Выступление на родительском лектории по теме «Предупреждение отчуждённости между родителями и детьми»
это место приземления для старших,
стартовая площадка для младших,
и маячок взаимоотношений для каждого».
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» В.Сухомлинский
ТЕМА
Предупреждение отчужденности
между родителями и детьми
Цель: повышение уровня знаний родителей о конструктивных взаимоотношениях между ними и детьми.
II. ЗАДАЧИ:
1. Выявить существующие формы взаимоотношений между родителями и детьми.
2. Разработать рекомендации по предупреждению отчуждения между родителями и детьми.
3. Оказание помощи родителям для нахождения в семье ключа к решению многих сложных вопросов воспитания детей, в преодолении затруднений в общении с детьми.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ
Здравствуйте, уважаемые родители!
Нашу встречу с вами я хочу начать с вопросов, ответы на которые вы можете дать мысленно.
- Давно ли вы разговаривали со своим ребенком по душам?
- Есть ли у вас общие с ребенком интересы?
- Часто ли вы с ребенком заняты общим, интересным для него делом?
Если вы мысленно положительно ответили на все вопросы, то вас эта проблема глубоко не задела, но если хоть один вопрос заставил вас задуматься, то проблема отчуждения между родителями и детьми для вас будет актуальна.
Просмотр видеоролика
Какие впечатления от увиденного?
Завтра – это наши дети сегодня.
Давайте вместе проиграем ситуации, в которых мы все чаще оказываемся.
Вам предлагается дать ответ на реплику ребёнка. Именно тот ответ, который чаще всего наши дети слышат от нас.
1 реплика
Мама, помоги мне сделать уроки.
Я целыми днями работаю, а ты
2 реплика
Пойдем со мной в кино.
Я так устала.
3 реплика
Учительница просила прийти и помочь в подготовке вечера, я обещал, что ты придешь.
Ты бы сначала меня спросил, пусть другие ходят.
4 реплика
Можно пригласить ребят в гости?
Ты что? Убирать ты не хочешь, друзей приглашаешь!
Изменилась ли ситуация, увиденная в ролике с проигранной нами?
Нет.
Почему не изменилась?
Родители заняты, у них проблемы на работе, в семье.
Если мы не изменим ситуацию, не научимся слушать и слышать, находить время для общения, то к чему это может привести? В ролике мы увидели будущее.
Вам понравился финал?..
Отсутствие взаимопонимания приводит к отчуждению.
IV.
По данным психологов отчуждение - это комплекс психологических проблем, которые приводят к десоциализации ребенка.
Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) утрата индивидом, по каким либо причинам (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
И как следствие:
1. Он хуже учится,
2. Перестает понимать окружающих.
3. Теряет способность адаптироваться в социальной среде.
V. Стиль родительских отношений и его влияние на развитие ребенка.
Возникновение отчуждённости родителей и ребёнка зависит от стиля взаимоотношений с детьми в семье.
В зависимости от царящей в них обстановки все семьи можно разделить на пять групп: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни ребенка, о которых в других семьях только подозревают. Родители прислушиваются к мнению детей, а дети – к мнению близких и других людей. Подростки, как правило, активны, дружелюбны, независимы. 2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. Конфликты бывают, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. Существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными, редко заявляют о своей независимости. 3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое. Но родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явный конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросам старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания. 4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. 5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряжения, пьют один или оба родителя. Влияние семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений детей в дальнейшем.
Я уверена, что вы уже успели определить, к какой группе относится ваша семья.
Таким образом, позиция ребёнка определяется во многом атмосферой, господствующей в семье. Семья для ребенка это целый мир, в котором он познает основы поведения в обществе, учится любить, ненавидеть и сочувствовать. От разных отношений ребенка с родителями ребенок растет общительным, доброжелательным и открытым, или же злым, лицемерным и лживым. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, учится вести себя в различных жизненных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви.
VI. Проблема взаимопонимания родителей и детей возникают на разных стадиях воспитания.
Когда ребенок еще маленький, родителю (родителям) достаточно легко выстроить с ним близкие отношения. В такой период развития взаимоотношений между родителями и детьми редко возникает ощущение духовной отдаленности друг от друга. В течение дошкольного и младшего школьного возраста отношения также развиваются довольно спокойно. Если сравнить характер взаимоотношений в семье с отношениями в трудовом коллективе, то родители успешно выполняют роль руководителей, а дети роль подчиненных. То есть папы и мамы устанавливают законы и правила, а дети эти правила исполняют, являясь «примерными» работниками.
Иногда, конечно же, и маленькие дети жаждут "качать права" не меньше, чем подростки. Правда, на этом этапе своей жизни они только пробуют "показывать зубки", как бы проверяя реальные границы дозволенного. И все их проявления свободолюбия сводятся к обыкновенному упрямству. Опасность этого периода "конфликта поколений" состоит в том, что нетерпеливые родители сводят все свои усилия по воспитанию к примитивному подчинению. И детей просто "ломают", дабы заставить их не капризничать, а в итоге - не иметь своего мнения.
Затем ребенок идет в школу, и теперь уже взрослые пытаются заставить детей быть ответственными. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям - все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот - пятерка, грамота). Пока дети были в детском саду, родители пытались контролировать каждый их шаг. Теперь будто в компьютере сменили программу: "Ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки..." Проблема состоит в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе - это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем очень важно постараться не быть опекающими, ведь это сделает из ребенка инфантила. Всем известно, что излишняя забота и опека редко приводит к хорошему результату: ребенок лишается возможности самостоятельно мыслить, принимать решения и добиваться поставленных целей без посторонней помощи.
Когда наступает возраст 12-14 лет, характер взаимоотношений родителей и детей резко изменяется. Продолжительность этого нового этапа отношения составляют порядка 5-6 лет (до возраста 17-19 лет). Новая стадия отношений характеризуется нарастанием недовольство как с одной, так и с другой стороны, появляется некоторая напряженность и отчужденность, которая проявляется все сильней. Появляются придирки и критика поведения родителей, а как проекция родителей, других взрослых людей. Подростки часто пребывают в раздражительном состоянии и проявляют некоторую упертость и желание противостоять и «победить» взрослого. Старый уклад семьи не в полной мере соответствует видению подростка, а за счет нетерпения и обостренного желания быть независимым накаляет отношения и создает дополнительную угрозу близкими отношениям с родителями.
Далее взаимоотношения между родителями и детьми могут разиваться по-разному. В том случае, когда родители видят и осознают признаки периода полового созревания, начинают не управлять, а строить взаимоотношения со своими детьми, используя принципы уважения и признания права ребенка чувствовать то, что он чувствует, таким образом проявляя признание его как взрослого самостоятельного человека, то высока вероятность быстрого перехода взаимоотношений на качественно новый уровень. В противном случае, желая защитить свое право на главенство во взаимоотношениях с детьми, родители делают вклад в разрушение взаимоотношений, при этом период построения новых отношений с детьми может существенно затянуться до десятков лет.
Это очень важный этап в том, чтобы сохранить взаимоотношения между родителями и детьми близкими и в то же время вывести их на некую новую высоту. Поэтому предлагаем воспользоваться рядом принципов, которые лежат в основе доверительных взаимоотношений:1. Принимая тот факт, что ребенок вступил в следующую фазу своего становления, родителямважно поддерживать ребенка в решении возникающих жизненных трудностей и при этом дать возможность детям использовать родительский жизненный опыт и накопленные знания для более глубокого осмысления и понимания текущей ситуации. При этом родителю не стоит «кормить» советами ребенка, важно скорее проявлять участие и понимание каждого возникающего вопроса, предоставляя право ребенку самостоятельно принимать решение и нести ответственность за принятое и реализованное решение. Другими словами, родителям важно верить в своих детей, в их способность принять жизненный вызов и ответить на него.Поэтому родители могут и должны с любовью участвовать в обсуждении волнующих подростка ситуаций, интересоваться их мыслями и, главное, чувствами (переживаниями) по этому поводу.Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам. Цели общения: обсуждение учебной деятельности, обмен информацией, стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка, обсуждение телевизионных фильмов, переда, общения в социальных сетях. Результатом разумного наставничества и искренней дружбы на новом уровне явится то, что дети благополучно пройдут через период своих собственных сомнений, трудностей, некоторого одиночества и выберут разумный и, что важно, индивидуальный, то есть подходящий для них самих, путь к своему успеху и счастью.
Исследователи проблем семейных взаимоотношений выяснили, что наибольшее отчуждение между родителями и детьми приходится на период с 17-18 до 27-28 лет. В этот период, выскочив из родительского гнезда, едва оперившиеся "птенцы" стремятся совершенно отгородить себя от старших. Они либо не воспринимают советов родителей, либо имитируют внешнее согласие, сторонятся и избегают их компании. Именно в эти десять лет дети "учатся на своих ошибках", игнорируя чужой опыт. Для родителей же это то время, когда они испытывают потребность общения с повзрослевшими детьми, как с равными, чего еще несколько лет назад добивались от них их 12-15-летние сыновья и дочки.. И только ближе к тридцати годам дети, потрепанные жизнью и наученные горьким опытом, начинают находить общий язык со своими уже не молодыми родителями.
Подведём итог:
Причины серьезных нарушений поведения детей. Борьба за внимание. Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными, например: родители более внимательны к младшему, мать разошлась с отцом, в доме появился отчим, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, отослали к бабушке) и т.д. Борьба за самоутверждение - борьба против чрезмерной родительской опеки и власти. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок( переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. У ребенка низкая самооценка, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет».
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга. Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении. В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания: Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.( Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.( Несоответствие требований и ожиданий родителей.( Негибкость родителей.( Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.( Непоследовательность в обращении с детьми.( Несогласованность отношений между родителями.( Аффективность раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.( Тревожность.( Доминантность безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.( Гиперсоциальность воспитание без учета индивидуальностей ребенка.( Недоверие к возможностям детей.( Нечуткость.( Противоречивость.( Следует помнить пять основных принципов влияния родителей на ребенка: 1. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения. 2. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе. 3. Родители являются основным источником жизненного опыта. 4. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания. 5. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка. --------------------
VI . ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
1.Измените отношение к своему ребенку.
Станьте терпимее к его недостаткам.
2.Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре.
3.Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.
4. И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что вы гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!
Методы выхода из конфликта
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
Поставить себя на место другого человека;
Осознать право на существование иной точки зрения;
Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Уважаемые родители! Помните! Что у Вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо – Ваш ребёнок!
В заключении послушайте притчу о перевёрнутом камне.
«Одни странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что ты уже знаешь?»
Это притча как нельзя лучше завершает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина на поверхности. Больше внимания уделяйте общению с детьми, найдите совместные увлечения, предоставляйте больше самостоятельности при выполнении домашних дел; следите за выполнением режима дня, организацией( свободного времени, помогите вашему ребёнку выбрать кружок, факультатив, секцию с учётом интересов и способностей вашего ребёнка.
Необходимо посмотреть на проблему отчужденности глазами истины, и тогда «военные действия», которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Я хочу пожелать вам находить общий язык с ребенком, находить время для общения с ним. И тогда проблема отчужденности вас не коснется.
В семье воцарятся любовь и гармония.
Памятка для родителей.
Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать
Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.
Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.
Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.
Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115