Выступление на августовской конференции педагогов


Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста и его влияние на взаимоотношения детей в группе.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции влияют и на будущее поведение человек. Они являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных , так и отрицательных - пресна и бесцветна.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимание окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка.
И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. И тогда у ребенка развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами: с другой стороны приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера ( мнительности, тревожность , трусливость).
За последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих эмоциональными нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста. Чем объясняется этот тревожный факт?
Ряд отечественных авторов связывают возникновение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с психическими травмами. Вместе с тем анализ большинства исследований ученых показывает: в детском возрасте психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем , как взаимодействуют между собой дети и родители.
Жизнь маленького ребенка начинается в семье и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного развития. Семья только ей присущим психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к самому себе.
Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка—дошкольника является рисуночные тесты.(рисунок семьи).
Принято считать , что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка. Наличие улыбок на лицах людей отражает жизнерадостное настроение автора рисунка .Я- фигура- это образ себя и самооценка ребенка.
Одна из причин эмоционального неблагополучия ребенка- это неблагоприятная обстановка а семье, однако ребенок находиться в детском саду больше половины времени, в которое он активен. В связи с этим воспитателю прежде всего необходимо выявить причины эмоционального дискомфорта, возникающие у ребенка во время пребывания в детском саду.
Можно провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально в форме игры. Ребенок получает такую инструкцию: « Давай поиграем с тобой в твой день рождения». Большой круг будет у нас столом , на котором лежит праздничный пирог. Нарисуй его. Вокруг стола расположены маленькие кружочки. Это стулья. Выбери стул на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой. Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?( около кружочка пишется имя) ребенок называет имя людей, игрушек, животных.
Их располагают в порядке названия или усаживают на «стульчики» которые предлагает ребенок.. Ты будешь еще кого- то сажать, или уберем (зачеркнем) « стульчики»?
Когда ребенок заполнит все десять « стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить « стульчики». « Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить ( дорисовать) « стульчики»
Если ребенок желает общаться в широком кругу- использует все «стульчики» или добавляет новые
Желает общаться, но в ограниченном кругу « убирается» (зачеркиваются «стулья»)
Несформированная потребность в общении- выбор игрушек, предметов, животных.
Психологическое здоровье, эмоциональное благополучие- симптомы нормального детства. Вот почему тем, кто воспитывает детей , надо помнить: дети очень эмоциональны. Надо сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать « Пусть всегда буду Я!»

Исходя из вышеизложенной актуальности данной проблемы должна строиться профессиональная деятельность педагога.
Педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений.
Системность организации психики ребёнка из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. Это убедительно показано в работах Л.С. Выготского, А. В. Запорожца и др. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстроить свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.
Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствуют учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания).
Поэтапность педагогической работы.
Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатию дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявленных требований, подчинения нравственным нормам поведения.
Значительное , но не всегда достаточно учитываемое, влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинство детей положительные оценки воспитателя повышает тонус нервной системы , увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки , особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.
Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов.
Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно , что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности ( Д.Б. Эльконин) способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения .Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют , например, жестокое отношение к кукла, которых обижают, мучают или наказывают, Игры таких детей могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определенным действиям и к определенной категории игрушек , несмотря на нормальное умственное развитие дошкольника. Перечисленные особенности неправильного развития эмоциональной сферы требует специфического воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержке формирования социальных качеств и личности ребенка в целом.
Для воспитательной работы от воспитателя требуется знания о закономерности развития игровой деятельности в разные возрастные периоды и умения руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались. Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению ,счету, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
Обучая ребенка игре , воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации (накормить куклу, уложить спать).
Работа , направленная на снятие у дошкольника различного рода эмоциональных трудностей это цикл различных игровых занятий. Длительность которых зависит, прежде всего от степени изменения эмоциональной сферы , от индивидуальных особенностей ребенка, наконец от круга его общения, от стиля взаимоотношения в семье.
Таким образом, среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она как говорят психологи, ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, развитии его социальных чувств , в поведении и т. п. происходят в игре. Не менее важное значение игра имеет и для перестройки психических процессов.
Список литературы.
1Афанасьева Т. М.- Семья- М: Просвещение, 1986-с 223
2Буре Р. С. , Островская Л.Ф. – Воспитатель и дети– М: Просвещение , 1985 с 143
3 Бим-Бад Б.М. , Днепров Э.Д. , Корнетов Г.Б. –Мудрость воспитателя -М: Педагогика 1987 с286
4 Выготский Л. С. -Педагогическая психология- М: 1986 с140
5 Волосова Е. –Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни- Дошкольное воспитание 1991 № 11 с58-60.
6Ежкова Н.С.- Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности- Дошкольное воспитание 2003 №1с 20-27.