Доклад Социально-образовательные проекты как средство стимулирования социальных инициатив и деятельности обучающихся (из опыта работы)
КОУ «Шербакульская специальна (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Социально-образовательные проекты как средство стимулирования социальных инициатив и деятельности обучающихся.
Доклад на семинарское занятие ШМО классных руководителей
по теме:
«Системно - деятельностный подход в работе классного руководителя».
Шербакуль
Март, 2015
(слайд №1)
Социально-образовательные проекты как средство стимулирования социальных инициатив и деятельности обучающихся.
(слайд №2)
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка.
Находясь в школе, дети находятся в образовательной среде. А что такое образовательная среда? Это сложно организованная система, в рамках которой решаются образовательные задачи и задачи социализации, осуществляется психологическое развитие личности учащегося. Так вот, школа это одна из ступеней социализации личности, которая имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного представителя гражданского общества.
(слайд №3)
Задачей специальной (коррекционной) школы – является воспитание и формирование знаний, умений и навыков, которые помогут обучающимся с ОВЗ в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни, что для детей с интеллектуальными нарушениями очень важно. Для достижения этой цели, в современной педагогике существует множество инновационных технологий. Одной из них является технология социально-образовательного проектирования.
(слайд №4)
Проект (в переводе с латинского «выдвинутый вперед») – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий её реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
Метод проектов, как средство стимулирования социальных инициатив и деятельности обучающихся, в отечественной педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии.
(слайд №5)
Суть социально-образовательного проекта – это стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторым объёмом знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, социально-образовательная проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Использование социально-образовательных проектов в обучении младших школьников с ОВЗ является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Гораздо больше возможностей для этого имеются во внеурочной деятельности. Совместно с членами методического объединения начальных классов мы разработали план мероприятий, включающий реализацию социально-образовательных проектов, подготовку, которых мы осуществляли во внеурочное время. Содержание проектной социально-образовательной деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс.
В моей педагогической практике реализация социально-образовательных проектов направлено на формирование успешной социализации личности и используется в работе с детьми, начиная с младшего школьного возраста. Это позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Проекты реализуются через различные формы: дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми, практические полезные дела и др.).
(слайд №6)
Социально-образовательная проектная деятельность во внеурочной деятельности помогает формировать у детей с интеллектуальными нарушениями:
- ценности деятельности, общения, самообразования;
- привычку быть мобилизованным;
- личностные умения – рефлексивные, оценочные;
- личностные качества – самостоятельность, ответственность;
- опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
(слайд №7)
При работе над проектом мы придерживаемся правила «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все материалы проекта.
40252651885315ПОРТФОЛИО
00ПОРТФОЛИО
3710940167576525203151818640
(слайд №8)
С ребятами своего класса в 2013-2014 учебном году мы работали над проектами «Зимующие птицы Омской области», «Космические корабли», «Символы Победы и Памяти», придерживаясь этого алгоритма (правило «Пять «П»). Работая над этими проектами, детям прививаются азы социальных инициатив, это забота о зимующих птицах, чувство гордости за свою страну, потребность в сохранении Памяти о Великой отечественной войне. Но защита наших проектов проходила только внутри класса.
(слайд №9)
В 2014-2015 учебном году у нас стартовали кратковременные проекты «Осенние мотивы Шербакуля» и «Зимние мотивы Шербакуля», позже запланирован проект «Весенние мотивы Шербакуля», которые будут объединены в один большой проект «Времена года Шербакуля». При работе над данными проектами дети делают выводы о том, что нужно беречь и охранять природу родного края. Защита этих проектов частично была представлена на выставках фоторабот учащихся.
(слайд №10)
В этом учебном году в рамках предметной недели в начальных классах с учениками своего класса мы реализовали проект «Покормите птиц зимой». Над этим проектом мы трудились почти два года. Он включал в себя:
- анкетирование;
- проведение классного часа «В мире птиц»;
- подготовка рисунков;
- сбор информации;
- изготовление кормушек;
- проведение акции «Покормите птиц»;
- наблюдение за птицами;
- подготовка презентации;
- оформление книжечки Акция «Покормите птиц зимой»
- полноценная публичная защита проекта на «Фестивали проектов».
Необходимость проведения этого проекта стала следствием нашего самого первого проекта «Зимующие птицы Омской области». У детей возникла потребность в оказании помощи пернатым друзьям. Они с большим удовольствием трудились над кормушками, не забывали постоянно подкармливать птиц, радовались тому, что многие ребята из других классов стали их помощниками. Этот проект дал ребятам возможность прочувствовать необходимость заботы, помощи о прирученных питомцах.
Конечно же, решающая роль в работе над проектом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом владения информацией и обладать достаточной коммуникативной культурой. Роль учителя при организации проектной деятельности в начальной школе с детьми с нарушенным интеллектом неоднозначна – это и координатор, и наблюдатель, и консультант… безусловно, проектная деятельность требует от педагога высокого уровня профессионализма.
(слайд №11)
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация социально-образовательных проектов в специальном (коррекционном) учреждении - возможна, и является не только стимулом социальных инициатив и эффективным средством познавательно – личностного развития школьников с ОВЗ, но и связующим элементом между педагогом и обучающимися. Что способствует реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя.