Выступление на августовской конференции по духовно-нравственному направлению Смотрю на жизнь по-новому….


МБОУ Ленинская СОШ
«Смотрю на жизнь по-новому»
(О духовно-нравственных аспектах воспитания)
Овод Татьяна Викторовна- учитель начальных классов
03.12.2013

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания».
Ученый Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку».
Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.);
культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).
Культура поведения учащихся в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
Ученый И.Ф.Харламов считал, что содержание нравственности заключается в следующем:
1. В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить.
4. В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. В человеколюбии и гуманности.
Нравственное воспитание осуществляется всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, самодисциплина.
Считаю, что патриотизм – самое глубинное осознание совей родственности с Отчизной, это целостное отношение к Родине. В патриотизме закодированы высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм – стержень духовно-нравственного воспитания.
Сегодня не модно говорит о любви к своей Родине. Стало привычнее ее ругать, говорить о ее падении и ничтожестве. Но попробуйте представить государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне. У такого государства нет будущего. Именно поэтому патриотическое направление воспитательной работы, считаю, является приоритетным, а также одно из главных в духовно-нравственном воспитании.
Я хочу рассказать, о том, какие инновационные педтехнологии патриотического воспитания применялись мною в качестве классного руководителя и в качестве учителя ОПК.
Патриотическое воспитание может реализовываться через разнообразные виды уроков героико-патриотической направленности. Прекрасен для этого благодатный исторический материал Великой Отечественной войны. Нам действительно, не дает покоя память о тех великих событиях. По этой теме и другим военно-историческим событиям были проведены: проблемные уроки «Великая Отечественная война. Цена победы», дискуссии, уроки мужества «Их подвиг бессмертен», уроки-конференции и др. Эти уроки позволяют сформировать у учащегося активное отношение к изучаемым событиям.
Изучение истории Великой Отечественной войны может дополниться встречами с участниками и свидетелями знаменательных событий. После этой встречи можно попросить учащихся написать сочинения, рассказать о своих родственниках, выпустить стенгазету.
В нашу школу мы часто приглашаем ветеранов войны, которые живут в нашем хуторе. Стараюсь подготовиться к встрече заранее и организовать эту встречу не в форме лекции, а дискуссии, чтобы вызвать интерес учащихся и их активность во время беседы. Запомнилась особенно такая встреча с тружеником тыла Пушкарской Зинаидой Григорьевной, когда учащиеся не только слушали и задавали вопросы, но и эмоционально переживали, сочувствовали герою во время рассказа. Здесь играет еще и использование музыкальных фрагментов, военных и современных песен о войне. Когда зазвучала песня «Господа офицеры» в исполнении Олега Газманова, класс встал весь, приветствуя ветерана.
Также роль играет и организация учебной экскурсии в школьный музей Боевой славы, посещение выставок на военную тематику.
На уроках окружающего мира, литературного чтения организовываю работу в малых группах, особенно при выполнении проблемных заданий. Ставлю задачу подготовить доклад, сообщение на тему, выступить в роли аналитиков, оппонентов, рецензентов. Чаще всего возникает дискуссия, где каждый высказывает свою точку зрения. Рецензенты дают оценки каждому в ходе урока. Такую форму работы я применяла при изучении темы «Имя нашей страны - Россия». Но особенно я люблю использовать групповую форму работы при изучении различных текстов. При этом использую коллективные обсуждения при интенсивной самостоятельной работе.
Применяю сюжетно-ролевые игры. Уроки-экскурсии, уроки-путешествия, например: тема «Путешествие в Древнюю Русь». Изучая традиции, быт Древней Руси в 4 классе стараюсь научить детей не только гордиться своей страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным к тому, что происходит.
Эффективной, считаю, формат такой работы, как проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности с использованием информационных технологий. Дети моего класса выполнили несколько работ по темам: «Эта хрупкая планета», «Осень-красавица», «орфография в стихах», «Огонь наш друг и враг», «Пейте чай на здоровье». А некоторые учащиеся заинтересовались составлением своей родословной, стремились больше узнать о своих корнях, больше познать жизнь своих предков.
Одной из особенностей патриотического воспитания является его эмоциональный аспект, включая его конкретное содержание. Это особенно хорошо можно использовать при создании литературно-музыкальных композиций «Поклонимся священным тем годам», два года мои ученики занимают призовые места(2010-11 уч.г-2 место, 2011-12 уч.г.-1 место в школьном конкурсе литературно-музыкальных композиций ). За эти мероприятия класс был отмечен грамотами.
Ребята с удовольствием принимали участие и в турнире эрудитов, где говорилось о государственных символах России, использовалась аудиозапись исполнения гимна России. Класс делился на команды, выбирал капитана и дружно участвовал в разнообразных конкурсах. Мой класс с удовольствием участвовал в различных классных часах, брейн-рингах, диспутах, беседах. В патриотическом воспитании роль играет и встречи с участниками войн в Афганистане, Чечне.
Учащиеся принимали участие в ежегодном праздничном параде на 9 мая. Это позволяет уделить наибольшее внимание патриотическому воспитанию.
Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Считаю, что эта деятельность способствует разбудить разум и душу ученика, решить проблему отношений между своим «Я» и людьми, между природой и собой, разбудить дар сердца, основы духа.Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с Гарри Потером. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем отношений, формирующих личность.
Главным местом, как я уже говорила ранее, где могут быть заложены основы нравственных начал в наше нелегкое время должны стать первые ступени в развитии душ – семья и школа.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Очень важна для воспитания ребенка его «минисреда» - семья, класс, школа. Конечно, каждому учителю важно знать особенности семейного воспитания своего ученика, его место в семейном коллективе, отношения с членами семьи и его друзьями.
C приходом в школу новая социальная среда начинает занимать доминирующее место в системе отношений ребенка с окружающим миром. Поэтому, введение личностно ориентированного образования предполагает бережное отношение к любой личности, учет индивидуальности, прав ребенка быть самим собой. Общение, предметная и игровая деятельность со сверстниками, нравственные беседы, совместные мероприятия школы и семьи, посещение театров, музеев, экскурсий на природу и по городу способствует формированию духовной нравственности подрастающего поколения.
Считаю, что учитель должен быть патриотом, гражданином Родины, проводником высоких нравственных идеалов. Современный учитель призван стать носителем накопленных предшествующими поколениями общечеловеческих ценностей, всесторонне знать национальные, культурные, исторические традиции, фольклор и язык народа, которому он принадлежит – живет и работает. Ему должны быть присущи любовь к детям и подлинная интеллигентность, высокий профессионализм, активность в создании эффективных индивидуальных педагогических технологий, потребность и способность в постоянном самообразовании и самоанализе.
Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.
Я считаю, что главное – это мотивация самого учителя к освоению и внедрению современных педагогических технологий в учебный процесс. Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Но одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль и учителя и воспитателя. Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний – все эти показатели напрямую зависят от уровня профессионализма педагога, от его желания изменить ситуацию в лучшую сторону. Использование современных педагогических технологий позволяет больше раскрыть возможности ученика, повышает интерес к учебной деятельности. Позволяет создать хороший тандем учитель-ученик!
«Учитель должен смотреть на свою деятельность по воспитанию духовно-нравственных начал по-новому…»
.