«Растения наши доктора. Лекарственные растения Костанайской области»
Технологическая карта
Образовательная область: Познание
Раздел: Экология
Тема: «Растения наши доктора. Лекарственные растения Костанайской области»
Цель:
Образовательная: Сформировать у детей представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях. Расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека.
Развивающая: Развивать речь, память, мышление детей
Воспитывающая: Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, защищать; закрепить правила поведения в природе.
Словарная работа: телеграмма
Технологическое обеспечение и оборудование: Карточки с изображением различных лекарственных растений, карточки с различными частями растений(корни, цветки, листья).
ЦОР: Беседа с показом презентации «Лекарственные растения»
Билингвальный компонент: Растения- ™сімдік
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный
-Сообщу вам по секрету: ,мы ожидаем еще одного гостя. Вы сможете сказать, кто он, если отгадаете загадку:Приходи к нему лечитьсяИ корова, и волчица,И жучок, и червячок,И медведица!- Правильно, ребята. А вот и он наш гость. Только что-то он грустный. В чем дело, уважаемый Доктор?
Дети внимательно слушают,
Отгадывают загадку
Доктор
Организационно -поисковый
Д.А.:Я получил телеграмму от Гиппопотама:Приезжайте, доктор,В Африку скорейИ спасите, доктор,наших малышей!И корь, и дифтерит у них,И оспа и бронхит у них,И голова болит у них,И горлышко болит.- Так в чем же дело? Почему вы не едете спасать малышей?Д.А.: Дело в том, что у меня закончились и таблетки, и микстуры.-Уважаемый доктор, мы можем помочь вам . Давайте отправимся за лекарствами в зеленую аптеку.
Беседа с показом презентации «Лекарственные растения»А где она находится- зеленая аптека?- А сейчас . все об этом расскажем
Лесом можем мы гордиться,Лес - зеленая аптека.Воздух там- сплошной озон.Все болезни лечит он.Лес как сказочное царство:Там кругом растут лекарства.В каждой травке,В каждой ветке-И лекарство, и таблетки.
Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом.СОСНА выделяет особые вещества - ФИТОНЦИДЫ. Они борются с микробами, поэтому в сосновом лесу так легко дышится.
С давних времен елка(ель) используется как растение -лекарь. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и медом, хорошо заживляет раны.
Для лечения использовали настой из березовых почек для долгозаживляющих ран. Чай, заваренный на березовом грибе-чаге - от заболеваний желудка. Очень полезен березовый сок - в нем много витаминов. В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, в них много витаминов, поэтому из них варят варенье, пастилу, делают конфеты, наливки.
Дидактическая игра №40(См. сборник дидактических и подвижных игр)
Физминутка;
Давайте встанем в кружок и все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать. Пальчиковая гимнастика.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки,
Мы колечки соберем, золотистые сорвем,
Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.
Давайте рассмотрим некоторые лекарственные растения, которые растут у нас в Костанайской области.
Подорожник растёт около дорог.
- У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян?
Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?
Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?
- Одна крапива заменяет семерых врачей гласит народная мудрость.
Про нее эти строчки:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
Но почему говорят, что крапива обжигает?
Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
А вот посмотрите, уж это растение знают все. Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?
Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.
Дыхательная гимнастика.
Я шариком пушистым,Белею в поле чистом.А дунет ветерок Остался стебелек.
Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.
Посмотрите на это растение. Как оно называется?
Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка - похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.
Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?
-Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения.
Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение»)
Вот Доктор Айболит, сколько ребята собрали лекарств для зверей. Лети, скорее, лечи больных.
Билингвальный компонент: растения- ™сімдік
Дети внимательно слушают
Просматривают презентацию
Слушают и запоминают
Береза
Дети слушают запоминают.
Дети выполняют Физминутку
Дети соглашаются
Принимают участие в игре
Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими
Он заживляет раны
Крапива.
Предположения детей
Одуванчик
Ответы детей
Дети выполняют дыхательную гимнастику
Ромашка
Дети рассматривают журнал с лекарственными растениями
Дети проходят на поляну и играют в игру «Узнай и собери растение»
Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.
Рефлексивно - корригирующий
- Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть
Ответы детей. СОСНА, ЕЛЬ, ОДУВАНЧИК, БЕРЕЗА,ПОДОРОЖНИК, КРАПИВА,РОМАШКА
Дети соглашаются
Ожидаемый результат
Воспроизводят: Знать о пользе и применении лекарственных растений для человека. правила поведения в природе.
Понимают: О лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях
Применяют: Умения распознавать лекарственные травы Костанайской области.