Разработка урока Характеристика семейства галогенов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева». Презентация к уроку
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ
8 КЛАСС
«Характеристика семейства галогенов
по их положению в периодической
системе Д.И. Менделеева».
Выполнила учитель химии
Сирастинова Л.Н.
Тип урока: комбинированный, урок с использованием проекта учащихся.
Цель урока: определить положение галогенов в периодической системе Д.И. Менделеева»., рассмотреть строение атомов галогенов их физические и химические свойства.
Задачи урока:
Образовательные
1. Рассмотреть положение галогенов в периодической системе Д.И. Менделеева».
Познакомить учащихся с группой наиболее типичных неметаллов.
3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системе
Д.И. Менделеева».
4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие
Развивать умения составлять причинно-следственные связи: состав, строение, свойства на примере галогенов.
Развивать прогностические умения учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
Учить применять уже имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные
1. Воспитывать навык сотрудничества, умение слушать.
Планируемые результаты:
1. Выявление общих признаков в электронном строении атомов галогенов;
формирование умения составлять общую формулу внешнего энергетического
уровня атома.
2. Обоснование валентных состояний и характерных степеней окисления галогенов
на основе особенностей электронного строения их атомов.
3. Знакомство с распространением и ролью галогенов в природе.
4. Обоснование причин изменения основных характеристик галогенов, а также
свойств их соединений.
5. Развитие научного мышления учащихся при установлении причинно-следственных
связей, проведении акцентированных наблюдений, применении знаний и умений в
новых ситуация х, обоснованного прогнозирования свойств элементов, их
соединений, характера изменения свойств.
6. Развитие научного мировоззрения при усвоении ведущих мировоззренческих идей
курса.
7. Развитие мотивации изучения предмета в процессе активной познавательной
деятельности с применением усвоенных знаний и умений.
Средства обучения: Периодическая система Д.И.Менделеева, таблицы распространения
элементов в природе, коллекция простых веществ и минеральных соединений галогенов,
химический эксперимент, мультипроектор, компьютер.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет у учащихся выполнение упражнений 3,4,5 стр.
Беседа по вопросам:
Даете определение - «семейство сходных элементов»
Перечислите элементы семейства щелочных металлов
В чем сходство щелочных металлов
II. Изучение нового материала.
I. Мотивация на изучение материала.
1. В 1916 г. в первую мировую войну 2204 немца впервые использовали отравляющие
вещества в войне с англичанами. В результате этой атаки пострадали 1500 тыс. человек;
из них погибли 5000 тыс. человек. 96% отравляющих веществ содержат этот элемент в
соединениях. Что это за элемент?
2. Какое вещество чаще всего используется тушения пожаров? (вода) А вот в атмосфере
этого газа вода сама горит. Это редчайший случай в химии воды. Виновником опять
является хим. элемент, который будем изучать на уроке, почему это происходит? Что это
за элемент?
3. В состав вещества, который выделяется в наш желудок, входит элемент, который
входил в состав отравляющего вещества. В первом случае вещество приносит смерть, во
втором случае помогает перевариванию пищи в желудке. Почему? Вот сегодня мы
ответим на все вопросы.
II. Сообщить тему урока и цель урока.
Беседа по вопросам:
С каким соединением одного из этих элементов м с вами встречаемся в повседневной
жизни. Как его называют, какова его формула?
Как название элементов VII А группы соотносится с названием поваренной соли.
На столах учащихся коллекция галогенов и их соединений. (рассмотреть).
К каким классам неорганических веществ относятся эти соединения?
В России одно время галогены называли «солероды» - дословный перевод.
В 1811 году редактор одного из немецких журналов И.К. Швейгер предложил химикам
называть элемент хлор галогеном, произведя это слово от греческих «галос» - соль,
«генес» - рождаю, потому что известно, что хлор при реакции с металлами дает соли. С
легкой руки Швейгер фтор, бром, йод тоже стали называть галогенами.
На доске написан план характеристики семейства элементов главной подгруппы по его
положению в периодической системе элементов Д.И. Менделеева.
1. Положение семейства в периодической системе Д.И. енделеева
2. Нахождение и роль элементов семейства в природе, их физиологическое действие.
3. Особенности строения атомов элементов семейства. Общая формула строения
внешнего электронного уровня.
4. Характерные валентности и степени окисления, примеры соединений.
5. Основные характеристики и свойства элементов семейства, характер их изменения
в пределах подгруппы, причины изменения свойств: радиуса атома, ОЭО,
неметаллических свойств.
6. Важнейшие соединения элементов семейства: состав, хим. Характер, физико-
химические свойства и причины их изменения в пределах подгруппы.
7. Простые вещества, кислородосодержащие вещества, летучее водородные соединение.
.
III. Проблема: Почему галогены в природе встречаются только в виде соединений?
а) Запишем строение атомов галогенов. У доски составляют электронную формулу хлора
и фтора.
б) Что общего в строении атомов всех галогенов – формула наружного электронного слоя:
nS2 nP5, р- элементы. P-элементы.
в) Чем отличаются атомы галогенов по строению.
д) Может ли быть другое значение валентности.
е) Какая степень окисления характерна для фтора, других галогенов.
ж) Почему фтор является самым электроотрицательным элементом.
з) Почему в подгруппе неметаллические свойства ослабевают
и) Какие простые вещества образуют галогены?
IV. Сообщения учащихся об истории открытия галогенов.
V. Каковы физические свойства галогенов. Демонстрация галогенов - простых
веществ.
1) Записать формулы галогенов.
Cl2, Br2, I2 , F2. Почему так записываем формулы F2?
Проблема: Почему в подгруппе галогенов прочность связи в молекулах простых веществ
сначала возрастает от фтора к хлору, а затем уменьшается?
Самостоятельно ознакомиться с физическими константами галогенов, таблица в учебнике.
Какие закономерности вы выявили? Почему?
Межмолекулярные силы удерживают молекулы кристаллической решетке с возрастанием
заряда ядра атома увеличивается, летучесть уменьшается.
VI. Химические свойства галогенов.
1) С водородом образуют соединения – галогеноводороды. HF, HCl, HBr, HI
2) Почему прочность связи в водородных соединения х элементов подгрупп
уменьшается сверху вниз
3) Записать уравнение реакции, (учащиеся работают по группам).
а) Взаимодействие с водородом
H2 + F2= 2HF + 542 кДж
свет H2 + Cl 2 = 2HCl + 184 кДж
to H2 + Br2 = 2HBr + 72 кДж
to H2 + I2 = 2HI – 53 кДж
Чем больше затрачено энергии на образование молекулы тем непрочнее это
соединение.
б) Взаимодействие с металлами
2Na + F2 = 2NaF + 1139 кДж (Na горит в атмосфере фтора).
2Na + Cl 2 = 2NaCl + 821 кДж (предварительно нагретый натрий горит).
2Na + Br2 = 2NaBr +720 кДж (при нагревании).
2Na + I2 = 2NaI + 576 кДж (нагревание).
Рассмотреть как окислительно - восстановительный процесс ( каждая группа по
одному уравнению).
Вывод: галогены – окислители в реакции с металлами.
в) Как галогены относятся к воде. Демонстрация хлорной, бромной и йодной воды.
I2 – образует йодную воду.
Br2 – образует бромную воду.
Cl 2 – образует хлорную воду.
2Cl 2 + 2H2O =4 HCl + O2
Демонстрация опыта. Растворение хлора в воде. Обесцвечивание окрашенной ткани.
г). Какие оксиды образуют галогены?
Запишите формулы оксидов.
R2O7
7). Как относятся галогены к другим сложным веществам.
Лабораторная работа.
2KI + Br2 = 2KBr + J2
Вывод по опыту: бром вытесняет из раствора йод, но наоборот реакция не проходит.
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
VII. Общий вывод: галогены сходны по своим химическим свойствам
Они типичные неметаллы
Наиболее ярко проявляются типичные свойства неметаллов у фтора, хлора.
Фтор самый активный неметалл, с возрастанием относительной атомной массы галогенов неметаллические свойства постепенно ослабевают.
Произведём итог урока
Мы убедились, что щелочные металлы и галогены два семейства сходных химических элементов. Сравнив щелочные металлы и галогены по свойствам отмечаем, что они противоположны щелочные металлы- типичные металлы, галогены- типичные неметаллы
Обобщение изученного материала на уроке учитель проводит по вопросам, записанным на методической карте:
Вопросы:
Назовите элементы галогены?
Где в ПСХЭ они находятся?
Что общего в строении атомов галогенов? В чём различие в строении атомов галогенов?
Какие степени окисления могут проявлять в химических соединениях атомы фтора, хлора, брома?
Как изменяются окислительные свойства от фтора к йоду?
Какие общие химические свойства характерны для галогенов?
VIII.. Проект учащихся ( презентация проекта): «Распространение галогенов в природе», «галогены и здоровье человека»
X.Домашнее задание § 25, 5,6,7 упр,; стр 135.
15