Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы

Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы

В моем арсенале различные типы и виды уроков, на которых использую разнообразные методы обучения: лекции, практикумы, зачеты, семинары и т.п. Предпочтение отдаю диалогическим формам, нестандартным урокам: урок–конференция, урок–диспут, урок–телемост, урок–дискуссия, урок–устный журнал, урок–суд, урок–путешествие, заседание круглого стола и т.п. Нетрадиционные уроки позволяют поставить учащихся в активную коммуникативную позицию, проявить деятельностный подход к усвоению новых знаний, умений и навыков. Дети любят играть, поэтому даю им на уроках такую возможность. В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя - помочь ученику увидеть его роль в уроке, перевести учебную деятельность школьника в плоскость творческой.
Основными принципами своего урока считаю:
1. Востребованность темы учениками, интерес к уроку, понимание, зачем, где, когда она ему пригодится. Реализовать данный принцип помогает необычное название уроков. Например, «О большом любителе разбирать слова», «Глагол – самая живая часть речи», «Фонетический портрет слова», «Сказка о падежах» и т.п.
2. Урок должен учитывать возрастные и психологические особенности ребенка, стать уроком сотрудничества.
3. Мой урок – это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетом развивающих форм обучения.
4. Обязательно разнообразие типов урока. Это и «Урок новой темы», и «Урок решения грамматических задач», и «Урок – семинар» и т.д.
5. Разнообразие форм опроса фронтального и индивидуального, выборочного и углубленного: диктант «Пишу на 5», карточки-картинки, умение поставить задачу, определить проблему, нарисовать схему и т.д.
Ни для кого не является секретом, что главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их усвоения, т.е. степенью мыслительной активности учеников в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Зная, что дети могут выполнять задания повышенной сложности, считаю целесообразным вводить более трудные (по сравнению с традиционными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить для развития мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности), что хотя и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.
Поэтому в задания на каждом уроке я вношу хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.
Рассмотрим некоторые виды таких заданий.
Особый интерес у моих учащихся вызывают логические упражнения «Реши пропорцию». Данный вид работы я широко использую при изучении разделов «Фонетика», «Словообразование», темы «Полногласные и неполногласные сочетания звуков».
Например, записываю одну из пропорций
Голос молоко Голос молоко
Глас млеко глас млеко
Затем с учащимися проводим анализ пропорции:
- Одинакова ли пара слов голос – глас по своему лексическому значению?
- Что означают слова голос, голосистый?
- Отличаются ли слова голос и глас с точки зрения морфемики? Укажите морфемы.
- Рассмотрим левый столбик пропорции. Какие изменения вы видите в корне слова?
- Что можете сказать о парах слов второго столбика?
После подробного анализа дети самостоятельно решают пропорции:

Следующий тип заданий – группировка (часто встречается в материалах мониторинга успешности достижений). Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых они должны опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа. При этом стараюсь подбирать такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отработать грамматические операции по классификации языкового материала.
Данный вид работы эффективен при отработке навыков различения орфограмм. Например, задание: сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
1 ряд слов: дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластёна, старушка, зубрила.
2 ряд слов: мякиш , плач , молодёж , приёмыш , теч , малыш , брош , кирпич , царевич , экипаж , суш , роскош .
В результате учащиеся сгруппировали слова
- по родам ( мужской, женский, общий род – у 1-ого ряда слов);
- по наличию орфограмм (по написанию);
- по количеству слогов;
- по склонениям (2 ряд слов).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляется группировка, сужу не только о характере мыслительных процессов ученика, но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
Широко использую на уроках задания на исключение лишнего. Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из 4-х предложенных. При изучении темы «Род, число, падеж имен существительных» в 5 классе на этапе закрепления даю задание: из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, ясень, клен, тополь.
Варианты ответов учащихся:
Ясень – начало на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
Клён – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
2-ой вариант задания: исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Книги, забор, ложь, разъединить, кино, игра.
Варианты ответов учащихся:
Разъединить – это глагол, остальные – существительные.
Кино – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
Книги – существительное множественного числа, остальные – единственного числа.
Забор – существительное мужского рода, остальные – женского.
Ложь – существительное е 3-го склонения, игра – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в условиях непривычной формулировки задания, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Предлагаю задания (задачи), не имеющие однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей детей.
Ведь изучение русского языка в школе не должно подменяться изучением орфографии. Сконструированные мною развивающие задания помогают детям понять душу языка, открыть его тайны, красоты логики, богатство выразительных возможностей.
Большой познавательный интерес вызывает работа со словами из рубрики ЗСП в учебнике – это упражнения, раскрывающие значение, строение, правописание слов. Приведу несколько примеров подобных лингвистических задач.
Задача «Кто получает сольдо?»
Очень давно мужчины поступали в войско за плату, т.е. им за службу платили деньги.
По-итальянски «деньги» - СОЛЬДО.
Реши: какое слово русского языка произошло от итальянского сольдо, если его значение – «военный человек, воин, рядовой в армии». Объясни правописание этого слова (солдат).
Задача «Не имай!»
Древнерусское слово ИМАТЬ значило «брать». Этот глагол входит в состав наших слов: ВЫ – Н –ИМАТЬ, т.е. вы-бирать, В – Н – ИМАТЬ, т.е. в-бирать (внимать ушами).
Реши: в каких еще словах «живет» этот древний глагол, если их значения:
сосредоточенность мыслей, зрения, слуха на чем-нибудь (внимание);
постигать смысл (понимать).
Задача «Опустить очи долу».
Старое слово ДОЛ значило «низ».
Реши: какие слова образовались от слова ДОЛ, если их значения:
нижний край юбки, платья (подол);
низина, длинная впадина вдоль реки, среди гор (долина);
победить (врага), «повергнуть его в дол (вниз)» (одолеть).
ДОГАДАЙСЯ, что значит:
опустить очи долу – опустить .( глаза вниз);
поднять очи горе – поднять ..(глаза вверх).
Практика показывает, что экскурс в историю слов помогает учащимся запомнить их правописание. На материале данных упражнений я составляю словарные игровые диктанты или игровые этимологические диктанты:
С 2001 года наша школа участвует в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. За это время экспериментальные классы закончили начальную школу и два года проучились на второй ступени.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности было реализовано несколько направлений эксперимента, среди которых было и введение информатики со 2 класса. 95% учащихся экспериментальных классов имеют компьютер дома и владеют им на достаточно хорошем уровне. Это позволило мне использовать в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии.
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Современное общество стремительно развивается, и основной вклад в его развитие вносят информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет нацелить школу на достижение таких результатов образования, как:
- компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
- информационная компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
- коммуникативная компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5 – 6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть и решить проблему.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов.
Считаю, что не стоит откладывать занятия проектной деятельностью до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
ИКТ дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Использование ИКТ в процессе обучения способствует:
осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний;
развитию личности обучаемого;
подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
ИКТ позволяют оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всего класса одновременной.

Таким образом, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения русскому языку и литературе с качественно новой стороны. В новом информационном обществе учитель уже не может быть основным источником знаний об окружающем мире, что ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная и групповая деятельность. На своих уроках использую ИКТ с целью повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности, развития кругозора школьников.
Использование новых ИКТ также позволило выйти на новый уровень самоутверждения в своих возможностях, значительно расширить свой кругозор, повысить профессиональную подготовку.
Хочу подчеркнуть, что привлечение новых информационных технологий к обучению – это не новомодное излишество. Нет, это просто стремление к созданию всех возможных, в т.ч. и нестандартных, условий для более успешного освоения учениками программного материала. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение с учениками более содержательным, индивидуальным и деятельным. Создание данных уроков требует умения пользоваться компьютером и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету.

15