Программа деятельности классного руководителя Воспитание личности:ступеньки роста
Программа деятельности
классного руководителя
МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка
Малютиной Галины Анатольевны
«Воспитание личности: ступеньки роста»
Воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Воспитательный процесс можно сравнить с длинной-длинной лестницей, где очень много ступенек. Можно споткнуться, оступиться, набить себе шишек, но, все таки, стремиться только вперед. Ведь если ты поднимаешься по ступеням, то обязательно к чему-нибудь придешь, а если спускаешься, то всегда от чего-то уходишь.
Как классный руководитель 1 класса, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
2. Освоение и внедрение новых современных технологий.
3. Повышение и стабилизация уровня воспитанности обучающихся.
4. Формирование здоровьесберегающей среды.
5. Совершенствование системы мониторинга, как инструмента отслеживания поставленных задач.
Для достижения положительного результата в процессе воспитания использую следующие современные технологии:
коллективную систему воспитания,
исследовательский метод ,
проектный метод ,
развитие критического мышления,
личностно-ориентированный подход
здоровьесберегающие технологии.
Разрабатывая воспитательную систему, я взяла за основу принципы гуманизма, духовности, толерантности, здоровьесбережения и вариативности. И последний принцип обязателен. Потому что, когда мною, как классным руководителем все подготовлено – программы, системы, планы, разработки мероприятий, часов общения, родительских собраний и т.п. – приходят первоклассники, как чистый лист, как новый пластилин (это мы так думаем), и мы начинаем «писать на этом листе» и «лепить из этого пластилина» по своим задумкам, спланированными методами и средствами. А потом оказывается, что дети пришли уже с багажом, и многие из них с богатым багажом, фундаментом, заложенным семьей, социумом, средствами массовой информации и т. д. А иногда «богатый» не значит хороший. И тут мы вспоминаем о многообразии форм работы, о различных технологиях воспитания, подбираем наиболее подходящие, эффективные, результативные для новоиспеченного коллектива обучающихся, для каждого ребенка индивидуально, для их родителей. С благодарностью в адрес разработчиков всех этих технологий продолжаем работать и, если необходимо, снова вносим изменения, пока не добьемся сплоченности классного коллектива.
Эта задача является важнейшей на каждой ступеньке роста воспитанников и красной нитью проходит через все годы обучения и воспитания. Ступени неразрывно связаны между собой, и мы вместе с родителями и детьми идем по этой длинной лестнице, воспитывая личность.
С целью повышения квалификации обучалась на курсах по программе ФГОС НОО, где получила исчерпывающие ответы по вопросам стандарта второго поколения. В частности о принципиальных его отличиях от старого, главным из которых является то, что во главу угла ставится ребенок. И я поняла, что преподавать и воспитывать теперь придется по-новому. К чему я и стремлюсь со своими учениками.
Основным результатом реализации стандарта я вижу формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Сегодня я представлю вам семь наиболее важных, на мой взгляд, ступеней роста ребенка.
В качестве методологической основы стандарта использую системно-деятельностный подход, т.е. формирую различные виды и формы деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.
Поэтому моя работа, как классного руководителя строится системно, на совокупности воспитательных целей, задач, форм, методов, видов деятельности, современных идей и технологий, основных направлений и принципов.
Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования и воспитания. В моей воспитательной программе здоровье является одним из основных направлений. Под этим я понимаю защиту, сохранение и развитие физического и психического здоровья ученика.
Как же этого добиться? Мы проводим физкультминутки на каждом уроке, динамические паузы каждый день, прогулки и экскурсии систематически. Очень интересно было услышать на классном часе «Гигиена и здоровье» и на часе общения «Если хочешь быть здоров», как дети говорят сами о здоровом образе жизни и научить их тому, чего они еще не знают. О здоровье ребенка мы говорили на родительском собрании «Здоровьесберегающая среда». Мы проводим спортивные мероприятия, например, «Спортландия», «Веселые старты», минифутбол и др.
Я хочу показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Еще одним наиболее важным направлением, определенным в стандарте и в моей воспитательной системе, является духовно-нравственное воспитание. В нашей школе хорошие возможности для формирования в среде обучающихся нравственных ориентиров и ценностей. Наибольший эффект дают классные часы с приглашением специалистов. Например, учитель истории С.В. Боев знакомит моих детей с политическим устройством РФ, символами государства, правами и обязанностями гражданина РФ, причем в игровой форме с применением интерактивной доски. Очень интересно он рассказывал о крае, в котором живем, когда мы с детьми были на экскурсии в музейном уголке. Мои дети приняли участие в оборонно-спортивном месячнике и в социальном проекте «Помни!». Подобные мероприятия воспитывают гражданственность и патриотизм.
Самой высокой степенью результативности данного направления считаю овладение обучающимися всеми видами ценностей, выработанных человечеством.
На мой взгляд, работа классного руководителя не может успешно осуществляться, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.
Общеизвестным фактом является то, что воспитание будет иметь успех тогда, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию.
Мамы, папы, бабушки и дедушки моих учеников принимают самое активное участие в воспитательном процессе как дома, так и в школе: посещают все родительские собрания, воспитательные мероприятия, например, «День знаний», «Осенины», «Мамин день», Новогодний утренник, «Праздник Букваря», конкурсы чтецов и патриотической песни. Все они принимают участие вместе с детьми в проведении выставок семейного художественного творчества, помогают детям выполнять различные творческие, проектные, исследовательские работы, помогают создать условия благоприятного климата в классе. К началу учебного года, например, силами родителей был выполнен ремонт в современном стиле, чуть позже приобрели жалюзи, которые служат не только модным аксессуаром, но и затемнением при работе с интерактивной доской, что способствует сохранению зрения детей. Вместе с родителями в индивидуальном порядке мы решаем, на какие воспитательные моменты необходимо обратить большее внимание. Все зависит от того, как взрослые пройдут вместе со своими детьми первые школьные шаги.
В стандарте определена новая структура базисного образовательного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность, которая в моем 1 классе представлена следующими творческими объединениями: спортивное направление, научно-познавательное направление, художественно – эстетическое.
Спортивной секцией «Подвижные игры» руководит учитель физкультуры Н.В. Шишкин. О важности здорового образа жизни уже было сказано выше. Но я даже не могу описать словами тот эмоциональный подъем, то чувство радости и восторга, которые вызывают у детей слова «готовимся к уроку физкультуры» или «сегодня у вас кружок у Николая Васильевича». А ведь отличный настрой и моменты счастья тоже сопутствуют хорошему здоровью.
Поэтому на своих занятия в кружках «Проектная деятельность» и «Капельки» (музыкальный кружок) прежде всего я добиваюсь создания атмосферы творческой заинтересованности.
Мои ребята заняли третье место среди начальных классов в игре «Математический базар», о которой мы написали заметку в газету «Сельские зори». Дети уже сейчас с интересом работают над проектом «Зимующие птицы»: с помощью библиотеки и интернета написали доклады и рефераты, сделали коллективную творческую работу «Пернатые друзья », изготовили с помощью родителей кормушки и развесили их для птиц. А главное поняли, как важна их помощь зимой братьям нашим меньшим. С неподдельным любопытством, причем самостоятельно проводят исследования на растениях: проращивают лук, бобовые, ветки смородины и некоторых деревьев, понимая при этом, что все вокруг живое, поэтому природу нужно беречь.
Семь моих учеников я называю нотками, им это очень нравится, они очень любят петь. Но занятия включают и ритмику, и актерское мастерство, поэтому на всех школьных мероприятиях, например, «Мамин день», «День защитника Отечества», Новый год все песни содержали элементы театрализации и танца. Кроме повышения интереса к вокальному искусству, я стараюсь создавать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого ребенка, формирую умение работать в коллективе .
Таким образом, своеобразием данной воспитательной системы является то, что она, выходя за рамки школьного образования, предоставляет обучающимся возможность активного приложения сил во внеурочное время, формируя у них познавательные потребности, укрепляя здоровье, тренируя психические процессы, тем самым поступенчато, от простого к сложному развивая собственное «Я».
В стандарте уже определена модель личности, к которой мы должны стремиться и прийти по окончании начальной школы. Результативность воспитательной работы заключается в том, что мои воспитанники (мне бы хотелось быть уверенной в этом) будут:
любознательными, активно познающими мир;
владеющими основами умения учиться;
любящими свой край и свою Родину;
готовыми самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющими правила здорового и безопасного образа жизни;
уважающими и принимающими ценности семьи и общества.
Может быть, это звучит слегка напыщенно, но скажу сразу для скептиков, что лучше стремиться воспитать наших детей таковыми, чем тратить время на обсуждение якобы завышенного государственного заказа. А для этого нужно придерживаться самых простых правил, или заповедей:
Если ребенок живет в критике, он учится осуждать.
Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
7. Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
8. Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
Если ребенок окружен дружелюбием и любовью, он знает, что мир - это прекрасное место.
Самое главное – любить детей по-настоящему, тогда на последней школьной ступеньке будет стоять настоящий Человек!
Заголовок 115