Музей в школе: пространство творческих инициатив


Музей в школе: пространство творческих инициатив
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Музей неизменно оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.
Целью создания и деятельности школьного музея является развитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей в школе не просто отдельное помещение, но один  из воспитательных центров образовательного пространства. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором воспитательной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Музей помогает нам в организации учебно-воспитательного процесса, и воспользоваться опытом тех, кто жил до нас. Прошлое не исчезает бесследно, оно живёт в нас, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде летописей (которые восстанавливали учащиеся школы), фотографий, военных форм, национальной одежды, утвари и т.д., который хранит наш музей, и помогает учащимся и педагогам в воспитательном и образовательном процессе.Стержнем любого музея является история. Это история жителей села, школы,   выпускников,   педагогов.   Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных экспонатов, создании стендов, проведении экскурсий, конференций способствует развитию творческих способностей обучающихся. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе этого и основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    заниматься поиском и сбором информации. Путешествуя по родному селу, изучая достопримечательности , объекты природы, беседуя с жителями, знакомясь с документами, вещами, фотографиями, воспоминаниями старожилов, участниками ВОв, тружениками тыла, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические события , влияли на жизнь и развитие своего села. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Ценным является неодносторонность работы музея: она не ограничена, как это часто бывает, только сбором предметов старины.
В школьном музее есть экспозиции, соответствующие основным направлениям воспитательной работы школы: уголок Боевой и Трудовой Славы, школьный уголок, краеведческий уголок, стилизованный под деревенскую избу. Такая структура способствует более эффективной организации воспитательных мероприятий в школе. На базе музея проходят такие мероприятия:
Месячник военно-патриотического воспитания
Встречи с ветеранами войны и труда;
Тематические уроки истории, географии, литературы, ОБЖ, изобразительного искусства;
Мероприятия ко Дню Конституции, День России
Мероприятия к памятным Дням России;
Мероприятия ко Дню Победы;
Мероприятия ко Дню Защитника Отечества;
Традиционные юбилеи школьного музея.
Материалы музея, документальные и краеведческие, используются при организации других мероприятий (спектаклей, праздников, конкурсов разного уровня, являются победителями и призёрами) Материалами музея пользуются работники сельского Дома культуры, детского сада.
Школьный уголок хранит летописи всех классов, начиная с 1989г., когда зародилась такая традиция: учащиеся с 1 класса ведут летописи своей школьной жизни, на Последнем звонке вручают школьному музею на хранение. С 2001г. каждые пять лет проводятся вечера встречи выпускников, для организации которых активно используются материалы музея. Выпускники школы приходят на встречи, издают альбомы – летописи «Жизнь после школы», «Дети выпускников».Особое значение имеет организация экскурсий по музею. Это – очень важная и наиболее ответственная сторона деятельности музея. Тем более эффективна, если экскурсии проводятся самими учащимися: для самих экскурсоводов – это глубокое погружение и знание истории своих корней и передача другим детям, которые воспринимают информацию из уст своих друзей гораздо лучше. Жители же села на таких экскурсиях еще раз убеждаются, что в современных детях сохраняется уважение к истории, людям, что отражается в из записях в Журнале гостей музея и желании вновь приходить в школу к детям.Музей является хранителем успехов и творческих находок учащихся: декоративно-прикладного искусства, спортивные грамоты и кубки, исследовательские работы учащихся, которые хранятся в нашем музее.
Воспитанию уважительного отношения к истории и народной культуре своего края способствует работа шумового оркестра учащихся под руководством учителя – выходца из семьи старожилов села. Используя экспонаты краеведческого зала музея (старинная одежда, музыкальные инструменты, утварь) участники оркестра успешно выступают перед зрителями села и в гастролях района, пропагандируя тем самым культуру российского народа. Неслучайным и понятным становится зарождение в 1999 году и поддержание еще одной школьной традиции – праздновании Дня Музея. В нашей школе этот праздник, 5 ноября, отмечается как один из самых больших мероприятий пятилетия и носит кроме воспитательной значимости функцию, объединяющую представителей всех социально-культурных объектов села и всего населения, так как на него приглашаются и охотно приходят представители всех организаций и учреждений: детского сада, сельского Дома культуры, сельсовета, ООО «Колосок», магазинов, ФАПа, ветераны, жители села, деревни Кабанки.
3. Заключение
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Он дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности.