Доклад на тему: Фонематические процессы в структуре готовности к овладению грамотой (письмом)


Фонематические процессы в структуре готовности к овладению грамотой (письмом)
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Масловопристанская СОШ
Шебекинского района Белгородской области»
Роговая Татьяна Михайловна
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма.
Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения
большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрать для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, чётко соблюдая пространственную ориентировку.
Для успешного обучения должны быть сформированы все структурные компоненты речи, а именно:
- развитие звуковой стороны речи;
- сформированность фонематических представлений;
- овладение достаточным словарным запасом;
- овладение ребенком лексико-грамматическими средствами языка;
- уровень развития связной речи.
Правильное развитие фонематических процессов фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма в процессе школьного обучения.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин).
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения письмом.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Необходимо отметить, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
В свою очередь, звуко-слоговой анализ и синтез у ребёнка с нарушением речи невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.
Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д.Б. писал: "От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".
Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы:
Фонетический (фонематический);
Морфологический;
Традиционный (исторический).
В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи.Слова записываются так, как они слышатся и произносятся (дом, трава, канава). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами.
Фонематический принцип письма, по сравнению с двумя другими принципами, наиболее легок для усвоения, в силу чего школьника и знакомят с ним в первую очередь. Однако для усвоения этого принципа все же необходим ряд предпосылок, большинством из которых ребенок должен владеть уже в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:
Четкое и безошибочное различение на слух всех звуков речи, поскольку при записи слов должен быть точно «сфотографирован» каждый звук.
Правильное произношение всех звуков (отсутствие в устной речи ребенка звуковых замен типа ЛОМА вместо РОМА или САРФ вместо ШАРФ), что обеспечивает возможность правильного проговаривания слов в процессе их записи.
Владение звуковым анализом и синтезом слов, позволяющее безошибочно определять количество звуков в слове и порядок их следования.
Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа..
   С учетом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.