Творческий обзор учителя русского языка и литературы
Приобретать знания – храбрость ,
Преумножать их – мудрость, а умело
Применять – высшее искусство.
Восточная мудрость
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему»
Сегодняшние дети – это будущий мир. И передо мной, как и перед каждым учителем, наверное, встают проблемы: «Как учить в век информационной технологии человека будущего?» «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?» «Как повысить качество обучения учащихся?» «Как пробудить интерес к уроку русского языка?» В поисках решения этих проблем и складывается система моей работы.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выразить свою мысль. Решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы каждый смог через язык выразить часть своего «Я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему- либо.
Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребенке способности чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне ) его философские основы.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Чтобы пробудить интерес к чтению на русском языке я провожу различные виды работы. Это составление рассказов по картинке (иллюстрации , репродукции, побуждающие к размышлениям), подготовка рефератов, докладов, отзывов о любимом герое, книге...)
Систематически провожу различные творческие задания и упражнения коррекционного характера . Например, для развития логического мышления провожу разнообразные задания на развитие логики учащихся, умение сравнивать, анализилировать, находить главное , существенное, обобщать, делать собственные выводы. Использую тестовые задания, творческие задания:
Вставить в предложение нужные по смыслу слова;
Описать какой-либо предмет, животное ....
Составить предложение по схеме ;
Из двух простых предложений составить одно сложное, используя подходящие по смыслу союзы;
Дополнить предложение однородными членами.
Стараюсь развивать на уроках различные виды памяти: зрительную, слуховую. С этой целью провожу :
Зрительные диктанты;
Письмо по памяти;
Свободные диктанты;
Различные виды изложений : подробные, сложные, выборочные, с грамматическим заданием.
Заучивание наизусть пословиц, поговорок, считалок, потешек, стихов, скороговорок, чистоговорок .
На уроках чтения постоянно работаю над совершенствованием техники чтения учащихся. При этом использую кроме программных произведений книги для внеклассного чтения (произведения В.Драгунского, Н.Носова , К.И.Чуковского и др.)
На уроках часто пользуюсь методом словесного рисования. Перед учащимися ставится задача: представить себе и рассказать, как содержание прочитанного они изобразили бы в рисунках. Этот прием – важнейшее средство развития воображения, способствующее полноценному восприятию образов художественного произведения.
Также стараюсь использовать задания на развитие различных функции центральной нервной деятельности: внимания , памяти, логического мышления, творческого воображения: например, запомнить, в каком месте во время чтения текста вам было особенно смешно (грустно), а потом рассказать об этом;
Найти в тексте описание предмета, портрет, внешний вид героя;
Найти в тексте самые красивые слова , самые «умные» слова , незнакомые слова, трудные слова...;
представить, что будет с героем дальше, чем закончится событие;
заучивание стихотворений, прозы и отрывков наизусть.
Известно, чтобы повысить активность учеников, мыслительную и речевую деятельность, помогает наглядность . Поэтому я много внимания уделяю оформлению раздаточного материала. Это дает мне возможность оживить опрос. Использование игровых моментов в работе помогает не только активизировать опрос , но развивает у ребят наблюдательность, воображение, оригинальность мышления, эмоциональную отзывчивость, пробуждает интерес к русскому слову.
Приведу в качестве примера некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Игра «Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, обогатить словарный запас, развивать фонематический слух и орфографическую зоркость.
Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.
Огород Парк море школастоловая
Гря..ки доро...ки пло ...цы кни...ки хле..
Петру...ка бере...ки фла..ки обло...ки пиро...
Реди ...ка ду... ки ло...ки тетра...ки сли...ки
Морко...ка ли...ки остро...ки промака...ка голу...цы
Задания: 1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составить предложения, используя данные слова.
Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (5 класс) использую игру «Пароль- задание» . Ученики входят в класс на урок после ответа на пароль- задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее. Например, часовые предлагают входящим такие задания:
назови все падежи;
назови падежные вопросы;
приведи пример существительных І, ІІ,ІІІ склонений.
Игровые приемы 1. «Найди лишнее слово»
Цель : развивать умение выделить в словах общий признак, закрепление правописаний непроверяемых гласных:
Мак, ромашка, роза
Кошка, собака, воробей.
Малина, дуб,береза.
Лиса, корова, волк.
Задание: Выдели лишнее слово. Какие орфограммы вы встретили?
2.Замени словосочетания одним словом:
Промежуток времени в 60 минут- час.
Очень смешной фильм- комедия и т.д.
Я стараюсь тщательно продумывать структуру урока, ищу новые формы организации учебного процесса- групповые занятия, работа в парах, по цепочке, самопроверка, взаимопроверка и т.д.
Я остановилась только на отдельных формах урочной работы по предмету. А в целом свою задачу по пробуждению глубокого интереса к изучению русского языка вижу в органическом сочетании форм урочной и внеклассной работы, в реализации межпредметных связей, дифференциации обучения. Например, в 7, 8, 9 казахских классах проводила внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки» с демонстрацией национальных традиций и обычаев русского народа. Дети с большим интересом и ответственностью подошли к этому событию. Сами шили костюмы, готовили национальные русские блюда, пекли пироги, блины. Учили песни, частушки, скороговорки, танцевали. В рамках празднования языков провела вечер на тему «Поэзия в единстве языков» с целью совершенствования речевых умений и навыков в письме, чтении, говорении.
Моя постоянная задача- помочь слабым учащимся освоить ведущие идеи темы и выработать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, читать дополнительную и специальную литературу, работать со словарями. Также я стараюсь применять информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка, использовать элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, мозговая атака, составление диаграммы Венна, синквейн-пятистишье и др.) Принимаю активное участие в работе метод объединения языковедов, провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия по предмету, оформляю папки для своей методической копилки.