Технологическая карта урока по теме «Закон сохранения импульса» с дидактической структурой урока


Технологическая карта урока по теме «Закон сохранения импульса»с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока Деятельность преподавателя
Деятельность учеников
Формирование познавательных, коммуникатив-
ных, регулятивных УУД.  
Начальный этап:
организационный  Позитивный настрой на урок Приветствие 1 этап. Создание потребности в знаниях
 Вступление: Чьё изречение на ваш взгляд верно? Аристотель: «Всё движущееся необходимо приводится в движение чем-нибудь. Если оно в самом себе не имеет начало движения, то ясно, что оно приводится в движение другим», или Декарт Рене: «Я принимаю, что во Вселенной … есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».
Что главное в законах сохранения?
 Мнение учащихся. Философское изречение Аристотеля неверное, поскольку легко доказывается на практике.
Работают с учебником. Находят ответ на вопрос,записывают и озвучивают.
Намечено активно участвовать в ходе изучения нового материала
2 этап. Актуализация знаний.
Физический диктант.
Приложение№ 1.
Проверка и анализ результатов диктанта.
Вспоминают ранее изученный материал. Рассматривают ранее изученный материал с практической точки зрения.
Письменно выполняют задания учителя.
Анализируют проделанную работу.   Формирование личностных УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей.3этап. Создание мотива к познанию. Видеофильм №1.
1. Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600—800 м/с), оказывается смертельно опасной.
2.Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит.
Наблюдение. Выдвижение гипотезы.
Записывают свои наблюдения.
Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что необходимо знать направление силы, скорости, которая зависит от массы.
Записывают свои ответы. Для характеристики движения надо знать его массу и скорость. Формирование Регулятивных УУД: целеполагание, планирование;
Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
4 этап. Конструирование основной части урока Как же связаны между собой масса и скорость? Какова их связь в физике и в жизни?
Организует самостоятельную работу с учебником.
 Помогает сформулировать тему урока и цели урока: «Импульс тела. ЗСИ.».
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), Импульс тела – это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.

Внимательно читают материал учебника. Отвечают на вопросы учителя, анализируют, формулируют тему урока

Работают в тетрадях, выписывая основные
характеристики импульса как физическая величина по плану:
Определение.
Условное обозначение.
Импульс - векторная величина. Направление импульса.
Формула для расчёта импульс.
Единицы измерения импульса.
Поставлена новая проблема.
Регулятивных УУД: целеполагание, планирование,
Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Какая же связь между действующей силой на тело, временем её действия и изменением скорости?
Введём понятие замкнутой системы. Что происходит с импульсами тел при взаимодействии?
При взаимодействии тела с другим телом, его импульс может полностью или частично передаваться другому телу. Видео №2. Записывают определение.
Словесно описывают наблюдения.
Используя III и II законы Ньютона, формулы равноускоренного движения, выводят формулу Закона сохранения импульса.   Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Изучают рисунки16.2, 16.3 из ОИ-1. 5 этап. Конструирование закрепления нового материала
  1.Просмотр и обсуждение рисунков 16.2, 16.3 из ОИ-1 (видеофильмы 3,4).
2.Экспериментальная задача. Приложение №2.
Организует работу в группах:
- Рассмотрите самостоятельно упругое взаимодействие тел, при условии, что одно тело до взаимодействия покоилось: проведите эксперимент и ответьте на вопросы.
Первая группа будет работать с подвешенными на нитях металлическими шариками.
Вторая группа – с шариками, равными по массе.
Организует отчет о проведенном физическом опыте.

Содержание видео анализируют в парах. Словесно описывают наблюдения.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания с применением нового материала.
Работают в группах.
Проводят физический опыт.
Рассматривают взаимодействие тел с точки зрения Закона сохранения импульса.
Каждая группа отчитывается о выполненной работе.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6.Письменный контроль знаний Вычислите импульс, которым вы обладаете при равномерном движении со скоростью 2м/с. Индивидуально вычисляют по формуле:

Р = m х v Регулятивные УУД: контроль, оценка
7.Проверка на внимание Фронтальный опрос.
 Что называют импульсом тела?
- Сформулируйте закон сохранения импульса
- Каковы границы применимости закона сохранения импульса?
Просмотр видеофильмов №5 Отвечают на вопросы по материалу урока.
Смотрят видеофрагмент. Анализируют. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
.
8 этап. Конструирование опережающего материала Видео№6,настраивает на новую тему «Реактивное движение».
Демонстрирует модель ракеты: надувной шарик. Смотрят видеофрагмент. Анализируют. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. Личностные УУД: действия смыслообразования.
9 этап. Организация рефлексии
Вопросы:
Что вы узнали из сегодняшнего урока?
Что понравилось?
Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?
Подводит итоги работы каждого ученика,  выставляет оценки,дает оценку работе группы в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации)
Домашнее задание:
Общее: ОИ-1.§ 16, 17, стр.121.вопросы 1,4,13.
Индивидуально: В.С.Р.№2. сообщения по выбору: “История ракетостроения”, “Реактивное движение”, “История космонавтики”, “Использование реактивного движения живыми существами”
Обобщают полученные знания;
выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.
Дают оценку своей деятельности на уроке.
Записывают домашнее задание.
Знакомятся с объемом домашнего задания.
Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. Личностные УУД: действия смыслообразования.