнение различных способов действий, например: действия, требующие быстроты,
- с действиями, приучающими к осторожности и точности; действия, развивающие силу и выносливость,
- со спокойными и малоподвижными; стремительные действия с возгласами и криками
-сдействиямискрытными,бесшумными. В начальный период подготовки следует тренировать в действиях, требующих не длительного, но сильного напряжения, а затем, когда ученики получат нужную подготовку, вводить короткие предельные и длительные большие напряжения. Таким образом, вырабатывается разносторонняя выносливость. Добиваясь, чтобы ученики действовали тактически грамотно и осмысленно, необходимо усложнять обстановку, приближать ее к боевым условиям. С этой целью на занятиях от учащихся нужно требовать:- передвижения и преодоления препятствий всеми способами, сообразно местностипообстановке.
II. Организация и проведение занятий
Опыт показывает, что обучение рукопашному бою целесообразнее проводить в форме двухчасового учебно-тренировочного урока не реже двух раз в неделю. Урок проводится в таком порядке:Вводнаячасть (10-20минут).Задача. Подготовка к занятиям. Тренировка в быстрых, сноровистых действиях при выполнении простейших (изученных ранее) приемов и способов.Содержание. Объяснение цели занятия. Следование к месту занятий с решением коротких задач: передвижение различными способами, преодоление препятствий, действия по неожиданным вводным, командам и сигналам.Основнаячасть (50-60минут).Задача. Изучение новых (очередных) приемов рукопашного боя и тренировка в выполнении их в различных условиях и в разных сочетаниях.Содержание. Изучение способов передвижения, преодоления препятствий. Приемы боя на палках с мягким наконечником. Приемы боя ножом, подручнымисредствамиибезоружия.Заключительнаячасть (10-30минут).Задача. Комплексная тренировка в выполнении приемов и действий в различной обстановке, на разнообразной местности (для развития выносливости, быстроты действий и других, нужных в бою качеств).Содержание. Передвижение, преодоление препятствий, метание "гранат", парные и групповые бои (короткие эпизоды боя), ходьба, повороты.Отметим, что в основной части занятия полезнее изучать небольшое количество новых приемов и способов (2-3), совершенствуя уже усвоенные ранее.Занятия по подготовке к рукопашному бою могут быть организованы одновременные, сменные и смешанные.
IV. Методика обучения отдельным приемам и способам
Ниже мы рассмотрим вопросы методики обучения приемам боя с ножом
Обучение приемам боя ножом (клинковым штыком)
Для оборудования места занятий необходим резиновый нож на каждую пару учащихся.
Приемы изучаются сначала на месте, затем в движении. Обучение защите от ударов ножом и ответным действиям удобнее проводить в двух шеренгах. Ученики выполняют приемы парами: одни наносят "удары", а другие защищаются и выполняют ответные действия (рис. 9). Изучают эти приемы по команде "Ножом сверху (снизу, сбоку)бей!" Тренировку в исполнении данных приемов нужно проводить резиновыми ножами. Особое внимание следует уделять освоению приемов быстрого, стремительного и неожиданного нападения. Ответные действия для защиты от удара ножом (выкручивание руки, удары ногой и т. п.) только обозначать.