Теоретический материал для классного руководителя о создании портфолио классного руководителя.
Что-то в груди теснится:Хочется разбежатьсяИ, словно большая птица,В лазурное небо вжаться.И в радуге искупаться,И облаком утереться,И без конца восхищаться,Что есть этот мир Детства!
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир.
Работая классным руководителем в течении 9 лет???????
Как классный руководитель, каждый день, находясь со своими воспитанниками, решаю несколько практических задач – выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности и творчеству. Таким образом осуществляя свою воспитательную программу в соответствии с Воспитательной компонентой, выделяю несколько приоритетных направлений для развития данного ученического коллектива:
Гражданско-патриотическое
Положительное отношение к труду и творчеству
Здоровьесберегающее воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание
Для этого я использую различного рода педагогические методики, программы, технологии воспитания.
В своей работе, 3 год, использую программу “Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”, психолога Аллы Онофрей ( приложение1) семинар ) , в контексте программы реализуется метод проектно - исследовательской деятельности. Я адаптирую свою воспитательную систему к данной программе, не нарушая ее основных положений. Разработка системы исследования( диагностики) и работа по ней позволяют мне не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; – определяются перспективы развития ученика и коллектива;– исследования носят комплексный системный характер;
Применяемые воспитательные технологии.
Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Примером реализации данной технологии может являться опыт участия ребят данной параллели и предыдущих классных коллективов в разработке социально-значимых проектах школьного, районного и областного уровней ( приложение 2) Результатом работы является получение Гранта губернатора Новосибирской области на реализацию проекта « Новый взгляд на старый парк» ( приложение 3)
Технологиия сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
В 8 классе , я столкнулась с проблемой, некоторые ученики не воспринимают критики в свой адрес, не прислушиваются к мнению других, а значить наладить контакт учитель-ученик-школа, крайне сложно. Возникла необходимость в изучении самооценки обучающихся. В этом мне помогла разработанная диагностика Аржакаевой “Самооценка наших детей» ( приложение4) Применение метода дает возможность сделать более объективной не только оценку ребенка родителями, но и самооценку школьника, а так же оценку характера ученика классным руководителем. В результате я получаю ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его готовности со мной сотрудничать. На основании этого, могу простроить индивидуальную траекторию действий по налаживанию отношений между педагогом и обучающимся, убедить ребенка в том, что может пойти ему на благо и предложить альтернативу выбора.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Реализация данной технологии, по моим наблюдениям, наиболее хорошо срабатывает при организации работы классного самоуправления, где обучающийся может выбрать себе дело по душе ( см. раздел 4)
Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Технологии свободного воспитания и педагогического разрешения конфликта особо важны для меня, как классного руководителя, поскольку последний классный коллектив на 50% состоит из проблемных детей. Львиная доля времени уходит на разрешение конфликтов между ребятами, педагогами, а иногда и родителями. Реализуя данные технологии, тесно сотрудничаю со школьным психологом и социальным педагогом. Здесь организуются психологические консультации для ребенка и семьи ( 30% учеников класса воспользовались предложенной помощью) ( приложение 5) записи психолога. Социальный педагог совместно с классным руководителем проводит конфиденциальные беседы с подростками класса( для этого мной разработана «тетрадь индивидуальных бесед «, где ведуться записи и наблюдения за ребенком) совершает рейды по квартирам учеников, с целью изучения условий жизни учащихся. ( приложение 6) акты обследования +тетрадь индивидуальной работы
Результатом работы за прошлый год по данному направлению является следующая статистика. Проведено:
-79 индивидуальных бесед классного руководителя
- 24 встречи с социальным педагогом
-11 бесед при завуче
- 7 встреч при директоре
Технологии воспитания на основе системного подхода- ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Программа Онофрей обеспечивает системно-деятельностный подход не только в образовании обучающегося, но и в его воспитании. Она позволяет активизировать детей, замотивировать их происходящим в классе, сделать их субъектами классной жизни.
Систематически, на протяжении 3 лет провожу работу по изучению личности учащегося.С помощью различных диагностик и методик, исследую личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. ( см. раздел 7) Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт класса ( см. раздел 3) и индивидуальную характеристику, которая отражает уровень развития ученика на каждом этапе ( приложение 7)
Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений. Данные, отражающие уровень развития коллектива на этом этапе, также вносятся в социальный паспорт класса. Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. Изучение школьной тревоги и уровня воспитанности – проводится совместно с психологом по специально подобранным методикам. ( см. раздел 7)
Формы работы с классным коллективом :
- ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование,
тестирование, наблюдение, опросы, социологические исследования);
- консультации психолога
- классный час, беседа, обсуждение,
- конкурсы, викторины, игры, праздники,
мероприятия, походы (туристические, культурологические),
представления, выступления, балы, карнавалы;
Результат: используя в своей работе мониторинговые исследования, могу определить
- уровень обученности учащихся;
-уровень индивидуального развития учащихся
-планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми, т.е осуществлять деятельностный подход
-оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении.
А дети, анализируя вместе со мной полученные результаты, выстраивают свой путь преодоления трудностей
Считаю, что реализация , указанных выше, направлений Воспитательной компоненты успешно выполняется.
20 из 25 обучающихся задействованы в различных кружках и секциях, причем 50% ребят планируют свое увлечение превратить в работу. Все « трудные» ребята класса имеют увлечения ( приложение 8)
Ребята, анализируя вместе со мной уровень подготовки к школьным мероприятиям, отмечают, что у них повысилась самооценка и стараются привлечь к творческой деятельности своих одноклассников. За прошлый и предыдущий учебный год мы приняли участие во всех школьных концертах, провели 4 творческих классных вечера ( приложение 9)
Уровень обученности остается стабильным ( базовый уровень) и особых изменений нет, но стараются принимать участие в интеллектуальных конкурсах
( приложение 10)
Юношеский состав класса входит в школьный юно-армейский батальон «Вторая рота». Мальчики принимают участие в районных и школьных соревнованиях по патриотическому воспитанию и туризму ( приложение 11)
С особой гордостью отмечаю достижения ребят в области спорта. В 2012 году команда 7А класса заняла 4 место из 59 команд на Всероссийских спортивных соревнований школьников « Президентские состязания» ( приложение 12)
Постоянно ведется работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений школьников, что способствует социализации личности учащихся. Ребята класса охотно посещают клуб « Вектор» при ДДТ.
Культуротворческое и эстетическое воспитание реализую через организацию экскурсий, поездок, встреч с интересными людьми. За 2 года были организованы поездки на шоколадную фабрику, Ботанический сад, Японский Хоккайдо центр, обзорная историческая экскурсия по Г. Новосибирску, развлекательные центры.
( приложение 13)
Положительной динамикой отмечена работа класса в летний период на протяжении двух лет ( приложение 14)
О позитивной деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя, свидетельствуют отзывы учеников в проводимой анкете в начале 2013-2014 учебного года (приложение 15)
Работу своей педагогической деятельности планирую продолжить в данном направлении.
приложение
Районный семинар классных руководителей
18.10.13год
Доклад на тему « Исследовательский прием в работе классного руководителя со старшеклассниками»
Гипотеза. Предполагается, что внедрение исследовательской деятельности в воспитательный процесс повысит активность и инициативу учащихся в жизни классного коллектива, разовьет творческие способности. Результатом деятельности классного руководителя является социализация личности.
Результат для нас особо важен, т.к в условиях перехода на новые стандарты обучения, мы должны обеспечить системно-деятельностный подход не только в образовании обучающегося, но и в его воспитании. Чтобы решить проблему , необходимо активизировать детей, замотивировать их происходящим в классе, сделать их субъектами классной жизни. субъкт-объектные отношения
В своей работе, уже 3 год, я использую программу “Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”, психолога Аллы Онофрей Разработка системы исследования( диагностики) и работа по ней позволяют мне не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; – определяются перспективы развития ученика и коллектива;– исследования носят комплексный системный характер;
Остановлюсь на основных направлениях моей исследовательской работы:
- изучение личности учащегося
-изучение классного коллектива
- работа с родителями
Первая часть программы посвящена изучению личности учащегося( пояснения схемы)Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. .( рис1)
Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.( характеристики)
формы работы в 7 классе
1.Здоровье и физическое развитие. Диагностика здоровья и физического развития учеников проводится совместно с врачом и учителем физкультуры. Состояние здоровья отслеживается с помощью мониторинга заболеваемости по четвертям. Материал анализируется, разрабатываются меры профилактики^ 2.Особенности развития личности.Темперамент .Для определения основного типа темперамента класса, использовалось анкетирование. С учетом всех составляющих, результаты были следующими:25 человек– холериков –1 5;– сангвиников – 5;– флегматиков – 3;– меланхоликов – 2. Таким образом в классе преобладающим типом темперамента оказался холерик. это создает соответствующий эмоциональный фон. Большинство ребят класса вспыльчивые, но быстро отходят. Большой проблемой является возможность переубедить ребенка в каком-то вопросе и настроить на мотивированную работу. С учетом формулы темперамента мы можем оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания.
Знание особенностей темперамента ребенка позволяет нам опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела, а значит осуществить деятельностный подход к ребенку.
“Мыслители” или “художники”?- 8 классВ 8 классе к изучению темперамента можно добавили методики, позволяющие определить преобладающее развитие полушарий головного мозга и типа мышления [2].. Известно, что для людей с преобладающим правым полушарием головного мозга, характерен художественный тип (яркие образы, живое восприятие, эмоциональность).Для тех, у кого доминирует левое полушарие, характерен мыслительный тип (логические рассуждения, абстракции, теоретизирование).Ценность этого исследования состоит в том, что мы можем выяснить, как мыслят наши ученики? и прогнозировать, с какими трудностями в учении может столкнуться ребенок. Знание проблемы показывает путь ее решения.
Характер и самооценка.
В 8 классе , я столкнулась с такой проблемой, некоторые ученики не воспринимают критики в свой адрес, не прислушиваются к мнению других. Возникла необходимость в изучении самооценки обучающихся. Диагностика Аржакаевой. “Самооценка наших детейПрименение метода дает возможность сделать более объективной не только оценку ребенка родителями, но и самооценку школьника, а так же оценку характера ученика классным руководителем. Сведения о самооценке ребенка, зеркальной самооценке( “Я-глазами мамы”),оценки классного руководителя наглядно вырисовываются в виде профилей разного цвета.
В результате мы получаем ценную информацию о том, насколько адекватно ребенок себя оценивает, о знании родителями своего ребенка, а классным руководителем- своего ученика. Наиболее реальными чертами характера являются те, где больше всего совпадений на профилях. При сравнении профилей мы видим, что ожидает ребенок от родителей и учителя. Это повод к размышлению: получает ли школьник необходимую психологическую поддержку, признание?
Учение. Это наиболее острая проблема моего класса, поскольку обучаются здесь ребята с низкой мотивацией, ( причины разные).С целью преодоления этих трудностей, разрабатываю систему отслеживания успеваемости каждого ребенка ( в сравнении с учебой в предыдущей четверти и т. д.), анализирую причины возникающих трудностей, прогнозирую возможные будущие проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям .
Формы работы в этой области исследования- это малые педсоветы, индивидуальные беседы классного руководителя и соцпедагога, консультации учителей и родительских собрания.
Мы видим, что данное направление в исследовании личности ребенка осуществляется через такие формы работы как:
- ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросы, социологические исследования); консультации психолога
Результат: используя в своей работе мониторинговые исследования, могу определить
- уровень обученности учащихся;
-уровень индивидуального развития учащихся
-планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми, т.е осуществлять деятельностный подход
-оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении.
А дети, анализируя вместе со мной полученные результаты, выстраивают свой путь преодоления трудностей
Примеры занятости детей + ориентир на профориентацию
-В своем классе я добилась того, что19 из 25 обучающихся задействованы в различных кружках и секциях, причем 50% ребят планируют свое увлечение превратить в работу.
- ребята, анализируя вместе со мной уровень подготовки к школьным мероприятиям, отмечают, что у них повысилась самооценка и стараются привлечь к мероприятиям своих одноклассников.
- уровень обученности остается стабильным ( базовый уровень) и особых изменений нет, но стараются принимать участие в интеллектуальных конкурсах
Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.( рис2) Данные, отражающие уровень развития коллектива на этом этапе, вносятся в социальный паспорт класса.
Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. Изучение школьной тревоги – проводится совместно с психологом по специально подобранным методикамУровень сформированности и сплоченности , диагностирую по следующей тематике:- ценностные ориентации учащихся;- социальные роли воспитанников;- уровень конфликтности класса;- состояние психологического климата;- диагностика воспитанности школьников;- уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;- наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;
Формы работы: - классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы;
Результат: начиная работу с ребятами с 7 параллели, к концу года нам удалось добиться положительной динамики в сплочении коллектива, возрос уровень воспитанности и обученности, но в 8 классе пришлось начинать все заново, поскольку произошло смешение классных коллективов и к концу прошлого года эти показатели были намного ниже.
Актуальность данного метода очевидна. исследовательская деятельность развивает самостоятельность , способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личность– профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. создает ситуацию успеха. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.
Приложение
Холодова Ксения- участница областных и районных соревнований по мотоспорту
Своровская Анастасия ( третья слева) и Федорова Маша( первая слева)- участницы хореографической студии
Петровичев Эдуард, Волков Гена- играют в составе сборной района по хоккею
Борисенко Дмитрий увлекается игрой на гитаре
Приложение
Выступление агитбригады « За здоровый образ жизни» 2013г
Конкурс патриотической песни-2011год
Конкурс минута славы-2012г
Новый год 2012
Веселые классные вечера
Приложение