Духовно-нравственное воспитание личности средствами школьного театра.
Евтушенко Елена Владимировна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №1, учитель начальных классов высшей категории, учитель ОПК, руководитель РМО ОПК Багаевского района.
Выступление на секции «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе художественно-творческой деятельности».
Тема выступления: «Духовно-нравственное воспитание личности средствами школьного театра».
Аннотация: Школьный театр способен решить задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся естественно, без принуждения, ненавязчиво, между делом, в игре. Театр – самая удачная форма взаимовоспитания и общения ребят, которая духовно объединяет учителей и учащихся, школу и родителей.
Ключевые слова: школьный театр, воспитание духовно богатой творческой личности.
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально - ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования и самовоспитания.
Школьный театр способен решить поставленные задачи естественно, без принуждения, ненавязчиво, между делом, в игре. Ведь театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы, это мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии.
Театр – самая удачная форма взаимовоспитания и общения ребят. Театр духовно объединяет учителей и учащихся, школу и родителей.
Человек рождается для добра и любая деятельность должна учить ребёнка, прежде всего, добру – не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.
Через театральную игру ребёнок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учится искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно – следственные связи в жизни; постигает культурную традицию народа, которая отражается в литературе, фольклоре, в религии; учится распознавать зло под лицемерной маской добра; задумывается над сложнейшими понятиями – что такое счастье, справедливость, добро, честность, как бороться со своими недостатками, как научиться дружить и т. д.
Театральная деятельность школьников позволяют приобретать школьникам социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни (познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений); формировать позитивное отношение детей к базовым ценностям общества; получать опыт самостоятельного социального действия при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
В результате занятий ребёнок учиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
· Дети, особенно младшие школьники, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку, которая учит детей ориентироваться в пространстве, строить диалог, запоминать слова героев спектакля, развивает зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, отрабатывает дикцию, воспитывает нравственно-эстетические качества.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе огромные воспитательные возможности. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, помогаем ребёнку заметить в себе и постараться преодолеть их. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе. Для спектаклей чаще всего используем сказки, притчи, как народные, так и авторские.
За период существования театрального кружка нами были поставлены и показаны зрителям спектакли: «Дар Артабана» (по сказке Г.С. Петрова), «Три ржаных колоска» (по сказке З. Топелиуса), «Звезда» (свящ. Дионисия Астахова), «Под грибом» (спектакль к Покрову Божией Матери по сказке В.Г. Сутеева), «Как цыплёнок маму искал», «Сказка про Мальвину, блины и русскую масленицу», «Девочка со спичками» (по сказке Г.Х. Андерсена), «Гуси – лебеди», «Легенда о шахматах», «Ежики, тропинка и Рождественская звезда» и другие.
Свои спектакли показываем на районном рождественском празднике в ДК, в доме престарелых, детских садах, участвуем в епархиальных фестивалях православной культуры.
Ежегодно мои воспитанники принимают участие в епархиальных фестивалях православной культуры и творчества «Свет Рождества», «Пасха красная» в номинации «Художественное слово» и становятся лауреатами и дипломантами.
Работа педагога направленна, прежде всего не на подготовку выступления, а на развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие творческого потенциала, индивидуальности, формирования позитивных черт характера, воспитание духовно богатой творческой личности.
Каждое занятие предполагает личностно-ориентированный, деятельностный подход и создает условия для естественного творческого общения с каждым ребенком в атмосфере добра и любви.
Дети с радостью готовятся к спектаклям, пробуют сами сочинять стихи, сказки, басни, инсценируют их. Вместе с родителями ребята готовят костюмы и декорации.
Ребята становятся добрее, отзывчивее, внимательнее к другим. А это главное!
15