Выступление на заседании секции учителей начальных классов.


Выступление на заседании секции учителей начальных классов 28 августа 2012г.
Учитель 1 категории МБОУ СОШ №11 Абдурахманова Наталья Анатольевна
Тема: «Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей младших школьников».
Развитие российского общества вызвало возрастающую потребность в личностях творческих, профессионально компетентных ,социально мобильных ,открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях.Только такие люди могут реализовывать себя в любой сфере деятельности . Развитие же творческих способностей начинается в детстве. Отсюда, чтобы подготовить специалиста ,обладающего творческими способностями, необходимо развивать последние уже в дошкольном и младшем школьном возрасте ,поскольку в этот период дети открыты всему новому,любознательны,способны импровизировать,позитивно относятся к взрослому ,который выступает образцом для подражания ,полны желания создавать собственный творческий продукт.
Все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме развития творческих способностей младших школьников.
Способности – это индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое ,в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.
Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.
Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области,практического опыта ,интереса к делу.
Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества ,как бытия человека ,как формы его жизнедеятельности.
В настоящее время понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психологической науки. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых (А.Маслоу, Э.Торренс, Д.Б.Богоявленская, Е.П.Варламова,В.Н.Дружинин,Я.А.Пономарев,Б.М.Теплов,Е.Л.Яковлева и др.)
Развитие всех способностей человека, в том числе познавательных и творческих ,происходит ,как правило ,в деятельности .Учебная и внеурочная деятельности ,как основные виды деятельности младших школьников ,могут помогать развитию творческих и познавательных способностей последних.
Изучению творческих способностей младших школьников в учебной деятельности посвящено немало исследований, а работ, где бы была представлена организация и реализация внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста ,крайне мало .Вместе с тем ,наряду с учебной деятельностью ,во внеурочной деятельности происходит расширение и углубление знаний учащихся,удовлетворение их творческих и познавательных интересов и склонностей,у них появляется возможность проявления самостоятельности и инициативы.
Преимущество внеурочной деятельности по сравнению с учебной в развитии творческих способностей учащихся заключается в том, что во-первых ,она строится на принципе добровольности (дети сами выбирают занятие по интересам); во-вторых , в ней заключаются возможности использования синтеза искусств (музыки ,живописи ,литературы);в –третьих ,в рамках этой деятельности возможна реализация специально разработанной программы развития творческих детей. .Последняя позволяет ,используя методы активного обучения ,активизировать психологические механизмы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников .При этом следует учитывать ,что на развитие творческих и познавательных способностей личности в разные периоды ее становления влияют различные психологические механизмы.
В младшем школьном возрасте наиболее действенными являются психологические механизмы подражания творческому взрослому ,самооценки ,принятия и освоения ролей ,поскольку детям свойственна ,с одной стороны ,творческая самореализация в создаваемых ими продуктах деятельности ,а с другой -из-за отсутствия опыта, невозможность самостоятельного воплощения многих своих творческих идей и замыслов .Отсюда неизбежна ориентация на мнение значимого другого (стремление ему подражать),осуществление сравнения своих творческих достижений с достижениями своих одноклассников.
Творчество-норма детского развития Совместимо ли творчество с обучением ,особенно с начальным ?В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности ,а не просто о развитии творческих способностей .Именно творчество оживляет познавательный процесс,активизирует познающую личность и формирует ее.
Учительство-это искусство,
Труд не менее творческий,
Чем труд писателя или композитора,
Но более тяжелый и ответственный.
Учитель обращается к душе человеческой
Не через музыку, как композитор,
не с помощью красок ,как художник,
А впрямую.
Воспитывает личностью своей ,Своими знаниями и любовью,
Своим отношением к миру.
Дмитрий Лихачев (академик)
Наша школа-это образовательное учреждение полного дня. Здесь для развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания младших школьников .Кроме учебных занятий организована внеурочная деятельность .Наше образовательное учреждение стремится создать условия для развития индивидуальности каждого школьника ,выявления одаренных детей, выработать у них желание быть любознательными,увлекаться наукой,стремиться к совместной деятельности.
Преимущества школы полного дня:
Воспитательные задачи решаются через совместную деятельность,в том числе через игру.
Воспитательные задачи решаются одновременно и целым коллективом ,и с группой детей,и индивидуально.
Воспитательная работа строится на идее саморазвития ребенка и функция воспитания заключается, прежде всего, в оказании необходимой помощи и педагогической поддержки.
Ребенок имеет «свободу выбора» деятельности , игру ,подготовку к коллективному делу ,общение с другом ,занятие в кружке или студии.
Цель педагогического коллектива – создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов взаимного уважения и ответственности ,раскрытие творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса .Данная цель охватывает весь педагогический процесс ,интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность младших школьников.
Важным направлением деятельности педагогов является развивающее обучение . В основе такого обучения лежит эвристическая совместная деятельность учителя и учащихся.
Для детей младшего школьного возраста характерно литературное, изобразительное и драматическое творчество . В своей повседневной работе стараемся развивать эти виды творчества.
На определенном этапе, когда ребенок овладевает разными видами репродуктивной деятельности , педагог подключает систему творческих заданий .Под системой мы понимаем последовательное включение творческих заданий :от простого к сложному .Сюда же входят специальные задания и методики Дж . Родари ,субъективно-творческие задачи Львова М.Р.и др.Внеклассная работа в школе ведется с учетом возраста детей ,их психологических и индивидуальных особенностей .Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.
1класс-развитие коммуникативных навыков
2 -4классы-вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность
Формы проведения внеклассных мероприятий:-
-творческие игры ,праздники ,фестивали ,конкурсы ,концерты
-спектакли,- кукольные театры ,театры-экспромты
-субботники , организация дежурства по классу
-классные часы , беседы, викторины
-экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города
-участие в школьных ,городских ,Всероссийских конкурсах
Практика показала , что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые ,театральные ,творческие ,состязательные формы организации деятельности ,позволяющие учащимся осознать себя.
Подготовка к мероприятию проводится по схеме:
-создание творческой группы
-определение целей и задач
-ярмарка идей
-написание сценария
-репетиционный период
-проведение мероприятия
-анализ мероприятия ,выявление проблем и путей их решения
(пример из практики)Атмосфера добра и человечности ,взаимопонимания и уважения ,сотрудничества пронизывает такие праздники ,возникает возможность сотворчества педагогов ,учащихся ,родителей.
Развитие в последнее время гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому человеку как к личности ,но и реализацию личностью своих внутренних способностей .Это значит ,что необходимо наличие не только знаний и умений ,полученных от науки ,столько способностей по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу .В психолого-педагогическом определении творчество ,есть деятельность ,способствующая созданию ,открытию что-либо ранее неизвестного для данного субъекта.Творчество-это исследование .Человек исследует, а это значит ,наблюдает и познает окружающий мир.
В основе творчества лежит система творческого воспитания ,которая обусловлена двумя основными принципами : индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Для решения цели и задачи развития творческих способностей младших школьников нужно учитывать и исходные принципы:
1.Знания-фундамент творчества так как творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний.
2.Строгий отбор учебного материала.
3.Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
4.Разностороннее развитие ученика.
5.Формирование устойчивого интереса к учению.
6.Обучение грамотному выполнению заданий.
7.Постоянный контроль.
8.Индивидуальный подход.
Творчество-это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности ;возможность выразить свое отношение к миру.
Некоторые психологи рассматривают творчество как продолжение и замену детской игры .Творческую и игровую деятельность объединяет функциональная направленность: творчество как способ познания окружающего мира ,творчество как канал передачи общественного опыта ,выполняющего воспитательную функцию .Творчество обладает различной степенью новизны.
Взрослые (родители и педагоги) должны сделать так ,чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком как можно дольше.
Именно в школьный период нужна помощь педагога, чтобы преодолеть кризис , обрести возможность для самореализации , для выражения своего «Я».Обучить творческой актуальности нельзя ,-отмечает Л .С . Выготский -но это вовсе не означает ,что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению.
Анализ психолого – педагогической ,посвященной развитию творческих и познавательных способностей личности ,дает возможность выделить некоторые рекомендации для их стимулирования:
предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
никакой отрицательной практики: исключение оценки до тех пор, пока не будут высказаны все идеи;
учить детей замечать противоречия;
помогать детям, видеть аналогии;
учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
доверяться догадке и интуиции;
воспринимать новшества и изменения ,не противиться им;
развивать потребность в учении и самообразовании;
одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом и условием развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны , принять нестандартную ситуацию.
«Удивление-это начало творческого отношения к миру» и сильный стимул познания.
В психологии творчества одним из популярных является утверждение о том что «творец спит в каждом человеке» , но ему не дают проявиться внутренние и внешние барьеры .Психологи уверены ,что нужно избавить человека от барьеров ,связанных с этими страхами и неуверенностью в себе ,как заключенный в нем творец освободится ,и человек начнет творить. На этом принципе построен замечательный и очень популярный в практической психологии прием –« мозговой штурм ».С помощью нехитрых , но очень действенных способов человеку дается возможность раскрепоститься и «стать самим собой».Раскрепостив человека ,позволив ему быть самим собой ,мы дадим ему возможность чуть больше проявить свои творческие способности.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Вероятно, группа людей, участвующая в творческом поиске, должна рассматриваться как единый, совокупный творец и ,естественно ,отвечать этим критериям .Группа должна быть способна вырабатывать оригинальные идеи ,уметь их детально разрабатывать ,проявлять гибкость мышления ,проявлять беглость мышления ,выдавая множество мнений в ответ на проблемную ситуацию.
Несложно заметить, что в условиях совместной деятельности один процесс рационального разделения обязанностей способен дать эффект, превосходящий любые индивидуальные возможности. Но известны и другие эффекты совместной деятельности, указывающие на то ,что творчество в коллективе может быть значительно более результативным ,чем творчество индивидуальное .Особенно важной представляется педагогическая составляющая этой работы .Коллективное творчество принципиально отличается от другой коллективной деятельности тем ,что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения некого важного для всех результата ,а использование инициативы и энергии всех участников для того ,чтобы добиться максимума.
Результаты работы показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей ,если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
Реализация программы развития творческих способностей младших школьников в специально организованной учебной деятельности, включающей методы активного обучения, позволила активизировать психологические механизмы подражания творческому взрослому ,принятия и освоения ролей ,что нашло отражение в содержании творческих способностей младших школьников ,которые стали осознанно подходить к усвоению знаний ,носящих творческий характер ,осмысленно создавать творческий продукт ,проявлять желание заниматься творческой деятельностью совместно с творческим учителем .Что касается механизма самооценки, то его реализация ,по данным импирического исследования, нашла отражение в изменении только мотивационного и эмоционального компонентов творческих способностей.