Доклад «Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования».


«Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования».
Выполнила: Двужилова Е.В.воспитатель
МДОУ « Детский сад №5с.Хохлово
Белгородского района»
Белгород 2016г.
В самых разных системах обучения, игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением 1 сентября 2013г. нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155, введенного в действие с 1 января 2014 г. определены новые цели образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками  под  руководством  взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года -8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Как правильно встроить ее в образовательный процесс с учетом требований ФГОС ДО и найти ей подобающие место? Какие следует для нее создать условия? Как определить хорошо или плохо играют дети?
В последние годы появляется все больше работ, в которых подчеркивается принципиальная разница между игрой как педагогической формой и игрой как свободной самостоятельной деятельностью ребенка. Но это различие все еще недостаточно осознается педагогами. Опросы показывают ,что почти половина педагогов -«дошкольников» не понимают разницы между игрой как специфически детской деятельностью и игрой как образовательной формой. А из тех, кто согласен, что это совершенно разные ипостаси игры, достаточно тех ,кто убежден ,что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит именно игре как образовательной форме. А это означает, что игра будет использоваться ими исключительно как средство обучения и воспитания: организованная игра в таких условиях становится преобладающим видом деятельности, а время на подлинно ведущую деятельность - самодеятельную игру- сокращается вплоть до полного исчезновения. Устраивая с ними те или иные игры, они могут не отметить, что дети самостоятельно не играют, потому что у них для этого нет ни времени, ни условий, а если вдруг подобная игра и возникнет стихийно, то она тут же в самых благих целях «обогащается» воспитателем какой-нибудь «полезной дидактической задачей» и тем самым уничтожается на корню. Наступает парадоксальная ситуация депривации (угнетения)игры на фоне ее тотальной эксплуатации.
Игры бывают разные: многие имеют обучающий либо тренинговый характер. Инициатива в таких играх принадлежит взрослому, даже в том случае, когда ребенок начинает играть в нее сам. Потому что изначально цели, способы и средства реализации данной игры принадлежат взрослому, а для ребенка такая игра выступает ситуацией обучения, которое, согласно общеизвестному положению Л.В.Выготского, ведет за собой развитие. Не обеспечивает, а именно создает возможность развития, является его потенциальным стартом. Актуальным же стартом процессов развития- его движущей силой- выступала и выступает только самостоятельная деятельность субъекта. Поэтому только в самодеятельной - идущей от инициативы самого ребенка- игре у него формируются необходимые для перехода на следующий этап возрастные новообразования и ряд соответствующих возрасту целевых ориентиров, прописанных в стандарте. Именно поэтому самодеятельная детская игра и выступает ведущей деятельностью дошкольника, ведёт за собой его развитие.
Без умения самостоятельно строить и изменять в соответствии с теми или иными условиями эту воображаемую ситуацию у ребенка не сформируется в полной мере внутренний план деятельности. Данную ситуацию как нельзя лучше характеризует меткое замечание Т.С.Новиковой: «Часто мы путаем воображаемую ситуацию, которая должна разворачиваться в игре самим ребенком, и сценарий, уже придуманный кем то и только воплощаемый ребенком в собственной деятельности».
Проблемы игры поднимаются в первом же положении стандарта («Общие положения»), где говорится о том, что реализация программы должна происходить «…в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»[п.1.2].
Для педагога это означает, что в первую очередь игра должна выступать преимущественной формой при реализации образовательной работы во всех пяти образовательных областях. Конечно для педагогов это не новизна: самые разнообразные дидактические игры всегда сопровождали образовательный процесс ДОО и именно эти игры лучше всего и наиболее успешно применяют практически все воспитатели в зависимости от конкретных образовательных задач, которые встают перед ними. Практически любой педагог виртуозно проведет занятие с использование разнообразных познавательных, подвижных, речевых, музыкальных игр, игр- драматизаций , а так же будет использовать в работе различные игровые приемы, игровые формы подачи материала.
Не редко педагоги пытаются включить те или иные необходимые знания, умения в содержании сюжетно-ролевых игр. Однако на протяжении всей истории дошкольной педагогики говорится, что этого делать не нужно: «Нельзя преувеличивать педагогическое значение игры, превращать её в универсальный метод, считать что все задачи могут быть осуществлены через игру: «Дети прошедшие школу игрового обучения, оказываются неприспособленные к обучению, которое основано на произвольности внимания, памяти, на способности к преднамеренным действиям
«Для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития соответствующий возрасту».
ФГОС это учитывает потому что он в обязательном порядке требует от педагога обеспечение условий «…для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста (п.3.2.5), что подразумевает помимо прочего, «поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства(п. 3.2.5)»»
С обеспечением игрового пространства ситуация более или менее ясна- игровая предметно-пространственная среда в том или ином виде представлена в любой группе. С обеспечением игрового времени сложнее- одна из основных жалоб воспитателей: с детьми некогда играть! А что касается поддержки спонтанной игры и особенно её обогащения, у многих воспитателей возникают серьезные проблемы, и наиболее часто реализуемая стратегия в этом отношении- просто невмешательство.
Исследования показывают, что только у 5% дошкольников имеется высокий уровень развития игровой деятельности.
Причины по которым недостаточна развивается игровая деятельность:
Недостаточная социальная компетентность, не умение налаживать отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей, в зависимости от взрослого, от среды: дети теряют способность и желание чем то занять себя;
Трудности коммуникации: без содержательное общение, детям не интересно общаться друг с другом;
Снижение энергичности детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт, аффективная напряженность;
Несформированность воображения и внутреннего плана деятельности, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности;
Недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения, недоразвитие мотивационно- потребностной деятельности.
Отдавая должное место самодеятельным играм, мы не должны забывать, что они не возникают сами собой, но «обучение» игре носит крайне специфический характер, в корне отличный от обучения например, продуктивным видам деятельности. Очень точно это выразила Ф.И. Фрадкина, подчеркнув, что « игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом надо заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в процессе развития, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие.
В первую очередь нужно правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня и структуре образовательной программы.
Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. То есть воспитателю важно не только знать, как с помощью игры можно решить те или иные образовательные задачи, но и четко понимать какие условия в каждой возрастной группе, чтобы и сама игра также развивалась как деятельность.
В-третьих, следует использовать методику педагогической поддержки игровой деятельности.
Тот факт, что разные виды игр должны быть представлены в рамках образовательного процесса, обычно не вызывает возражений, но часто сопровождается сетованиями педагогов: когда же нам все успеть? На самом деле успеть не так сложно, когда для каждого типа игр в режиме дня выделено свое время.
Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию разнообразных дидактических игр в соответствии с содержанием работы по образовательным областям. Как правило это самый простой пункт, педагоги всегда это делали и делают: подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала.
Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребенка в ДОО (п.2.5.).На прогулках, либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, театрализованные игры, игры с правилами. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, воспитатель передает его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не «фронтально» со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Воспитатель в такой игре выступает как равноправный, но более опытный игровой партнер. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте. В процессе таких игр дети обогащают и расширяют палитру своего игрового опыта, узнают новые игры, получают возможность выбора наиболее предпочтительных для них.
В режиме дня выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий, и во вторую половину дня).Именно в это время они имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную»)игру, о необходимости которой говорится в стандарте. Однако это время не остается «свободным» для воспитателя, который наблюдает за играми детей ,чтобы оценить уровень их развития, продумать, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Ориентиром для оценки служит успешность решения тех образовательных задач, которые связаны с формированием игровой деятельности.
Таким образом свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр(сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности: предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.
Как уже было сказано, педагог в каждой возрастной группе обращает особое внимание на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти образовательным областям, но и задачи ,связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.
В ряде образовательных программ такие задачи прописаны на каждый возраст достаточно подробно. Если выделить самые основные первоочередные задачи на каждую возрастную группу, то их можно сформулировать следующим образом.
Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
2-я    младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).
Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)
Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде. Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей ,они не должны сопровождаться никакими образовательными задачами. Если возникает необходимость, чтобы включить подобные задачи в ту или иную игру, то педагог делает это в рамках организованных совместных игр, но не в рамках самостоятельных. Здесь инициатива остается за детьми: они получают возможность действовать самостоятельно, ставить свои игровые задачи, реализовывать их в собственной деятельности.
В настоящее время педагоги опираются на метод комплексной поддержки самодеятельных игр. Метод был разработан С,Л, Новоселовой и Е.В. Зворыгиной и впервые опубликован еще в 1979г.Подобно он был описан в пособии «Игра дошкольника»(1989г.)Комплексный метод развития игры включает в себя четыре компонента:
Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем. Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления и о предметном мире , и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причем эти знания должны иметь не столько «энциклопедический» характер, сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребенок мог бы применить на практике. Смысл игры в том , что она позволяет действовать практически там, где реальная деятельность недоступна. За счет этого в игре происходит уточнение тех знаний ,представлений, которые охватывают все более и более отдаленные сферы действительности, создавая зону не только ближайшего, но и перспективного развития. Эту важную роль игра подчеркивал А.В.Запорожец, отмечая, что игра «вооружает» дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по- настоящему освоены»;
Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры).Общая линия развития игровых умений детей сегодня хорошо известно педагогам. Она была обозначена А.П.Усовой: в младшем дошкольном возрасте происходит становление ролевого (игрового) действия, в среднем дошкольном возрасте идет развитие ролевого поведения, а на старший дошкольный возраст приходится формирование планового начала при реализации игрового замысла. Позже эти этапы были уточнены в работах Н. Я. Михайленко и Н.А.Коротковой, где они были обозначены как разные способы построения игры: в 2-3 года- формирование у детей условного игрового действия,3-5 лет-формирование ролевого поведения; в 5-7 лет-формирование способов творческого сюжетосложения. Последовательное проведение ребенка через все эти этапы, реализуемое таким образом, чтобы дети каждый раз открывали и усваивали новый более сложный способ ее построения, представляет собой целенаправленное формирование игры, а точнее - игровых способов действий. В первую очередь обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или «играющими» взрослыми ).На первый взгляд этот компонент комплексного метода касается только раннего и младшего дошкольного возраста. Действительно, именно этим детям бывает нужен непосредственный показ, и помощь в раскрытии и согласовании с партнером игровых замыслов. По мере того как дети начинают играть самостоятельно, помощь воспитателя им требуется все меньше и меньше. Однако «пустить на самотек» игры средних и старших дошкольников было бы большой ошибкой - им нередко требуется помощь в организации, усложнении и развитии сюжетов;
Создание развивающей предметной среды. Игровая предметная среда представляет собой неотъемлемую часть развивающей предметно-пространственной среды, к которой ФГОС ДО предъявляет особые требования. (3.3)
Развивающая предметно-игровая среда младшего дошкольного возраста предполагает предоставление детям динамических игрушек, игрушек – орудий (каталки, сачки, палки ),разнообразных дидактических игрушек, направленных на формирование сенсорных эталонов, а также в обязательном порядке обобщенных по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этим игрушкам, для отображения наблюдаемых бытовых сценок (фигурки людей и животных и соответствующие мебель, посуда, предметы быта).Особое значение для развития игры детей этого возраста имеет введение в игру предметов-заместителей. Поэтому наличие в группах достаточного количества бросового, а впоследствии (к среднему дошкольному возрасту) и поделочного материала является обязательным условием организации предметно-игровой среды. Это реализует принцип ФГОС ДО, связанный с требованием полифункциональности развивающей предметно- пространственной среды(3.3.4)Детям этого возраста рекомендованы игровые уголки , в которых из игрушек можно создавать некоторые сюжетные сценки, побуждающие детей к разворачиванию того или иного сюжета. Игрушка пока служит побудителем игры, поэтому игрушки желательно располагать в зоне видимости детей. Использование столь удобных задвигающихся в шкафы коробок для детей этого возраста не рекомендуется, так как подобное расположение игрушек у детей этого возраста входит в противоречие с принципом доступности материала (п.3.3.4), оно более подходит для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно-игровая среда среднего дошкольного возраста предполагает более разнообразные по тематике образные игрушки, обязательно в арсенале ребенка остаются самые разные предметы – заместители, а также в обязательном порядке должны быть «атрибуты» для перевоплощения в разные роли (всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты, платки). Причем здесь важно иметь не детализованные костюмы, а именно их элементы или отдельные атрибуты, позволяющие ребенку почувствовать себя «в образе». С этого же возраста важно менять игровые уголки на варианты обобщенной предметно-игровой среды. Это может быть специальная модульная среда, а так же разнообразные средства оформления игрового пространства: дети охотно используют в игре разнообразную мебель, ткани, ширмы, кусты, укромные уголки и т.п., которые в полной мере обеспечивают принципы полифункциональности и трансформируемости среды.
Развивающая предметно-игровая среда для ребенка старшего дошкольного возраста продолжает оставаться максимально обобщенной, предполагающей возможность широкого наделения её элементов разнообразными игровыми значениями, а так же возможность трансформации в зависимости от игровых задач (что позволяют делать модули, ткани, ширмы, крупногабаритные легкие конструкторы). Однако к концу дошкольного возраста родители и педагоги отмечают повышенный интерес детей уже не к обобщенным условно-образным, а именно к реалистичным игрушкам, и это обстоятельство также можно удачно использовать для создания иных вариантов развивающей предметной среды игры. Речь идет о предметно-игровой среде, создаваемой детьми самостоятельно. К концу дошкольного возраста дети охотно создают фигурки героев своей игры, целые города жителей или армии из любых подручных материалов. В это входит всё: камушки, лоскутки, пластилин, брусочки.
Таким образом, организация предметно-игровой среды группы предполагает не только учет возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить. В старших – отказаться от «стандартных» игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки-самоделки. Одним из важнейших требований организации предметно-игровой среды группы предполагает не только учет возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей.(3.3.2) Но даже в самой замечательной среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь носителя игровой культуры: подсказанная идея, продолженный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий.
Активизирующее общение взрослых с детьми. Этот компонент направлен на побуждение к самостоятельному применению детьми новых способов решения игровых задач , на отражение в игре новых сторон жизни. Обычно помощь воспитателя бывает необходима в трех случаях:
активизация начала игры;
помощь в случае «заминок»,пауз в процессе игры;
необходимость перевода игры к более сложным формам.
Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) .
Список литературы:
Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования.//
Журнал Детский сад от А до Я.- 2015-№5-с.4-22.
Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.