Выступление на Окружной конференции учителей ЮЗАО «Информационные технологии в образовательном процессе для детей с ОВЗ»


(Слайд№2)
XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Вот уже пятый учебный год, встретил педагогов , родителей и учащихся новыми ФГОС. В 2010 году по требованиям новых стандартов современной компьютерной техникой были оснащены первые классы 180 школ, в том числе и наша начальная школа ГБОУ СКОШИ №17. Так как она – является фундаментом, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы.
(Слайд№3) Зачем внедряются информационно-коммуникативные технологии?
Мы учителя можем с уверенностью ответить: В первую очередь для повышения качества обучения. Да урок, включающий разные формы работы в сопровождении информационно-коммуникативных технологий вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных учеников, они становиться активными участниками учебного процесса. Таким образом, компьютерная графика, мультимедийные презентации, электронная доска с огромным спектром возможностей, использование различных образовательные программы, всё это способствует повышению учебной мотивации учащихся, а следовательно и качества обучения. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
(Слайд№4)
Как организован образовательный процесс информационными технологиями для детей с ОВЗ?
Сегодня вашему вниманию нам хотелось бы представить опыт работы учителей школы –интернат№17 по использованию информационных технологий в учебном процессе для учащихся с ОВЗ. Коллеги нашей школы широко используются информационно – обучающие программы, которые позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Это обучение чтению и развитие речи, русскому языку, орфографии, навыкам счета, развитие логического мышления, расширение кругозора и смекалки с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы есть обучающие программы: «Обучение грамоте», «Отличник», «Мат-Решка», «Математика», «Кликер-5», « Окружающий мир», «Времена года» «Живая энциклопедия», «ПервоЛого» обучающие  и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий»..В основе уроков для учащихся начальной школы с использованием этих программ лежит принцип: обучение через игру. Обучение в игре – не об этом ли мечтают наши дети? На таких уроках  исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания учебного процесса., повышается объем усвоения учебного материала. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов, что очень важно для детей с ОВЗ.
Вашему вниманию, уважаемые коллеги, мы предлагаем фрагмент урока «Окружающий мир» 1 класс учитель Мурзаева В.В. обучающей программы «Времена года»
Слайд№5 (видео Мурзаевой В.В.)
Представляем вашему вниманию фрагмент урока русского языка 2 класс с использованием программу «Кликер-5»
Слайд№6 (видео Каргашиной Л.Л.)
Активно включая в учебный процесс элементы обучающих и развивающих программ способствует:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развитие вариативности мышления, логики;
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию), это очень важный аспект при обучении детей с разными патологиями;
-усовершенствовать контроль знаний учащихся;
Слайд№7
Как интерактивные доски могут повысить эффективность обучения ?Все кабинеты начальной школы оснащены интерактивными досками, что помогает значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективным фронтальные формы обучения. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Во время урока ученики становятся нацеленными на работу, более активными и заинтересованными, информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе. Использование различных приложений развивает не только логику, творческое мышление, моторику, внимание и координацию ребенка, все что требует большого внимания и коррекции у наших учащихся, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу и добиться правильного результата. Проводя такие уроки с использованием интерактивной доски,  мы не ставим перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями. Освоение и применение новых технологий  не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, непроизвольно формируется новый стиль общения в учебном коллективе, когда процесс передачи идёт не от одного ко многим, а ото всех ко всем: Всё это   даёт возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная, а так же формируется:
умение собирать факты, их сопоставлять, выделять главное, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Вашему вниманию представляем фрагмент урока математики 1 класс учитель Чехова Т.Н.
Слайд №8 (видео Чехова Т.Н )В нашей школе есть классы учащиеся, которые обучаются по программе 8 вида и вашему вниманию будет представлен фрагмент урока русского языка 5 б класса (8 вид) учитель Арапова Н.С.
Слайд №9 (Арапова Н.С.)
В последнее время отмечается увеличение детей с нарушением речи и соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Учителя –логопеды нашей школы активно применяют информационные технологии на логопедических занятиях, что служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Вашему вниманию представляем фрагмент логопедического занятия учитель Крюкова А.А.
Слайд №10 Видео (Крюкова А.А.)
 
Слайд №11
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания Действительно, неотъемлемой частью эффективного образования в начальной школе  является исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода  задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он «открывает» знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В процессе такой работы формируется исследовательская компетентность учащихся. 
Мы представляем вашему вниманию фрагмент работы над проектом «Тайна имени» 3 класс, учитель Болгарова Л.В.
Слайд№12 (Видео Болгаровой)
В проектную деятельность учащихся включаем постепенно, начиная с первого класса в сопровождении учителя ребенок начинает создавать мини – проекты, доступные для его возрастных особенностей. А уже в 3-4 классах, когда имеются навыки исследовательской компетенции с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. В 4 классе идет работа над созданием мультфильма используется две операционные системы – Мac и Windows.и программы Windows Movie Maker ВИНДОВС МУВИ МЕЙКЕР, Запись звука мы делали с помощью программы Garage Band.При защите проекта «Ах, эти кошки!, творческой частью был мультфильм создан руками ребят.
Слайд №13 (мультфильм)
Слайд№14
Наши учащиеся являются активными участниками в конкурсах проектной деятельности, где становились неоднакратно лауреатами, дипломантами этих конкурсов: «Ярмарка идей!»,I-Городской Конкурс научно-технических и творческих проектов государственных образовательных учреждений города Москвы, II Конкурс научно-технических и творческих проектов государственных образовательных учреждений города Москвы, Городской конкурс проектов «Я – исследователь», Городской фестиваль социального проектирования «От идеи к воплощению», Городской конкурс социальных проектов «Изменим мир к лучшему» Городской фестиваль социальных проектов «Бережем планету вместе!»…. В январе прошел школьный отборочный этап проектных работ среди учащихся разных возрастных групп нашей школы, из которых четыре проекта будут представлены на Окружном уровне на конкурсе проектов «Ярмарка идей -2015».
Слайд№12
Учителя нашей школы систематически ведут работу с учащимися и родительским сообществом в информационном пространстве, где представлено большое количество творческих работ учащихся, проектов , праздников. Учителя давно обратили внимание на то, чему способствует и что развивает исследовательская деятельность учащихся.
 
Значение исследовательской работы.
1.Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам. 
2.Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся. 
3.Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач. 
4.Развивает личностные качества ученика.
5. Способствует повышению качества образования.
Более подробно о использовании информационных технологиях, о приемах и методах работы с учащимися с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей и коррекционной направленности в учебном процессе вы можете познакомиться на семинаре-практикуме который пройдет на базе школы-интернат №17 в апреле месяце этого учебного года.