Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей обучающихся

Тема педсовета:
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА Поиск и разработка эффективных форм, методов, оптимального их сочетания для формирования ключевых компетенций учащихся, определяющих устойчивость их поведения в различных жизненных ситуациях
В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии (в том числе России), указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на «сигналы» рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как:
способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,
осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.
Эти качества получили название «ключевых компетенций» и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы»
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».
Компетенция- совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо профессиональной сфере (абстрактная модель)

Компетентность Персональный уровень владения компетенцией, зависящий,
прежде всего, от мотивации Е.В.Гусельникова
Иерархия компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы классного руководителя
Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации,
самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом
Концепции воспитания
Идеологически направленная
Социально-направленная

Пропаганда и реализация общегосударственной идеи, жёсткая вертикаль структур, которые обеспечивают содержание и технологии воспитания.
Наличие общегосударственной программы.
Приоритетом является полезность обществу. Воспитывается человек, у которого на 1 – м месте стоят интересы коллектива, а свою деятельность он оценивает с позиции её значимости для окружающих его людей, так же как и они оценивают человека по количеству сделанных им полезных дел

Концепции воспитания
Личностно
направленная
Компетентностно-
направленная

Воспитание человека, осознающего себя уникальной, неповторимой личностью, воспринимающим окружающую социальную среду как возможность для своего всестороннего развития и самореализации
Воспитание человека, способного состояться в различных сферах жизнедеятельности:
Гражданско-правовой
Профессионально-трудовой
Семейно-бытовой , поло-ролевой
Культурно-досуговой
Информации, коммуникаций и самостоятельного познания

Информационные компетенции
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).
Пол, т. е. биологические особенности для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины
Гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола
Гендерный подход предполагает выбор деятельности, интересной для юношей с включением их в экспериментальную работу
и выбор деятельности, интересной для девушек с их включением в групповую и коллективную работу.
Юноши
Слабо развита тонкая моторика руки
В речевых навыках юноши тоже уступают девушкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то юноши справляются с этим лучше
Мало реагируют на эмоциональную окраску голоса (модуляцию, интонацию)
воспринимают и осмысляют любую информацию о действиях (глагольные формы)
Полученную информацию юноши лучше, чем девушки, соотносят с ранее имеющейся и воспринимают ее аналитически
У юношей хорошо формируются в мозгу связи между знаками, словами и образами и создаются однозначные контексты
Девушки
легко адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят
девушки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении ее с ранее имеющейся
объем кратковременной памяти у девушек выше, чем у юношей.
предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно-пространственные задания для них тяжелая работа.
создание мотивации у девушек достигается только эмоциональным путем, т.к. физиологически доминантным у них является правое полушарие.
предоставление новой информации в связи с этим должно быть в более медленном, размеренном темпе
обратная связь достигается путем многократного повторения типовых заданий для обеспечения устойчивого усвоения информации, что позволяет легко манипулировать полученными знаниями.
Презентация
Развитие творческих способностей личности является базовой предпосылкой , определяющей инновационный и проектный характер активности личности в целом.
Творческий потенциал досуговой деятельности определяется её игровой природой, который может быть реализован путём целенаправленной организации игровых коммуникативных пространств.
Наиболее оптимальной формой развития творческих способностей личности подростка является..культурно-досуговая компетентность.
Досуг - свободное от работы время.
Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является способность к творчеству , которая обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придаёт инновационный характер трудовой и д о с у г о в о й деятельности.
13LINK14Культурно-досуговая1513LINK14 компетенция15
Функции досуга:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
релаксация,
развитие коммуникаций,
умение отличать духовные ценности,
умение противостоять бескультурью
Н а и б о л и е оптимальным периодом развития к р е а т и в н о с т и (творчества) является детство, на различных этапах которого личность формирует и реализует свой творческий потенциал.
В возрасте наши обучающиеся имеют уже
знания
о своих потребностях и интересах;
о нравственных нормах взаимоотношений в коллективе;
расширение и углубление знаний об окружающей среде и видах искусства;
об ответственности за свои действия и поступки.
О духовных ценностях и культуре досуговой деятельности;
О культуре общения со сверстниками и взрослыми;
Знания в различных областях искусства.
Умения
СООТНОСИТЬ СВОИ УМЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ; ОСОЗНАВАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА УЧАЩИХСЯ; УСТАНАВЛИВАТЬ ДОБРЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ;
ПОСТУПАТЬ ПО СОВЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ;ДЕРЖАТЬ СЛОВО , ЦЕНИТЬ СВОЁ И ЧУЖОЕ ВРЕМЯ.
Ориентироваться в окружающем мире и в себе;
Владеть собой в сложных ситуациях;
Уметь организовать досуг окружающих и свой;
Уметь видеть и отличать прекрасное от безобразного в природе , искусстве , труде, жизни;
Отличать духовные ценности и противостоять бескультурию.
Мотивация
Желание показать себя; самоутвердиться.
Социальное самоопределение , самореализация свободной личности.
Качества
развивать лидерство, коммуникативность, самостоятельность,
надёжность, товарищество, отзывчивость, самодисциплину, ответственность.

Диагностика
Наблюдение, анкетирование, социометрия, интервьюирование;
метод столкновения взглядов, позиций;
Рейтинг;
Метод анализа продуктов творчества учеников.
Игровой тренинг, анкета , социальный опрос.
Методы и формы
Классные часы, практикумы, исследования, работа с активом, КТД, самоуправление, экскурсии , кино, музеи, праздники, дискотеки, походы.
Вечера , дискуссии , диспуты , круглый стол, сюжетно-ролевые игры, клубы по интересам, военизированные игры . Объединения, движения.
Тест «Вы и ваши увлечения»
1.Используете ли вы свое свободное время для укрепления приятельских отношений и общения с разными людьми(друзьями, знакомыми, родственниками, учителями)
2.Читаете ли вы развлекательную литературу?
3.Читаете ли вы серьёзную литературу?
4. Занимаетесь ли дома самообразованием готовясь к выбранной
профессии?
5. Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми
хлопотами?
6. Отдаёте ли вы своё свободное время вашему увлечению- хобби?
7. Занимаетесь ли вы спортом для собственного удовольствия?
8. Бываете ли в кафе, на вечеринках, в танцзалах?
9. Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?
10.Занимаетесь ли общественной работой?
11.Любите ли побездельничать, посидеть у телевизора?
12.Используете ли свободное время для дополнительной учёбы?



Вопрос
да
часто
иногда
никогда

Используете ли вы свое свободное время для укрепления приятельских отношений и общения с разными людьми(друзьями, знакомыми, родственниками, учителями)
90
9
10
7

Читаете ли вы развлекательную литературу?
19
6
56
32

Читаете ли вы серьёзную литературу?
10
4
43
57

Занимаетесь ли дома самообразованием по выбранной
профессии?
28
6
31
16

Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми хлопотами?
88
16
16
5

Отдаёте ли вы своё свободное время вашему увлечению- хобби?
73
7
27
5

Занимаетесь ли вы спортом для собственного удовольствия?
24
4
43
12

Бываете ли в кафе, на вечеринках, в танцзалах?
61
6
24
21

Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?
35
3
37
40

Занимаетесь ли общественной работой?
35
2
39
36

Любите ли побездельничать, посидеть у телевизора?
70
11
25
6

Используете ли свободное время для дополнительной учёбы?
19
3
53
37


Какие креативные(творческие) качества формируются?
Вдохновлённость , фантазия.
Гибкость ума, чуткость к противоречиям.
Раскованность мыслей, постановка цели и организация её достижения.
Самоанализ, самооценка, способность к творчеству.
Рефлексивное мышление.
ВЫВОД.
Любая компетентность позволяет ученику ориентироваться в сложном потоке информации, видеть главное , выделять проблемы , осложняющие деятельность , видеть пути творческого решения этих проблем.
Профессионально-трудовая компетенция (презентация)
Знания
совершенствование знаний техники безопасности
знания о профессиях мужских и женских
знание вопросов экономики и права
понятие этики трудовых отношений
информация о противопоказаниях к профессиям
профессиональное самопознание
знание рынка образовательных услуг, потребностей рынка труда
знание правовых основ законодательства в области трудовых отношений
знание источников информации в проф. – трудовой сфере
Умения
Профессиональное самоопределение,
Профессиональное прогнозирование,
Понимание необходимости трудовой деятельности,
Овладение общетрудовыми навыками,
Осознанный выбор профессии.
К а ч е с т в а
Мобильность
Самостоятельность
Креативность
Толерантность
Конкурентоспособность
Инициативность
Самопрезентация
Коммуникативнгость
Познавательная и творческая активность
Методы диагностики
интервью,
анкетирование профессиональных интересов,
намерений, увлечений
изучение интересов школьника
изучение проф. склонностей
проф. диагностика способностей личностных
особенностей
методика выбора
профиля обучения
наблюдение
беседы,
анализ результатов
детского труда
Мотивация
личностно и социально
ценностная мотивация
выбора пути
дальнейшего образования
желание трудиться
и добиться успехов
в трудовой деятельности
Формы и методы
профильные классы
профессиональная консультация
конкурсы проф. мастерства
деловые игры, портфолио
дополнительное образование
научно- исследовательская деятельность
индивидуальное труд.
общественно- полезный труд
летняя трудовая практика
УПК
экономические игры
тренинги
дополнительное образование
портфолио
Положение о классном руководстве
Воспитательная работа является одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений страны и занимает особое место в работе любого педагога-предметника и, тем более, классного руководителя. Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в школе. Воспитательная работа должна быть основана на изучении и анализе каждого из учащихся и проведении (помимо основных воспитательных мероприятий) ряда мероприятий, преследующих общую цель формирования классного коллектива и создания условий для духовного, нравственного развития каждого из ребят.
Концепция модернизация российского образования до 2010 года направлена на создание условий для повышения качества образования. Каждое образовательное учреждение стремится достичь высоких показателей качества обучения, воспитания и социализации учащихся. Приоритетным национальным проектом “Образование” особое внимание уделяют деятельности классного руководителя. Наиболее сложной педагогической проблемой является определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в классе. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, положением о должностных обязанностях классного руководителя. Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
Организация деятельности классного коллектива
Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся
Организация внеучебной жизни класса
Изучение личности и коррекция в воспитании школьников
Социальная защита школьников
Работа с родителями
Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя  создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Основные задачи деятельности классного руководителя:
формирование коллектива группы, как воспитательной системы;
организация системной работы с обучающимися в классе;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности обучающихся, свободного и полного  раскрытия его потенциальных способностей;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению м положительному взаимовлиянию;
защита прав и интересов обучающихся;
гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
формирование здорового образа жизни;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

Функциональные особенности классного руководителя
Деятельность классного руководителя  целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
Организационно-координирующие

Планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией техникума;
Ведение педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива группы;
Организация коллектива группы, распределение поручений, работа с активом;
Организация дежурства в группе;
Систематическое (плановое) проведение собраний, организационных часов в группе, тематических классных часов, открытых классных мероприятий;
Формирование студенческого самоуправления в группе;
Участие в подготовке плановых и в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний техникума;
Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.
Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту, на воде.
Обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.
Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.
Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом группы в целом.
Коммуникативные
Регулирование межличностных отношений между обучающимися группы.
Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.
Содействие общему благоприятному психологическому климату в группе.
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
Аналитико-прогностические
Изучение физического и психического здоровья обучающихся , их успеваемости, посещаемости во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения;
Изучение индивидуальности обучающегося;
Систематический анализ динамики личностного развития обучающегося;
Анализ и оценка семейного воспитания каждого обучающегося;
Анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.
4.Социальные:
Создание коллектива группы как воспитательной среды, обеспечивающей социализацию каждого индивидуума;
Выявление и учет социально незащищенных категорий;
Обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся.
Делопроизводство:
Разработка плана воспитательной работы на учебный год;
Социальный паспорт группы;
Ведение дневника педагогических наблюдений;
Учет показателей учебной деятельности обучающихся по полугодиям;
Учет занятости обучающихся в дополнительном образовании, общественных объединениях, творческих группах и т.д.
Формы работы классного руководителя с обучающимися
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).



Критерии оценки деятельности классного руководителя
Критерий результативности
Отражает уровень социального развития обучающихся:
уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности обучающихся;
успеваемость в группе, формы ее контроля и повышения;
комфортный психологический климат обучающихся.
Критерии деятельности
Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:
Наличие установленной для классного руководителя документации.
Ведение документации в соответствии с требованиями.
План воспитательной работы, постановка конкретных задач воспитания и их реализация. Анализ и оценка результатов работы.
Классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях.
Психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.
Организация воспитательной работы с обучающимися.
Массовые воспитательные дела в группе.
Участие группового коллектива в общих делах техникума.
Организация участия группового коллектива во внеучебных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии).
Развитие ученического самоуправления.
Социальная защищенность обучающихся.
Умение разрешать конфликты (обучающийся- обучающийся, обучающийся -педагог).
Вовлечение каждого обучающегося в значимую для него и окружающих деятельность.
Активная деятельность классного руководителя.
Участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города.
Взаимодействие с педагогическими работниками, взаимодействующими с обучающимися в данной группе, другими участниками образовательного процесса и общественностью.
Работа с родителями.
Организация и проведение родительских собраний.
Изучение семей обучающихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися



Использование ИКТ в работе классного руководителя (презентация)
«ИСТИННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИДЕИ, НО И ЗНАНИЕ, КОГДА ЭТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ» СЕЙМУР ПАЙПЕРТ  Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ИКТ В РАБОТУ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;  
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;  
- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;  
- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
- развитие способности свободного культурного общения;
- всестороннее развитие личности ребенка;
- организация содержательного досуга детей и молодежи.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
План воспитательной работы;
Социальный паспорт класса;
Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
База данных учащихся и их родителей.
Возможность мониторинга успеваемости группы.

КОММУНИКАЦИИ
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения можно использовать Чаты и Форумы.
Общение возможно через Обратную связь школьного сайта. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ
Выпуск электронной газеты класса или школы.
Создание электронного альбома для выпускников.
Разработка электронной «Летописи» класса.
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
Создание портфолио каждого учащего класса, портфолио класса.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
для коммуникаций;
для проведения родительских собраний.
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия;
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
сопровождение выступления на педсовете, МО;
для проведения семинара или творческого совещания;
для обобщения собственного опыта.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
повышение уровня мотивации учения;
создание условий для реализации творческого потенциала ученика;
воспитание компьютерной культуры;
психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

Система работы классного руководителя с учителями-предметниками

Л.Н. Толстой, размышляя о взаимосвязи воспитания и учения, писал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».
В ходе управления воспитательным процессом группы, классному руководителю приходится сотрудничать не только с обучающимися и их родителями, но и со своими коллегами по ремеслу. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых к обучающимся .
«Классному» нередко приходится «защищать» кого-то из своих питомцев от коллег-предметников, особенно в конце полугодия: одного «еще раз переспросить , с другим дополнительно позаниматься , третьему «натянуть» по предмету до четверки, четвертому простить прогул урока ... Эти оперативные, тактические «ходы» неизбежны.
Сотрудничество классного руководителя и учителей – предметников необходимо в самых разных областях и периодах жизни обучающегося.
В чем же сущность взаимодействия классного руководителя и учителей предметников?
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в группе. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с обучающимися;
изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с обучающимися ;
регулирование отношений между учителями группы, между учителями и обучающимися , между педагогами и родителями;
определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;


Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.

Каково содержание работы классного руководителя с учителями предметниками ?
Классный руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой - обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником. Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить их содержание, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Особенно важно привлечь учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в классе. Классный руководитель должен определить при планировании воспитательной работы основные составляющие сотрудничества с педколлективом. Они могут быть следующими:
Изучение учебной мотивации учащихся; поиск путей ее повышения;
Изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
Выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
Развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе; сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
Помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности школьников.



Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Какими могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?
В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения предмета.
В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.
Бывая на уроках в своем классе, классный руководитель должен обратить внимание на преподавание тех учебных предметов в классе, по которым учебные результаты учащихся самые низкие или нет должной дисциплины. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя на уроках, классный руководитель фиксирует активность учащихся класса в уроке по собственной инициативе и по инициативе педагога, который ведет урок, следит за нарушениями. Результаты данного исследования должны лечь в основу беседы классного руководителя с учителями-предметниками и самими детьми с целью активизации учебной деятельности учащихся класса и ее результативности.
Классный руководитель уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью он изучает вопросы привлечения в урочную деятельность учащихся дополнительной литературы по предмету, нестандартных форм проведения урока, помогает учителям вместе со своим классом готовить предметные недели и внеклассные мероприятия по учебным предметам.
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.



Особая забота классного руководителя - проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы, связанные с поведением. Эти проблемы могут быть связаны:
с трудной семейной ситуацией;
с болезнью ребенка;
с проблемами в общении;
с особенностями характера.
Классный руководитель может подготовить и провести совместно с администрацией школы мини-педсовет по теме «Проблемные учащиеся моего класса». Цель данного мини-педсовета, на котором присутствуют педагоги класса, классный руководитель и администрация школы - обсуждение путей решения проблемы трудностей в поведении учащихся и в их учении, а также конкретные и конструктивные пути выхода из трудной ситуации отдельных учащихся.
Решение малого педсовета по классу или отдельным учащимся обсуждается через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения произошли в поведении учащихся.
Малый педсовет может дать следующие рекомендации:
пригласить родителей учащихся класса на тематическую и индивидуальную консультацию;
посетить учащихся на дому, проанализировать бытовые условия учащихся, атмосферу семьи;
организовать дополнительные занятий для учащихся, консультацию учителей-предметников, помощь учащихся класса;
привлекать учащихся к участию в работе кружков, факультативов;
привлекать учащихся к участию в подготовке предметных вечеров, дней творчества;
организовать самоотчеты учащихся по результатам учебной деятельности
Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов для решения учебных проблем детей. Он привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию уважительных и доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о его психическом, физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами.
Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.
«Ученическое самоуправление
Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.
Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).
Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.
Каждый год в классах осуществляются выборы в органы самоуправления. Органы самоуправления привлекаются к исполнению контроля за посещаемостью учебных занятий, организации бесплатного питания.

Благодаря большому количеству разнообразных общетехникумовских мероприятий, ребята проявляли свою самостоятельность, приобретали навыки позитивного общения, организаторской деятельности, совместной творческой работы.
Силами актива были организованы и проведены такие общешкольные культурно-массовые мероприятия, как праздники к 23 февраля, 8 марта,
были организованы выставки плакатов к тематическим праздникам.
Вместе с тем в работе детских творческих объединений есть и слабые места и проблемы. Не все обучающиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу. Не стабильно работает актив детского объединения «Радуга».
Поэтому одними из приоритетных задач развития воспитательной системы на 2013-2014 учебный год является:
совершенствование и развитие ученического самоуправления в техникуме, выявление и развитие творческих способностей обучающихся.

АНКЕТА «УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
1.Ты хорошо знаешь свою группу, попробуй охарактеризовать его одним словом
Дружная-35
Веселая-15
Хорошая-22
Лучшая-11
Коллектив-3
Не очень дружная- 16
Клеевая-1
Затрудняюсь ответить-7
2. Назови группы, с которыми ваша группа в техникуме имеет общие дела?
Гр.61 -12
Гр.62-4
Гр.64-2
Гр.65-4
Гр.66-7
Гр.67-3
Не знаю, ни с кем -63
3. Какая группа, на твой взгляд, лучшая в техникуме?
Гр.60-5
Гр.61-16
Гр.62-12
Гр.64-12
Гр.65-14
Гр.66-11
Гр.67-11
Лучшей нет-11
4. Какие традиции есть в твоей группе?
Чаепитие-4
Слово покупателя закон-3
Выполнять все на отлично-1
Быть активными -4
Опаздывать-3
Уходить с пар -3
Отмечать праздники-4
Собираться вместе-3
Линейка-1
Практика-2
Покушать в буфете-1
Нет традиций-62
5.В чем проявляется твое участие в жизни группы?

Просто присутствуешь на делах группы-28
Сам предлагаешь провести некоторые из них-7
Принимаешь участие в подготовке и проведении групповых дел-58
Участвуешь в анализе и оценивании дела группы-7
Стараешься избегать участия в жизни и делах группы-14
Затрудняюсь ответить-4
6.Какие отношения друг к другу у вас в группе?
Отзывчивые-32
Доброжелательные-46
Равнодушные-22
Безразличные-14
Конфликтные-13
Нет ответа-4
7.Если бы тебе предложили перейти в другую группу, согласился бы ты?
Да-11
Нет-115
8.Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
Да-50
Нет-63
Нет ответа-6
9.Ученическое самоуправление в группе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается?
Приносит пользу-44
Мало знаю об этом- 44
Не приносит-4
Затрудняюсь ответить-24
10.Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в группе?
0-2
1-5 -21
6-9-42
10-49








15