Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.
учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №1 пгт Палана" Камчатский край Дишкован Надежда Михайловна
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.
Исходя из этого, в своей педагогической работе наряду с традиционной методикой обучения русскому языку и литературе я использую современные педагогические технологии: «Технология уровневой дифференциации» В.В. Фирсова, метод проектов, личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская), технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, тестовые задания, ИКТ и здоровьесберегающие технологии.
Обоснование применения данных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ Название используемой технологии Классы (группы), в к-х используется Обоснование применения. Имеющийся или прогнозируемый результат.
1 Применение ИКТ .
Во всех классах. повышение мотивации учащихся;
новый уровень восприятия учебного материала;
достижение дифференциации обучения учащихся;
развитие информационной компетенции. развитие самостоятельных умений и навыков учащихся;
повышение интереса к изучаемому предмету;
развитие компетенций;
повышается уровень компьютерных знаний.
2
Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова Во всех классах
применение заданий разного уровня в соответствии с возможностями обучающегося. развитие умения самостоятельного выполнения работы;
умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты .
3 ЗдоровьесберегающиеВо всех классах Повышение эффективности урока Улучшение качества знаний
4 Проектные методы обучения 8-10 классы Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества. Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций.
5 Тестовая технология Во всех классах Повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.
Подготовка к ЕГЭ. Развитие внимательности, логического мышления учащихся.
6 Технология развития критического мышления через чтение и письмо Во всех классах формирование коммуникативных универсальных учебных действий,
умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
адекватно понимать собеседника (автора) умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, извлекать информацию из текста.
7 Обучение в сотрудничестве повышение эффективности работы;
включение в работу всех учащихся;
Рациональное распределение времени урока. осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы;
осознание творческой взаимозависимости членов группы;
умение вести диалог, уважать мнение других;
творческое общение между учащимися.
Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:
создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха;
выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления;
поощрение высказывания оригинальных идей;
использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
высокое качество организации образовательного процесса;
формирование устойчивой мотивации школьников к обучению;
получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе.