Рабочая программа по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание ребенок в семье и сообществе самообслуживание, са


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим советом № 1
« » 2016г. Утверждено
Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида №2 «Березка»
___________________ Г.Ю. ДобычинойПриказ № от « » 2016г.
Рабочая программа
по реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности.
Возрастная группа: 2 – 3года
сведения о разработчиках:
Луткова М. В.
2016 - 2017 учебный год
Моршанск
Пояснительная записка
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения, впервые создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одна из характеристик социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок понимает, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, он открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть личного самопознания.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Значимые характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 2 -3 лет
Период от рождения до поступления в школу является этапом первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Рабочая программа по реализации области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 2-3 лет группы составлена в соответствии:
- образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка»;
- федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы в 2.4.1.2660-10
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Комарова Н. Ф.. – М.: Скрипторий 2003, 2010.
2. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В.И., Стульник М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007
4. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми
2–7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005

Режим реализации программы
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная
деятельность детей Образовательная
деятельность в семье
Основная
образовательная
деятельность Образовательная
деятельность в режимныхмоментахОсновные формы: игра,
занятие, наблюдение,
экспериментирование,
разговор, решение
проблемных ситуаций,
проектная деятельность
и др. Решение
образовательных задач в
ходе режимных моментов Деятельность ребенка
в разнообразной, гибко
меняющейся предметно-
развивающей
и игровой среде Решение
образовательных
задач в семье
Цель:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Основные задачи программы:
1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные театрализованные, дидактические игры);
2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
4.Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание деятельности
Развитие игровой деятельности
1.1Сюжетно-ролевые игры:
формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешая друг другу;
развивать умение играть вместе со сверстниками.
формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой; содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;
подводить детей к пониманию роли в игре; формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
1.2. Подвижные игры:
развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в п/игры с простым содержанием;
приучать к совместным играм небольшими группами;
поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
1.3. Театрализованные игры:
пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);
побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
1.4. Дидактические игры:
обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей;
учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие; формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей;
воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. П.;
продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста»;
воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
1) Семья: развивать умение называть имена членов своей семьи.
2) Детский сад: развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. Д.);
развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
3) Родная страна: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.
Знакомство с некоторыми видами транспорта.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Содержание работа по ОБЖ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.
Развитие трудовой деятельности Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Формирование привычки поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Развитие умения совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницыФормирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек Развитие интереса к труду взрослых.
Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поощрение желания помогать взрослым.
В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Формировать умение узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приноситПрограмма составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
Образовательная область Задачи
«Физическое развитие» развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми
развивать самостоятельность, творчество.
«Художественно-эстетическое развитие» использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения образовательной области;
воспитывать творческую самостоятельность;
бережное отношение к материалам и инструментам.
«Познавательное развитие» развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия; развитие воображения и творческой активности;
формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире
продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.
«Речевое развитие» Владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 01.09.2015 г. – 14.09.2015г.
Итоговая диагностика: 20.05.2016г. – 31.05.2016г.
Качества и показатели:
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
отражает в играх разнообразные сюжеты;
использует разнообразные игровые действия;
активно осваивает способы ролевого поведения;
охотно вступает в ролевой диалог с педагогом и со сверстником»
в дидактических играх действует в соответствии с игровой задачей
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
проявляет себя дружелюбным партнёром в совместной деятельности с взрослым и сверстником;
активно вступает в общение по поводу игрушек и игровых действий;
имеет представления о действиях и поступках взрослых;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
имеет представления о членах семье, их отношениях
отвечает на вопросы о своей семье, радостных семейных событиях;
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
выполняет элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
знает назначение светофора;
различает пешеходный переход «Зебра»
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
- проявляет интерес к правилам безопасного поведения;
- соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными
Развитие трудовой деятельности:
способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
помогает в ответ на просьбу.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
знает и называет инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи;
имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем придает систематичность всему образовательному процессу. Непосредственно образовательная деятельность совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно- исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, , коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная
деятельность детей Образовательная
деятельность в семье
Непосредственно организованная деятельность Образовательная
деятельность в режимныхмоментахЗанятия
Экскурсии
Наблюдения
Чтение
художественной
литературы
Беседы
Просмотр
видеофильмов
Дидактические игры
Проблемные ситуации
Поисково-творческие
задания
Объяснение
Упражнения
Рассматривание
Иллюстраций
Тренинги
Викторины
КВН
Моделирование Индивидуальная работа
Обучение
Объяснение
Напоминание
Личный пример
Похвала
Наблюдение
Упражнения
Тренинги
Игры – подвижные,
дидактические,
творческие
Рассматривание
иллюстраций
Трудовая деятельность
Театрализованные
постановки
Праздники и развлечения Игры со сверстниками –
сюжетно-ролевые,
дидактические,
театрализованные,
подвижные, хороводные
Самообслуживание
Дежурство
Совместное со сверстниками
рассматривание
иллюстраций
Совместная со
сверстниками
продуктивная
деятельность
Экспериментирование
Наблюдение Экскурсии,
путешествия
Наблюдения
Чтение
Личный пример
Беседа
Объяснение
Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:
– проявлению трудовых навыков,
– оказанию помощи сверстнику и взрослому,
– проявлению заботливого отношения к природе.
Трудовые поручения.
Самостоятельное планирование трудовой деятельности. - -
Показ
Объяснение
Обучение
Наблюдение
Напоминание Самообслуживание
Обучение
Напоминание
Беседы
Разыгрывание
игровых
ситуаций
Упражнение
Объяснение
Наблюдение
Поручения
Совместный труд
Чтение и рассматривание
иллюстраций
о
трудевзрослых
Тематические праздники и
развлечения
Просмотр
видео–
диафильмов
Продуктивная
деятельность
Экскурсии Игры – сюжетно-
ролевые, дидактические
Совместный труд детей
Дежурство
Рассматривание
иллюстраций
Продуктивная
деятельность Беседы
Личный пример
Показ
Напоминание
Объяснение
Совместный
труд
детей и взрослых
Рассказ
Просмотр
видеофильмов,
диафильмов
Виды детского труда:
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
Хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, доступный ремонт игрушек и пр., уборка групповой комнаты, участка);
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
Формы организации трудовой деятельности:
Поручения (индивидуальные или совместные);
Дежурства (индивидуальные или совместные);
Коллективный труд.
Планирование и содержание трудовой деятельности осуществляем по форме ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.
Перспективное планирование трудовой деятельности
Месяц
  Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам Формирование первичных представлений  о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Самообслуживание
Труд в природе
Хозяйственно-бытовой труд
Сентябрь Формировать положительное отношение к труду взрослых.
 
Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
 Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
 
Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.
 
Д/игра «Профессии»
Наблюдение за трудом работников детского сада.
Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы.
Оказание посильной помощи взрослым.  
Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.
 
Продолжать знакомить с трудом близких взрослых.
 
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). 
Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
 
 
 День защитника Отечества
День космонавтики
День работников пожарной охраны Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.
Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду.
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными.
Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями.
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май  
Перспективное планирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Месяц
  Навыки безопасного поведения в природе Правила пожарной безопасности Основы безопасности собственной жизнедеятельности Правила дорожного движения
Сентябрь Беседа «Правила поведения в лесу» Чтение С.Маршак «Сказка про спички» Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?»
Беседа «Если чужой приходит в дом…» «Наш друг – светофор»
Д/игра «Мы шоферы»
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Конструирование «Гараж для машины»
Октябрь Беседа «Будем беречь и охранять природу» Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь»
Просмотр иллюстраций на тему: «Пожар»
  Беседа «Ток бежит по проводам»
Беседа «Если ты потерялся» Правила поведения Беседа, игра-ситуация «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов»
Игра «Водители»
Чтение «Загадки про знаки»
Беседа «Какие бывают машины?»
Ноябрь Беседа, показ иллюстраций «Съедобные и несъедобные грибы» Беседа «Почему нельзя играть со спичками»
Просмотр мультфильма «На пожаре» Беседа «Запомните, детки, таблетки – не конфетки»
Беседа «Контакты с незнакомыми людьми» «О полосатой зебре»
Ситуация «Как я еду в автобусе»
Д/игра «Дорожные знаки, светофор и ты»
Декабрь Беседа «Солнце, воздух и вода…» Беседа «Как звери елку наряжали»
Дидактическая игра «Профессии-пожарный» Беседа «Полезные вещи – молоток и клещи, ножницы, катушки – детям не игрушки»
Беседа «Не пей из копытца – козленочком станешь» "Красный, желтый, зеленый»
Чтение произведения В.И.Мирясовой «Грузовой автомобиль»
Д/игра «Собери машину по частям»
Январь Беседа «Как избежать обморожения» Беседа «Огонь злой, огонь добрый»
Чтение сказки С.Маршак «Кошкин дом»
  Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Беседа «Катаемся на горке» - правила поведения Чтение произведения В.И.Мирясовой «Легковой автомобиль»
Д/игра «Покажи транспорт, который назову»
Февраль Беседа «Контакты с животными» Беседа «Почему огонь полезен и опасен»
Опасные ситуации: «Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома»
Беседа «Ядовитые растения»  Целевая прогулка «Мы знакомимся с улицей»
Чтение А.Барто «Грузовик»
Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой»
Март Беседа «Если вдруг заблудились» -правила поведения
  Беседа «От шалости до беды один шаг»
Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» Беседа, показ иллюстраций «Съедобные несъедобные грибы»
Беседа «Ты остался один дома» - правила поведения «Не играй в прятки с водителем»
Чтение С.Михалкова «Если цвет зажегся красный…»
Рисование «Зебра»
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Апрель Беседа «Тепловой и солнечный удар» Практическое занятие по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара Беседа «Гроза» - правила поведения
Беседа «Опасные ситуации на улице, во дворе» Игра-имитация «Я-шофер»
Рассматривание дорожных знаков.
П/игра «Воробышки и автомобиль»
Ситуация «Мы едем в поезде"
Май Ситуация «Мы пришли на водоем» - правила поведения Ситуация «Рядом с газовой плитой»
Просмотр мультфильма «Тили-бом, тили-бом…» Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»
Беседа «Кошка и собака - наши соседи» Ситуация «Едем в гости к бабушке»
Конструирование «Широкая и узкая дорожки»
Перспективное планирование к приобщению детей к элементарным социальным нормам и правилам
месяц Ребёнок и взрослые Ребёнок и сверстники Отношение ребёнка к самому себе
сентябрь Учить детей проявлять интерес к взрослым и их действиям. Различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям.
Игровая ситуация «Что успевают руки взрослого в детском саду»
Беседа «Что надо делать осенью на улице, огороде?»
Игра «Угостим гостей овощами и фруктами» Учить различать, узнавать и называть детей на картинках.
Беседа «Что делают дети на улице на прогулке»
Дидактическая игра «Назови имя друга»
Чтение З. Александрова «Прятки»

Учить ребёнка знать своё имя.
Игра с мячиком «Как тебя зовут?»
Учить детей отличать своё место за столом, шкафчик для одежды, умывальные принадлежности, расчёску, игрушки, вещи от чужих.
Занятие «Каждой вещи – своё место» 1 вариант.
октябрь Учить детей вместе с воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеётся, плачет), различать по выражению контрастные эмоциональные состояния.
Игровая ситуация «Мишутка потерял сапожки»
Беседа «чего испугался мальчик?»
Рассматривание картинок из серии «Наша Таня», беседа по ним. Учить различать и называть части лица.
Чтение потешки: «Водичка, водичка»
Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного.
Творческая игра «Угадай, кто это?»
Учить детей по предложению воспитателя обращать внимание на хорошие действия и поступки в группе, на бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке.
Занятие «Мы убираем игрушки» Учить детей узнавать дом, в котором они живут.
Игровая ситуация: «Какой дом на картинке похож на тот, где ты живёшь?»
ноябрь Развитие потребности в общении со взрослыми, доброжелательности к ним, учить узнавать на картинках семью, называть членов семьи.
Игра «Назовём картинки в любимой книжке»
Беседа «Моя семья»
Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).
Игровая ситуация «Сошьём кукле новое платье»
Игровая ситуация «Машенька хочет купаться»
Чтение: «кто скорее допьёт»
Воспитание положительных действий и поступков детей по отношению друг к другу.
Игровая ситуация: «Расставим мебель в кукольной комнате»
Чтение: «Помогите»
Рассматривание картинок с трудовыми действиями детей.
Учить детей знать свои игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
Чтение: А. Барто «Зайка»
Игровая ситуация: «Попроси игрушку рассказать о себе»
декабрь Учить детей показывать, называть основные части тела, лица человека, его действия.
Беседа «Мои умные помощники»
Чтение: Е. Пермяк «Про нос и язык»
Лепка «Как будем лепить куклу» Учить ребят показывать и называть детей и их действия.
Рассматривание книг и иллюстраций («Ладушки», «Айболит», «Мыши водят хоровод»)
Подвижные игры «Каравай», «Кто у нас хороший?» Учить детей знать членов своей семьи.
Игра с мячиком «Как зовут меня, моих папу, маму, бабушку, дедушку?»
январь Учить детей повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние (дядя смеётся, мама огорчена, кукла радуется)
Дидактическая игра «Запомни моё лицо»
Игровая ситуация: «Успокоим куклу. Узнаем, почему она плачет. Поможем ей»
Учить проявлять интерес к выражению лиц детей. Вместе с воспитателем рассматривать ярко выраженные эмоциональные состояния детей.
Игровая ситуация: «Кукла Катя хочет кушать. Чем её покормить?»
Беседа: «Какие подарки принёс Дед Мороз?» Узнавать себя в зеркале, на фото.
Игра «Расскажи по фотографии»
Игра с зеркалом «Кто это?»
Учить детей испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить это положительное действие, формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умения складывать, вешать вещи в свой шкаф.
Занятие «Оденемся на прогулку»
февраль Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях.
Занятие-этюд «Любящие родители» Игровая ситуация «Как Машеньку одеть в гости (на праздник, на прогулку)»
Учить детей обращать внимание на хорошие действия и поступки друзей в группе.
Игровая ситуация «Расставим мебель в кукольной комнате»
Подвижная игра «Забрось мячик в корзину»
Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (отрывок)
Учить отвечать на вопросы о членах семьи.
Игровая ситуация «Что делает мама? Где папа? Расскажи о своём брате, сестре»
март Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).
Игровая ситуация «Сошьём кукле новое платье»
Игровая ситуация «Машенька хочет купаться»
Чтение: «кто скорее допьёт»
Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам.
Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото»
Словесная игра «Скажи ласково» Учить проявлять настойчивость в освоении трудного действия.
Игровая ситуация «Оденься сам», «Застегни рубашку»
Игра «Собери пирамидку, башенку»
апрель Учить различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчёркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.
Беседа «Как мама и папа встречали гостей»
Игровая ситуация «Помоги взрослому разбудить куклу»
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»
Учить детей различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляются добрые отношения к детям (одевают, раздевают, умывают).
Занятие «Уложим куклу Таню»
Развивать у детей умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным танцам, музыке. Учить детей рассматривать картинки, называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеётся, радуется, плачет).
Игровая ситуация «Догадайся, почему плачет мальчик?»
Дидактическая музыкальная игра « Угадай, на чём играю»
Хороводная игра «С платочками»
По примеру воспитателя проявлять сочувствие к сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладости).
Приучать детей рассматривать вместе с воспитателем картинки, изображающие положительные действия и поступки детей по отношению друг к другу (играют вместе, собирают игрушки, помогают нести коробку).
Занятие «Каждой вещи – своё место»
2 вариант.
Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить самостоятельно положительное действие.
Игра «Успокой куклу», «Помоги взрослому»
Чтение потешек «Лаская ребёнка», «При плаче ребёнка»
май Формировать потребность задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях.
Чтение: А. Костецкий «Бабуся»
Беседа «Что мама и папа делают весной?»
По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми словами.
Учить детей участвовать вместе со взрослыми в добрых делах, закреплять навыки поведения за столом, учить по показу взрослого общаться с гостями. Воспитывать приветливость, заботливость.
Занятие «Кукла Таня у нас в гостях»
Учить ребят проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к игрушкам, животным (не обижать кукол, не пугать животных).
Игровая ситуация «Кукла устала, готовим на неё постель»
Учить детей проявлять интерес к общению с детьми, называть детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры.
Дидактическая игра «Кто тебя позвал?»
Дидактическая игра «Кто ушёл?»
Дидактическая игра «Кого не стало?» Учить детей говорить о себе с положительным чувством: «Я – хороший», «Толя – хороший».
Чтение: «Хозяюшка», «Кораблик»
Учить детей выражать отдельные состояния и потребности с помощью речи («Я буду кушать»), стремиться к активным самостоятельным действиям, проявлять настойчивость в освоении трудного действия.
Игра-занятие «Мы едим»
Перспективное планирование игровой деятельности и формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Месяц
 
  Развитие игровой деятельности:
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Дидактические игры
Театрализованные игры Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
  Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр.
Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.  
Образ Я. Формировать начальные представления о человеке, первичные гендерные представления.
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи.
Детский сад. Знакомить с традициями детского сада.
Родная страна. Дать представления о родной стране, о родной культуре.
Сентябрь Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости к бабушке», «Детский сад»
Дидактические игры: «Чего не хватает?», «Времена года» , «Чей домик?», «Чей малыш?», «Одень куклу»,
Подвижные игры: «Воробушки», «Бегите ко мне», «Кот и мыши», «Птички в гнездышках»,
Игра-драматизация по сказке «Колобок», «Теремок».
Инсценировка сказки «Три медведя» Беседа «Что мы знаем о своем садике?»
Дидактическая игра «Сложи узор»
Чтение  татарской народной сказки «Болтливая утка»
 
Октябрь Сюжетно-ролевая игра «День рождения», «Семья», «Магазин игрушек».
Дидактические игры: «Чье это место?» «Найди что лишнее»
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Пчелы и медвежата»,  «Шалтай-Балтай».
Инсценировка сказки «Репка»
Кукольный театр «Колобок» (русская народная сказка)
Инсценировка сказки «Лиса и заяц» Беседа «Я мальчик, а ты девочка»
 
Ноябрь Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Мы идем в кино».
Дидактические игры «Одежда», «Найди пару», «Спорт», «Что в корзинке?», «Найди пару».
Подвижные игры: «Передай другому», «Курочка и цыплята», «Цветные автомобили», «Листопад».
Кукольный театр «Кошкин дом»
Инсценировка по сказке «Лиса и заяц».
Театр игрушек «Телефон» К.И.Чуковский Работа с родителями «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка»
Беседа «Моя семья»
Декабрь Сюжетно-ролевая игра «Я-шофер», «Мы идем в гости», «Больница».
Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Отгадай о ком говорится», «Чудесный мешочек», «Одень куклу».
Подвижные игры: «На улице», «Беги к тому, что назову», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик».
Инсценировка сказки «Рукавичка»
Пальчиковый театр «Теремок» Беседа «Такие разные и такие похожие»
Татарская народная подвижная игра «Курочка-хохлатка»
 
 
Январь Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Строительство»
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Истории в картинках», «Времена года», «Чей, чья, чьё?», «Цвета».Подвижные игры: «Бегите к флажку», «Лиса и зайцы», «Поезд»
Театр настольный «Волк и семеро козлят».
Инсценировка сказки «Колобок» Беседа «Зачем нужны правила?»
 
Февраль Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Больница», «Сервируем стол», «Кукла заболела».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Музыкальные инструменты», «Один-много», «Что кому надо для работы».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «Цветные автомобили».
Кукольный театр «Три медведя»
Театр игрушек «Лиса и петух» (русская народная сказка»Беседа «Насколько я ответственный?»
Дидактическая игра «Укрась фартук узором»
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Март Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», «Парикмахерская», «Детский сад».
Дидактические игры: «Времена года», «Кто важнее?». «Таня умывается», «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано», «Домино».
Подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Ловишки», «Догони мяч», «Самолеты».
Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса».
Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная игра) Дидактическая игра «Семья»
Беседа «Международный день 8 марта»
Апрель Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Зоопарк» , «Делаем покупки», «Веселый автобус».
Дидактические игры: «Подбери картинку», «Истории в картинках», «Волшебный коврик», «Дополни узор».
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка», «Светофор», «Цветные автомобили», «Пузырь», «Кот и мыши».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Театр игрушек «Хитрая лиса»
Кукольный театр «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) Малые формы фольклора: загадки, пословицы…
Татарская народная подвижная игра «Ловишки»
Беседа «Я знаю как зовут членов моей семьи»
Май Сюжетно-ролевая  игра «Парикмахерская», «Путешествие», «День рождения Степашки», «Зоопарк».
Дидактические игры:  «Лото-животные». «Когда это бывает?», «Помоги малышам», «Предметы и контуры», «Волшебная мозаика».
Подвижные игры: «Солнышко и дождь», «У медведя во бору», «Поезд», «Самолеты».
Кукольный театр «Смоляной бычок» (русская народная сказка)
Инсценировка сказки «Курочка-ряба» Русский фольклор «Солнышко, появись».
Беседа «Профессии в детском саду»
Беседа «Моя фамилия»
 
Основные требования к уровню подготовки детей 2-3 лет по социально-коммуникативному развитию
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям,
принимает игровую задачу.
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
Использует в игре замещение недостающего предмета.
Общается в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия.
Следит за действиями героев кукольного театра.
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы работы с родителями по реализации образовательной области
«Социально- коммуникативное развитие»
№ п/п Организационная форма Цель Темы (примерные)
1 Педагогические беседы Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с
которыми сталкиваются родители и педагоги в
процессе его воспитания и обучения. По результатам
беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка. «Давайте познакомимся».
«Возрастные особенности
детей дошкольноговозраста»
«Тревожный ребенок»
2 Дни открытых дверей Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами социально-коммуникативного развития детей «Реализуем ФГОС ДО…»
3 Тематические консультации Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей повопросам социально-коммуникативного развития детей в условиях семьи «Дошкольники и этикет»,
«Воспитание патриотических чувств
у ребенка»,
«Гендерное воспитание дошкольников»
4 Родительские собрания Взаимное общение педагогов и родителей по актуальнымпроблемам социально- коммуникативного развития детей,
расширение педагогического кругозора родителей «Нравственное развитие
дошкольников»,
«Подготовка к школе»
5 Практикумы Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления «Договор с ребенком или
как наладить отношения»,
«Коммуникативные игры
для детей дошкольноговозраста»,
«Правила дорожного
движения»,
«Опасно – неопасно»
6 Проектная деятельность Вовлечение родителей в совместную познавательную
деятельность. Овладение способами коллективноймыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка. Достижение
позитивной открытости по отношению к родителям «Игровая деятельность как
эффективное средство
воспитания у дошкольников
положительной привычки
безопасного поведения
на улицах города»
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Игровая деятельность (знания детей, умения и навыки)
Игры и игровые ситуации.
Театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры.
Дидактические игры.
Нормы и правила взаимоотношений со взрослым
Что такое хорошо и что такое плохо.
Правила поведения в обществе.
Стиль общения.
Нормы и правила взаимоотношений с детьми
Правила поведения среди сверстников.
Дружеские взаимоотношения.
Оценивать хорошие и плохие поступки.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности
Детский сад.
Образ Я.
Семья.
Родина (город, республика, страна).
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
Развитие трудовой деятельности
Диагностическая карта «Социально-личностное развитие»
№ Имя ребенка Игровая деятельность
Нормы и правила взаимоотношений со взрослым Нормы и правила взаимоотношений с детьми Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе Развитие трудовой деятельности
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
1 2 3 4 5 6 7 8 Условные обозначения
Показатель сформирован – 3, показатель в стадии формирования- 2, показатель не сформирован- 1.
Интерпретация показателей
Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры.
Оценки достаточный уровень и близкий к достаточному отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Преобладание оценок достаточный уровень свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной образовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки близкий к достаточному, следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем в текущем и следующем году, а также взаимодействие с семьёй по реализации основной образовательной программы.
Список использованной литературы
Развитие игровой деятельности
Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду» М.: Линка-Пресс, 2009.
Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возрас¬та в игровой деятельности. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Солнцева О. В.А.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ДЕТ-СТВО-ПРЕСС, 2002.
Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» М.: Просвещение, 1976.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» Ярославль, 1996.
2. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1996.
3. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» М.: Сфера, 2007.
4. Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» М.: Книголюб, 2005.
5. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки. Этикет для малышей» М.: Книголюб, 2004.
6.Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник,, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2008 г
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
1. Агапова И.А., Давывода М.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет» М.: Сфера, 2005.
2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова – М. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа./ Скрипторий 2007.
3. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» М.: Аркти, 2004.
4. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: Сфера, 2009.
5. Ривина «Российская символика» наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / М.: Просвещение, 2007.
2.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» М.:Сфера, 2007.
3.. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5–8 лет. – М.: Сфера, 2008.
4. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки. Безопасность для малышей» М.: Книголюб, 2004.
Формирование положительного отношения к труду
1. Буре Р.С., Година Г.Н. «Учите детей трудиться» М.: Просвещение, 1983.
2. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка– дошкольника. Пособие для педагогов. М.: Владос, 2003.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Материально – технические условия организации
игровой деятельности детей
эстетическое оформление группы
Наличие в группах в свободном доступе для детей необходимых материалов для развития игровой деятельности: игровые центры
Школа
Магазин
Прачечная
Библиотека
Юный техник
Гараж
Парикмахерская
Больница
Технические средства
Компьютер
Проектор с экраном
Презентации
Телевизор
Видеомагнитофон
Наглядный материал
Дидактические игры. Альбомы
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Достопримечательности города». Карта города. Символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения); Тематическая папка «Мой край»; Карта Российской Федерации; «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме; тематическая папка «Народные праздники», дидактические игры; Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты; Глобус, карта мира; Тематические папки с иллюстрациями,
рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях;