Статья Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно-компетентностного подхода
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Е.А. Банникова, заместитель директора по НМР
ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж»,
г. Ульяновск, 2015
В статье рассматриваются результаты второго этапа исследования, проводимого в ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж» в рамках областной программы «Развитие инновационных процессов»: подходы к проектированию методики оценки новых образовательных результатов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ образовательные организации должны пересмотреть систему диагностики, внутреннего и внешнего контроля, оценки новых образовательных результатов. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема разработки адекватных методик диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций, создание теоретической модели новых образовательных результатов.
С 2010 года Ульяновский профессионально-педагогический колледж в рамках областной программы «Развитие инновационных процессов» проводил исследование по теме: «Модульно-компетентностный подход к формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся колледжа».
Целью нашей работы на втором этапе исследования стала разработка методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно-компетентностного подхода.
Формирование методики прошло в четыре этапа. На первом Разработана концепция диагностики и оценки новых образовательных результатов. Из инновационных систем оценивания в колледже выбраны: аутентичная система оценивания, а так же система оценивания «Портфолио». На втором определены: задачи, которые решает фонд оценочных средств, по каждому компоненту образовательной программы; технологии разработки фонда оценочных средств по типам контроля; структура и содержание фонда оценочных средств на каждом этапе контроля. На третьем разработаны подходы к процедуре экспертизы и согласования фонда оценочных средств. И на заключительном этапе распределена сфера ответственности между членами педагогического коллектива и руководителями за разработку и хранение фонда оценочных средств.
В нормативную базу, регламентирующую разработку методики вошли следующие документы: Закон об образовании: Статьи 58, 59, 60; ФГОС СПО,VIII раздел, п. п. 8.2, 8.3, 8.4, а так же, разработанные самим образовательным учреждением локальные акты, на основе примерных.
В целом методику диагностики и оценки мы определили как совокупность форм, методов и средств осуществления диагностических и оценочных процедур в образовательном процессе.
Особенности разработки данной методики обусловлены следующими принципами: ориентации на результат; социального партнёрства; минимальной достаточности; единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста; функциональности; модульного построения; итерации.
Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС включает текущий контроль, промежуточную аттестацию и государственную (итоговую) аттестацию.
При рассмотрении процесса оценивания возникает три важных вопроса: что оценивается; кто должен оценивать и как провести оценку?
Поэтому алгоритм оценивания к любому из названных типов контроля один и тот же и включает в себя:
1 шаг – определение цели оценивания – как цели деятельности.
2 шаг – выбор объекта оценивания. Объектами оценки могут выступать: продукт практической деятельности; процесс практической деятельности; усвоенный объем профессионально значимой информации.
3 шаг – выбор метода и инструментов оценивания. Цель оценки определяет выбор методов, инструментов и технологии оценки.
Матрица «Объекты - инструменты оценки»
Объект оценки Метод оценки Пример инструментов оценки
Продукт
Сравнение представленного продукта с эталоном Проект
Практические задания
Процесс деятельности
Наблюдение за процессом
выполнения Практические задания, дневник
Технологическая карта
Объем информации Проверка владения необходимым объемом информации Тесты усвоения (тесты-процессы)
Требования ФГОС к средствам оценивания заключаются в том, что образовательные организации СПО должны создавать условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, профессионального модуля в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
4 шаг - собственно процесс оценивания (процедура).
В рамках каждого из типов контроля в колледже предусмотрены следующие виды контроля: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем и формы контроля: собеседование, тест, контрольная работа, комплексные контрольные задания, лабораторная и практическая работа, эссе, реферат, отчет, курсовая работа, зачет, экзамен.
5 шаг - анализ и толкование результатов оценивания; регистрация решения по оценке; выдача сертификата или другого документа, подтверждающего достижения обучающегося. Этим этапом заканчивается не только процесс оценки, но и процесс освоения программы УД, ПМ, видов практик.
Оценка умений и компетенций предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности. Некоторые из них приведены в таблице.
Примерный перечень оценочных средств
№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде
1 Деловая и/или ролевая игра Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре
2 Кейс-задача Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Задания для решения кейс-задачи3 Портфолио Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. Структура портфолио
4 Тренажер Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. Комплект заданий для работы на тренажере
Особенность реализации направлений контрольно-оценочной деятельности в рамках модульно-компетентностного подхода заключается в том, что используемый инструментарий в одном случае будет являться диагностическим, в другом случае средством аттестационным.
Диагностика осуществляется в ходе освоения программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, ОПОП, так как формирование общих и профессиональных компетенций процессо-ориентированное явление. Чтобы добиться однозначной сформированности образовательных результатов на различных этапах освоения ОПОП необходимо системно отслеживать процесс формирования их составляющих (знаний, умений, практического опыта).
Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации обучающихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика призвана, оптимизировать процесс индивидуального обучения, обеспечить правильное определение результатов обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе обучающихся из одного курса на другой.
Структура КОСов позволяет осуществлять трех уровневую диагностику: диагностика конечных результатов на уровне междисциплинарного курса; диагностика сформированности практического опыта; диагностика сформированности общих и профессиональных компетенций.
Педагогическая диагностика позволяет: определить особенности усвоения обучающимися предметных знаний, умений; выявить характер трудностей обучающегося и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.Данные педагогической диагностики – основа дифференциации обучения, проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
В целом рассмотренные в нашей работе подходы к разработке заданий по оценке образовательных результатов аккумулированы в комплекте контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с макетами, разработанными ФИРО.
Библиографический список
Айзенштат, Г.В. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа htt://www.informio.ru
Григорьева, И.К. Как разработать недостающие средства обучения для комплексного методического обеспечения предметов и профессий [Текст]: Методические рекомендации / И.К. Григорьева. – М.: ИРПО, 1997.– 97с.
Зачесова, Е.В. Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: soprof.ru>index/fgos/0-190
Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст]: К. Ингенкамп. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Лебедева, М.Б., Методика применения модульных материалов в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений [Текст]: Учебно-методическое пособие / М.Б. Лебедева. – С/Пб.: Петровский колледж, 2002. – 53 с.
Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств ОПОП ПНО И СПО для обучающихся по профессиям НПО и специальностям СПО. [Текст]/ Федюнина Ю.А.: лаборатория инновационного образования, г.Тула: ИПКПР, 2011. – 26 с.