Сценарий интегрированного урока по теме: «Чорон –волшебный кубок народа саха». Сценарий интегрированного урока по теме: «Чорон –волшебный кубок народа саха».


Габышева Мария Иоиловна, учитель якутской культуры
Сценарий интегрированного урока
по теме:
«Чорон –волшебный кубок народа саха».
5 класс.
Учебно-воспитательные задачи:
1.Образовательная цель:
Развитие межпредметных связей (культура народов РС(Я)+ ИЗО + технология); повторение темы «Традиционные занятия якутов»; повторение методов лепки из соленого теста, нанесения техники нанесения рисунка остро заточенной палочкой, раскрашивания мягкой кистью, создания графического рисунка и создания основного фона, объяснение основных значений орнаментального рисунка, символики орнамента.
2. Воспитательная цель:
Формирование основ научного подхода к изучению культурологии; формирование коммуникативной, информационной компетентности учащихся; формирование компетентности самоорганизации и самообразования учащихся;
3. Развивающая цель:
Развитие мышления, воображения, памяти, внимания; сенсорной сферы (чувств, эмоции);
Вид урока: Интегрированный (культурологи + ИЗО + технология);
Тип урока: Комбинированный; закрепления ЗУН с применением ИКТ;
Форма урока: Урок – лекция с применением ИКТ;
Форма работы: Индивидуальная;
Демонстрации: Разновидностей якутской деревяннойпосуды – чорона, картин якутских художников-графиков В.Р.Васильева «Сарлана», В.С.Карамзина «Кумысопитие», фото «Танец с чоронами» из альбома «Река Лена», песня «Дьол кымыhа» в исполнении народной артистки ЯАССР Анастасии Варламовой.
Материалы и оборудования: проектор; компьютер, экран; разделочные доски по количеству учащихся, заготовки соленого теста, заостренные палочки для нанесения рисунка (зубочистки), мягкие кисточки, акварельные краски, слайд с образцами орнаментом и рисунком чорона.
План урока: 1. Орг. момент – 3 мин
2. Проверка ЗУН – 7 мин
3. Изучение нового материала – 20 мин
4. Практическое занятие -45 мин.
4. Закрепление нового материала, выводы – 7 мин
5. Д/З -3 мин
Ход урока:
1. Орг. момент – 3 мин
Приветствие, перекличка.
2. Проверка ЗУН – 7 мин.
1. Вопросы устного опроса:
- Из чего изготавливали в старое время посуду?
- Почему именно из дерева и бересты изготавливали посуду?
- Почему берестяная посуда очень популярна и у якутов, и у русского народа?
- Какие продукты питания являлись основными в рационе якутов?.- Какие якутские блюда готовят в вашей семье?.- Какой любимый напиток народа саха?
3. Изучение нового материала:
Учитель культурологии: Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностями якутской деревянной посуды, а основное внимание уделим сосуду, из которого пили целительный, священный напиток кумыс из кобыльего молока – чорону… (Используются слайды презентации). Уделяется внимание технологии времени заготовки дерева, видов деревьев, которые подходят для изготовления посуды, дается понятие орнамента – чередующихся узоров, технологии изготовления кубка. Прослушивается песня в исполнении Анастасии Варламовой.
Дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с вами с деревянным кубком для питья – чороном. Тема у нас называется чорон – волшебный кубок народа саха. Посмотрите на чороны, которые я показываю вам сейчас. В эти кубки чороны якуты наливали волшебный целительный напиток из кобыльего молока кумыс. Этот кубок и кумыс якуты воспевали в своих песнях, пили кумыс на празднике летнего изобилия – ысыахе. Сейчас ребята прочитают стихи якутского поэта Ивана Алексеева «Чорон».
- Ребята, как называется кубок, из которого пили кумыс, молоко?
Действительно, бодрящий целительный напиток кумыс хорошо утоляет жажду в жаркие летние дни, лечит от многих болезней. Напиток изготавливают из кобыльего молока. А лошадь – божественное животное, посланное богами людям, поэтому и кумыс, и кубок чорон считаются волшебными.
- Почему чорон якуты называют волшебным кубком?
Чороны в глубокой древности изготавливали из глины и дерева, а сейчас стали изготавливать из стекла и фарфора. Дерево был самым доступным материалом. - Почему дерево было основным материалом для изготовления посуды?Посмотрите на экран, ребята, на картине якутского художника В.Р.Васильева «Сарлана» изображено как якутские мастера долгими зимними вечерами, греясь у огня камелька изготавливают чороны, острым якутским ножом любовно вырезают узоры, напевая протяжные долгие песни. Посмотрите на форму чорона, она напоминает фигуру женщины, так как женщина – символ плодородия. Посмотрите на этот чорон, она напоминает по своей форме полураскрывшийся бутон любимого якутами цветка сарданы.
А какие узоры на чоронах, посмотрите внимательно на эти чороны. Как красиво они украшены. Изумительную красоту узоров воспевают в стихах многие якутские поэты. Послушаем отрывки: (учащиеся читают отрывки из стихотворения «Кумыс»).
- Какую форму имеет чорон? Как выполняются узоры на чороне?
Обратите внимание, ребята, чороны не покрываются краской, они сохраняют естественный цвет дерева, из которого они изготовлены. А это комель березы, лиственница, сосна, осина. Комель березы – это прикорневая часть березы, а ствол березы от старости становится трухлявым, поэтому не годится для изделий. Прежде чем начать вырезать чорон дерево надо обработать должным образом, чтобы изделие потом не ломалось, не трескалось. Во-первых, деревья заготавливать надо зимой, когда дерево спит. Если летом срубить дерево, оно сгниет. Затем весной его топят в речках или озерах, т.е. вымачивают. Затем год дерево лежит сохнет. А только потом распиливают на нужные куски, отваривают в отваре лиственничной коры и смазывают много раз жиром. Только после этого дерево становится прочным, эластичным. Если сразу начать вырезать посуду, через некоторое время дерево высохнет, изделие даст трещины и станет непригодным для использования.
Какие деревья подходят для изготовления посуды? Можно ли сразу начать изготовления посуды?
Узоры вырезаются ножом прямо по дереву. Каждый мастер украшает чороны своим понравившимся ему орнаментом, но есть и свои символы. В древности каждый орнамент имел свое магическое значение. Например, прямые или косые вертикальные линии обозначали траву, овальные или круглые узоры – облака и солнце, ромбы – символ плодородия, овалы с вертикальными черточками – облака с дождем. Каждый орнамент отделялся горизонтальными прямыми или волнистыми линиями, отделяющими орнамент от орнамента. Эти линии также служили для отделения неба от земли, от космоса.
Как выполняются узоры на чороне?
Посмотрите, на этот чорон. Здесь чередуются следующие узоры – солнце, тучи с дождем, затем опять солнце, в самом верху – косые встречные горизонтальные черточки. Эти узоры орнамента символизируют молитву на изобилие, наполненность кубков. Если будет солнце, дожди будут чередоваться с ясными солнечными днями, будет много травы. Будет много травы, будут сыты коровы и лошади, будет много молока, будет много кумыса, у людей будет много еды и напитка кумыса.
- Что собой символизируют узоры орнамента?
На празднике ысыах, свадьбах все обряды начинались с молитвы-алгыс, посвященной божествам айыы. Якуты благодарили богов за счастье, благополучие, а счастье и благополучие людей – это в первую очередь еда и кумыс. На этих праздниках в знак пожелания друг другу здоровья, счастья и благополучия по кругу передавали друг другу большие чороны с кумысом. Таким образом, кубок можно назвать и заздравным кубком.
3. Рефлексия урока:
Теперь, ребята, давайте проверим себя, как мы запомнили сегодняшний урок, ответив на вопросы теста. Посмотрите на экран, я зачитаю вам вопросы и варианты ответов. Вы выбираете один из вариантов ответа, который считаете правильным и отмечаете на листочках, которые перед вами на партах. Например, ставите номер вопроса 1 и ставите букву ответа.
Выводы урока:
Учитель культурологии: После просмотра слайдов, какие выводы вы сделаете?
Ученики:
1. Мы узнали, что для изготовления деревянной посуды подходят не все деревья, а в основном сосна, лиственница, комель березы, ясень, тополь.
2. Деревья надо заготавливать зимой, когда останавливается рост дерева.
3. Надо дерево вымочить, высушить, отварить в отваре лиственничной коры, смазать жиром, тогда посуда не будет ломаться.
4. В чорон наливали кумыс – напиток из кобыльего молока, он целебный, лечит от многих болезней, бодрит, хорошо утоляет жажду.
5. Чороны украшали орнаментом. Каждый узор имел свое значение. И орнамент на чороне говорил о том, чтобы всегда был кумыс, тогда люди будут сыты и счастливы.
Учитель ИЗО, технологии:
Берем кусочек теста, разминаем в руках, растягиваем в длину и сворачиваем в трубочку, придаем руками форму овала как это изображено на слайде. Нижнюю часть трубочки слегка вытягиваем и придаем форму ножки. Посмотрите внимательно как это делаю я. Тперь выравниваем края чорона. Проглаживаем боковины, чтобы поверхность была мягкой. Теперь ваш чорон должен немного просохнуть. За это время вы выбираем орнамент. Нанесение рисунка будет с верхней части чорона, значит выбираем первый узор – траву. Как ее изображают:
Ученик: в виде вертикальных палочек или слега наклоненных палочек, или палочек наклоненных справа и налево, т.е. колышущейся травы.
Учитель ИЗО, технологии: затем отделяем шнуровым орнаментом. Что это за орнамент:
Ученик: Шнуровой орнамент – мелкий волнистый узор, он не имеет большого значения, его применяют для отделения одного узора от другого.
Учитель ИЗО, технологии: Затем мы выбираем узор солнца, чтобы были солнечные дни, хорошо росла трава, как она обозначена?
Ученик: Это полукруги, овалы.
Учитель ИЗО, технологии: Но если все время будет солнце, то трава от жары высохнет и пожухнет, какой узор необходим?
Ученик: нужен дождь, это овал заштрихованный. Но перед следующим узором, нам надо отделить ее шнуровым.
Учитель ИЗО, технологии: Правильно, наносим узор дождя. Таким образом символика всех узоров что обозначает?
Ученик: Если будет хорошая погода с дождем, солнцем, а не все время дождь или все время солнце, будет хороший урожай сена. Тогда будет много корма для коров и лошадей. А коровы и лошади будут давать молоко, мясо. Тогда будут сыты, здоровы и счастливы люди.
Учитель ИЗО, технологии: Таким образом, эти узоры являются заклинанием богов на изобилие, счастье, здоровье людей и множество скота – основного богатства якутов.
Теперь у нас уже подсохли заготовки чоронов. Начинаем раскрашивать их. Рисунок орнамента должен быть тонким, четким, хорошо видным. Как называется четкий рисунок карандашом, углем, стилем?
Ученик: графический рисунок.
Учитель ИЗО, технологии: Как вы думаете, чем его лучше наносить на соленом тесте?
Ученик: лучше стилем, т.е. остро заточенной палочкой. Для этого хорошо подходят готовые зубочистки.
Учитель ИЗО, технологии: Вначале мы наносим рисунок только палочкой без краски, т.е. слегка процарапываем рисунок. Сильно давить не надо, чтобы не испортить заготовку. Если выходит немного криво, мы рукой подправляем тесто и снова наносим рисунок.
Теперь аккуратно наносим шнуровой орнамент, волны старайтесь делать мелкими, тогда смотреться будет красиво. Посмотрите вначале как это делаю я. (подходит ко всем по очереди и показывает фрагмент нанесения рисунка).
Затем начинаем узор солнца-солярия. Выполняет аккуратно один овал, затем вплотную следующий овал. Старайтесь делать одинакового размера. Неровности выравниваем рукой.
Затем опять выполняем шнуровой орнамент.
Теперь приступаем к выполнению тучи с дождем, т.е. заштрихованные овалы.
Давайте посмотрим как у вас получилось. Молодцы. (поправляет тех, у кого получилось плохо).
Физкультминутка: (включает музыку – шум леса). Ребята, давайте передохнем. У нас устали пальцы, разомнем пальчики (показывает действия), устали запястья, сделаем замочек, и попробуем его открыть налево-направо.
Встанем и сделаем движения совы. Сова крутит головой по сторонам, тело ее неподвижно. Крутим, старается увидеть соседа сзади. Это упражнение выполняйте дома, если устали сидеть за уроками, компьютером, чтобы шею размять, кровь хорошо приливала к голове.
Мы наносили мелкий рисунок, у нас устали глаза. Крепко зажмурьте глазки, представьте черноту. Один-два-три-четыре-пять. Открыли глазки. Повторим еще (5 раз).
Мы сидели сильно наклонившись и сжимали грудную клетку, у нас легкие не получали достаточно кислорода. Займемся дыхательной гимнастикой йоги. Через нос втягиваем воздух, задерживаем дыхание. Один-два-три-четыре-пять. Выдыхаем медленно через рот, причем остатки воздуха буквально выжимаем из животика, вот так (показывает. Повтор 5 раз).А теперь разомнем ножки – приседания, вздох носом, выдох через рот. Повтор 5 раз. Как на вас действует музыка, что вы чувствуете?
Ученик: Как будто лето сейчас, деревья шумят, ручей шумит и птицы поют. Мне даже стало жарко как летом.
Учитель: Почувствовали себя отдохнувшими?
Все: да.
Учитель ИЗО, технологии: Теперь приступаем к завершающей части нашей работы – раскрашивание узоров. Набираем кисточкой коричневую краску и обводим процарапанный рисунок. Пока вы раскрашиваете я включу вам музыку – звуки деревни. Якутские мастера долгими зимними вечерами вырезали ножом чороны, вырезали на них узоры, напевая протяжные песни. А за окном свистел ветер, из хотона доносились мычание телят, изредка ржание коня, мерный хруст сена, которые жевала корова. Вот уже полночь, все стихло, только слышен свист ветра…
Закончили? Посмотрим, ребята, какими получились ваши изделия. Поставим на стол свои чороны и оценим какие лучшие работы (Ребята называют понравившиеся работы и мотивируют свою оценку - аккуратность исполнения, четкость рисунка, форму чорона, как она выполнена).
Учитель культурологи: Я проверила ваши ответы на тест и хочу отметить, что большинство хорошо усвоила новый материал, правильно выбрав вариант ответа. (Раздает листочки с ответами, огласив оценки).
Сегодня вы очень хорошо поработали на этом уроке.
Вопросы:
Понравился вам урок?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового узнали о культуре якутов?
Какие виды изобразительного искусства вы применили на уроке?
Чему научились на уроке?