Активные методы обучения в условиях инклюзивного обучения
Тема: «Активные методы обучения в условиях инклюзивного обучения»
В настоящее время задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ОВЗ, обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности, позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни. Для ее решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность. Одной из них является технология АМО (активных методов обучения). Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.
Актуальность использования активных методов обучения заключается в том что обучающимся с ОВЗ необходим:
особый подход;
необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме, их социальная адаптация ;
учебный процесс становится более доступным и социально значимым.
АМО подразделяются:
методы начала урока;
методы выяснений целей, ожиданий, опасений;
методы презентации учебного материала;
методы организации самостоятельной работы;
методы релаксации;
методы рефлексии
Методы начала урока
Цель: Настроить детей на продуктивную работу, создание позитивной атмосферы
«Мой цветок» (каждый называет цветок который, по его мнению, выражает настроение перед уроком).
«Летающие имена» (перебрасывают мяч, называя свое имя «Я - Лена» и т. д. Затем участники должны назвать имена тех, кому перебрасывают мячик (Внимание, Саша!). Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч («Спасибо, Мария!») Этот этап длиться до тех пор, пока каждый не вступит в игру, по меньшей мере, один раз.)
«Улыбнемся друг другу»
«Здороваемся глазами»
«Приветствие»
«Комплименты»
Игра «Скажем «Здравствуйте!»»
Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.
Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте!» глазами
(игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется).
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом
(все участники игры произносят хором слово здравствуйте).
Методы выяснения целей, ожиданий, опасений
Цель: выяснение ожиданий и опасений, постановку целей обучения.
«Фруктовый сад»
«Дерево ожиданий»
«Разноцветные цветы»
«Солнышко и туча»
«Поляна Снежинок»
Заранее готовятся два дерева (цветка). Свои ожидания ученикам предлагается записать (проговорить) на листочках (цветах) одного растения, а опасения – другого.
Методы презентации учебного материала
Цель: предоставление нового материала.
«Инфо-угадайка» или «Белые пятна» (На стене прикреплен лист ватмана в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.)
«Мозговой штурм»
«Кластер»
«Деловая игра»
«Инсерт» (пометки на полях: «+» я знаю; «-» не знаю или забыл; «?» непонятно; «!» удивило);
«ЗУХ» (составление таблицы с тремя колонками: знаю, узнал, хочу узнать.)
«Ковер идей»
«Верные и неверные утверждения»
Игра «Мозговой штурм», которая позволяет творчески усваивать учебный материал, связывает теоретические знания с практикой. Предлагаются детям серия простых вопросов, но работа усложняется тем, что выполнять ее приходится в высоком темпе.
Какое сегодня число? А день недели?
Как кричит осел?
Вытянутый круг.
На чем путешествовал Емеля?
Как называется рот у птицы?
Кто сидит на троне и управляет царством?
Наименьшее однозначное число.
Ее наклеивают на конверт.
Сколько гласных звуков в русском языке?
После проведения такой разминки у ребенка значительно повышается интерес к учению, он активнее работает на протяжении всего урока. Задания для разминок подбираются в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся.
Методы организации самостоятельной работы.
Цель: закрепление пройденного материала.
«Инфо-карусель»
«Автобусная остановка» (На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.)
«Творческая мастерская»
Для активизации деятельности учащихся, концентрации внимания и вовлечения в работу по практическому освоению изученного материала можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
использования сигнальных карточек при выполнении заданий
(с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания
узелки на память (данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
применение бланковых методик (в диагностических целях, в коррекционной работе) - соедини линией слова-синонимы
использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия
(на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных
моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.);
восприятие материала с закрытыми глазами
можно использовать для:
- настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физической культуры),
- переключения эмоционального состояния учащихся в ходе занятия,
- после выполнения задания повышенной трудности,
- для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
Методы релаксации
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.
«Земля, воздух, огонь и вода» (Земля - сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх; огонь - активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени; вода - делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.)
«Задуй свечу»
«Стряхиваем воду с пальцев»
«Раздувающийся шарик»
«Порхание бабочки»
«Полет птицы»
«Снежинки»
Кинезиологические упражнения
Офтальмотренажёры - презентации
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику рук,
позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления,
повышают работоспособность, снижают утомляемость,
активизируют познавательные процессы,
повышают способность к произвольному контролю.
- упражнения на координацию;
- глазодвигательные упражнения.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:
систематичность выполнения,
постепенное увеличение темпа и сложности,
точность выполнения движений и приемов,
чередование стандартных учебных действий с кинезиологическими упражнениями.
Зрительная гимнастика используется для:
улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз,
укрепления мышц глаз,
улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Использование тренажёра Базарного В. Ф.
Использование офтальмотренажёров – презентаций
Метод использования картинного материала
Игры «Посмотри и запомни», «Что изменилось», «Сравни».
Методы рефлексии
Цель: обратиться назад - поразмышлять о внутреннем состоянии, самоанализ, проанализировать свои переживания.
«Дерево чувств»
«Море радости» и «Море грусти»
«Корзинка настроений»
«Цветные карточки»
Картинки и символы
Использование АМО на уроке позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
повысить познавательную активность;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
развить творческие особенности;
усовершенствовать контроль знаний;
стимулировать самостоятельную деятельность
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985. ( 208 c.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, ( 224 с.
3. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
5. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е. В. Кузьмина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. ( 64 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь. ( М.: Научное издательство БРЭ, 2003, ( 526 с.
7. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
8. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов ( 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. ( М.: ВЛАДОС, 2004. ( 365 с.
9. Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. ( 92 с.
10. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие / В. В. Сериков / под ред. В. А. Сластенина, И. А.Колесниковой. – М. : Академия. – 2008. ( 256 с.
11. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. ( 80 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
15