Контрольная работа Художественная культура Средних веков. Византия и Древняя Русь.
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Контрольная работа по мировой художественной культуре на тему:
«Художественная культура Средних веков.
Византия и Древняя Русь».
10 класс. Программа Л.Г.ЕмохоновойУчитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
1 уровень
Задания закрытого типа (множественный выбор, установление соответствия)
Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-купольных храм. Он отражал идею:
Вечного блаженства на небесах;
Сложное символическое средство общения с Богом на земле;
Идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире.
(Выберите один из ответов, который, по-вашему мнению, будет правильным).
Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала:
Церковь Сан-Витале в Равенне;
Собор Св.Софии в Константинополе;
Мавзолей Констанции в Риме.
Восстановите космическую символику храма:
НартексАлтарь
Амвон
Купол
ЛествицаАпсида
А.мистическая лестница, при помощи которой совершается общение Неба с землей;
Б.небо;
В.святая земля (земной рай)
Г.полукруглый выступ в центре храма
Д.царство чистого (святого) духа
Ж.образ земли, где пребывают грешники.
4. «Мерцающей драгоценной живописью» называли мозаику в декоре византийских храмов. Вот так описано одно из мозаичных убранств:
«В лике Богородицы Оранты, строго и скорбно взирающей из аспиды на входящих в храм, линии приобрели каллиграфическую тонкость, поистине акварельную легкость и особую невесомость. Даже румянец на щеках выложен рядом тонких линий, что подчеркивает одухотворенность лика…»
2 уровень
Задания открытого типа (свободное изложение, дополнение).
Известно, что византийский иконостас сложился при Юстиниане и мел определенный канон. Опишите византийский иконостас.
Завершите следующие определения:
Праздничный ряд Деисуса – это…
Пророческий ряд Деисуса – это…
Дайте краткую характеристику храма-кивория. Приведите примеры такого архитектурного сооружения.
Объясните, почему Андрея Рублёва считают создателем русского иконостаса?
Ответы.
1 уровень
Идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире.
Собор Св.Софии в Константинополе.
1ж; 2д; 3г;4б; 5а; 6в.
Мозаика Св.Софии в Киеве.
2 уровень
«Сверху помещался крест. Справа и слева от входа в алтарь – царских врат – ставили храмовые иконы. Над вратами, на архитраве, всегда находилась икона, называемая Деисус. По правую руку Иисусу Христу предстоит Богородица, по левую – Иоанн Предтеча».Праздничный ряд – иконы, отражающие земной путь Иисуса.
пророческий ряд – иконы ветхозаветных пророков, предсказывающих воплощение Бога в человека.
Храмы-кивори характерны для раннемосковского зодчества и продолжили владимиро-суздальские традиции в архитектуре. Как правило, сооружение строится на высоком цоколе. Лопатки с капителями поддерживают арки с килевидными завершениями. Такие же килевидные завершения имеют окна и порталы. Пирамидальная композиция храма придает собранность и устремленность вверх. Арки с килевидными завершениями объединены диагональными кокошниками, которые визуально превращают среднюю часть храма в киворий – шатёр на колоннах. К таким сооружениям относится собор Спаса Нерукотворного из ансамбля Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Известно, что каноном высокого русского иконостаса считаются 3 иконных ряда, слитые воедино: праздничный ряд, пророческий ряд и местный ряд. Именно Андрей Рублёв изобразил Спасителя не как грозного Судию, а как Богочеловека, который не устрашает, а утешает. Продолжая традиции Феофана Грека, Рублёв поместил над высоким Деисусом праздничный ряд и пророческий. Именно такие ряды стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века. Завершает иконостас праотеческий ряд.