Конспект урока по истории Казахстана «Золотая Орда»


Урок по истории Казахстана в 10 «А» классена  тему: «Золотая Орда» Цель: повторить и обобщить материал о процессе формированиягосударства Золотая Орда, особенностях внутренней политики государства во время правления Бату хана, объяснить причины усиления, расцвет торговли и экономическое развитие; Задачи:
- Развивать память, мышление, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать; 
-  Воспитаниеинтереса к предмету, патриотизма учащихся; 
Тип урока:Комбинированный 
Методы проведения урока: применение ИКТ, применение приема критического мышления «РАФТ»
Основные понятия и термины: Золотая Орда, курултай, Яса.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация к уроку;
Интерактивная доска;
Учебник, блокноты.
Карта средневекового Казахстана.
Структура урока:
Организационное начало. (Психологический настрой).
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока, постановка целей урока.
Опрос домашнего задания.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационное начало. Мотивация.
Приветствие. Вступительное слово учителя.
-  Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу   хорошей работы на уроке (круг радости).
2. Опрос домашнего задания 
Вопрос-ответ (слайд) -кто такой Темучин? -что вы знаете о курултае? -основной закон государства? -какой город оказывал сопротивление 6 месяцев? -старший сын Чигисхана? Подготовка к основному этапу.
Сообщение и запись темы урока:
Тема нашего урока  -«Золотая Орда»
2.3. Постановка целей урока делается совместно с учащимися, учитель задает вопрос: исходя из сегодняшней темы попытаетесь определить цели нашего сегодняшнего урока. Учащиеся высказывают свое мнение.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Рассказ об образовании Золотой Орды Золотая Орда- одно из крупных государств, созданных на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы- хана Бату (Батыя) территория простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Столица- первоначально называлась Сарай –Бату (нижнее течение Волги), затем она была переименована в Сарай –Берке. Карта О легенде из летописи «Шынгыснаме» о разделе владений Чингисхана (чтение из учебника). 
Бату вёл завоевательные войны с 1235 года и захватил многие страны и государства в западном направлении Народы Северного Кавказа Крым все они платили дань Русские княжества Государства Восточной Европы 
Рассказ с применением хронологической ленты правления ханов 
1227-1255 1236-1242 1255-1266 1266-1280 1290-1312 1312-1342
Хан Бату Походы на Запад Хан Берке х.Менгу- Тимур Хан Тохты хан Узбек
1342-1357 1357-1380 1380 1380 г
Хан Жаныбек Борьба за власть Хан Мамай           Д.Донской Тохтамыш хан
По ходу рассказа к каждому хану прикрепляем табличку с особенностями его правления. Бату хан- завоевал много стран, границы расширились в западном направлении. Особо внимание уделял развитию городов. Государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и платили дань.  Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению. Берке хан- укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях укрепления государства Берке принял исламскую религию. Но он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими государствами. Менгу –Темир- в 1271 году принял поход против Византийской империи, которая препятствовала укреплению связей Золотой Орды с Египтом. Тохты хан- оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.  Узбек хан- при нем государство укрепилось, важное значение придавал городам. По его приказу возводились мечети и др.общественные сооружения. Также в период его правления ислам был объявлен государственной религией. Учебная задача: выделите из учебника причины ослабления государства и составьте схему. проверка (Схема) Ослабление государства Междоусобные раздоры Поражение Мамая от Дм.Донского Захват власти Тохтамыш ханом Нападения эмира Тимура  Рассказ о распаде Орды с применением схемы Середина XV века Распад Золотой Орды на: -Ногайская Орда -Белая Орда -Сибирское ханство -Крымское ханство -Астраханское ханство -Казанское ханство Общественный строй- Логическая цепочка Общественный строй власть – по наследству имели писарей управляли малики сбор налогов- даруги военное руководство- беки. Являлось мусульманским государством. 
                                                                                                                             
4. Закрепление знаний.
Упражнение стратегии критического мышления.
Р(роль)
А(аудитория)
Ф(форма)
Т(тема)
Учащиеся составляют РАФТ по теме урока и презентуют его своим одноклассникам.
5. Рефлексия.
-  легко ли было изучать новую тему?
- что понравилось на этом уроке?
6.Домашнее задание.
Записываем домашнее задание: параграф 19 читать персказывать.
Оценки за урок и комментарии учителя.
Урок окончен, спасибо за работу.