Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-9 классах
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа № 4»
г. Рославля Смоленской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ
Выступление на ШМО учителей
гуманитарно-эстетического цикла
Пудова О.П., учитель русского языка и литературы
2013 год
Цель: показать использование игровых технологий на уроках русского языка.
Оборудование: проектор.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на урок было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Я хотела бы начать своё выступление со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Актуальность использования игровых технологий
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнёра, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг дурга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УДД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В её структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-х классах. Это связано с тем. Что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучным и обыденным, а радостным и интересным. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки – путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствуют развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно так и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональны заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Разновидность игр. Основные цели и задачи игр на уроках
Игры можно классифицировать по-разному (учебно-ролевые (сюжетно-ролевые), дидактические игра, игры-драматизации). Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразования, синтаксические. Такую классификацию предлагает Людмила Владимировна Петрановская.
Я хочу поделиться с вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету, каких результатов можно достичь, используя элементы игры на уроках.
Элементы игровой деятельности на каждом уроке
Игровую деятельность как элемент урока я применяю на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
1-й этап. Проверка домашнего задания
Чтобы преодолеть унылую традицию, на этапе проверки домашнего задания я ввожу элемент игры, которая носит в основном тренинговый или контролирующий характер. Наиболее эффективны, на мой взгляд, игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» я провожу наряду с орфографической. Так, например, при изучении в 5-м классе темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игры «эхо», «выключи голос», «найди пару», «поймай мяч», «чья команда победит?», «метаграммы». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие.
Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведём пример одной из игр.
«Эхо»
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.
Результат обучения: учащиеся безошибочно называют пары согласных по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, а также непарные согласные, умеют характеризовать звуки по плану.
Для освоения норм письменной речи и норм произношения я стараюсь находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно», «Пригласите на обед», «Составь текст и озвучь его».
Результат обучения: учащиеся умеют произносить слова без ошибок на изученные правила, верно писать их ми указывать правильное произношение, правильно произносить звуки речи (фонемы) изолированно и в составе слова, не отождествляя их с буквами умеют слушать и слышать звучащую речь, оценивать её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, ученика, речь ведущего телевидения, радио и т.д.).
На этапе проверки домашнего задания я провожу орфографические игры «Откуда слово к нам пришло?», «Найди слог с нужной гласной», «Орфографическое лото», «Словесный мяч» и т.д. если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссворда. Игра «Исправь ошибку» позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.
2-й этап. Объяснение нового материала
На этом этапе провожу обучающие игры. В 5-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Я часто использую лингвистические сказки, игры-путешествия. С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал даётся в занимательной форме. «Герои» орфографических и пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.
Фрагмент урока (лингвистическая сказка).
3-4-й этап урока. Закрепление, повторение, обобщение
При закреплении и повторении материала особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. На уроках я провожу такие игры, как «Лингвистический урок», «Слова по схеме», «Четвёртый (третий) лишний», игры-путешествия, соревнования, викторины, КВН.Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чьё гнездо больше?»
Разнообразные формы работы рождают у детей тягу к знаниям, учат любить и чувствовать красоту русского языка.
Обсуждение игры. Обсуждение игры можно проводить как в устной, так и в письменной форме.
Фрагмент урока-путешествия.
Анализ фрагмента урока. Сообщение о путешествии – вызов интереса учащихся, мотивация к дальнейшей работе. Конкурс капитанов (теоретические сведения об имени существительном). При устном ответе дети учатся участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Планета «Шифровочная». Работа по орфографии необходима, т.к. орфографическое письмо является необходимым компонентом качества образования по русскому языку. Смена деятельности для детей - своеобразный отдых: нельзя загружать только память, нужно давать работу уму и воображению, пробуждать эмоции – благодаря этому материал будет глубоко осмыслен учениками. Кроме того, решается проблема колебания внимания, эмоционально вялые дети включаются в работу, ребята не утомляются. Задания игрового характера позволяют закрепить знания и умения на основе творческого применения, в нестандартной ситуации.
Результативность: значение игровых технологий невозможно исчерпать. Её феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
Меняется мотивация обучения (знаний усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах.
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Список литературы
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся /под ред Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. – 2009. - № 23.
Волина В.В. Этимологический словарь. – СПб.: Зенит, 2000.
Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Московский интеллектуальный марафон: сб. заданий. – М.: Интеллект-Центр, 2002.
Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 1999.
Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка – М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.