Из опыта работы. Выступление на августовской конференции педагогов

Из опыта работы
Проектная методика
на уроках немецкого языка
как средство мотивации к активной творческой деятельности.

Наше общество давно нуждается в человеке культуры, способном и готовом осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка. Особенно важно, подчёркивала автор учебника немецкого языка Бим И. Л., усилить роль иностранного языка в воспитании человека культуры.
Поскольку обучение иностранным языкам становится одним из приоритетных направлений в обновлённом образовании, признаётся целесообразным и желательным шире использовать такие современные технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов и другие.
Программа общеобразовательных учреждений, немецкий язык(«Просвещение», 2005) базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий характер обучения. Такое обучение можно обеспечить за счет использования в работе педагога новых методов преподавания.
«Для успешной реализации коммуникативно – деятельностного подхода принципиально значимым становится овладение учителем современными педагогическими технологиями преподавания немецкого языка и культуры, такими, как метод проекта
Проект – это возможность сочинять, выдумывать, нестандартно мыслить, проявлять индивидуальность, самовыражаться, - творить, Это своего рода «художество» в силу таланта
Метод проектов приобретает всё больше сторонников главным образом потому, что он позволяет развивать активное самостоятельное мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников.
Проект наиболее эффективен при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться как в рамках программного материала по любой теме; так и во внеклассной работе. Проектную методику я использую, начиная с начальных классов, когда начинают дети изучать немецкий язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в ходе работы над темой.
Проектная деятельность основана на деятельностном подходе через индивидуальную творческую деятельность и призвана помочь изучению иностранного языка, создать неповторимую атмосферу творческого поиска. Проект – самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение органично вплетается в контекст другой деятельности (игра, путешествие, выпуск журнала и др.).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.

Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой жизни, что приобщает учениов к «взрослым проблемам», прививает им навыки их решения (экология, экономика, образование и т.д.).
Проект вытекает из определённой ситуации. Она может возникнуть в процессе работы над какой-либо темой, обсуждения текста и т.д., когда обнаружится дефицит знаний и желание глубже исследовать эту проблемой.
предполагает ориентацию на интерес уч-ся, их самоорганизацию и ответственность.
Тема проекта не должна быть навязана уч-ся, инициатива должна исходить от них, учитель же лишь оказывает языковую или организационную помощь. Проектное обучение – это обучение, в центре которого стоит ученик, он – субъект деятельности. Для участия в проектной работе он должен владеть умениями самостоятельной работы – читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, пользоваться компьютером, вести дискуссию и т.д. Этот фактор предполагает воспитание у школьников чувства ответственности и желание хорошо выполнить порученную работу. Весь смысл деятельности – в результате деятельности (считают большинство исследователей), которая завершается презентацией созданного продукта.
Форма презентации может быть самой разной: стенгазета, фотовыставка, видеофильм, коллаж, акция, поход, экскурсия, праздник.
Проектную методику применяю уже с начальных классов. Система упражнений УМК «Шаги» И.Л.Бим позволяет усвоить языковой материал, а темы, взятые из реальной жизни, стимулируют учеников к общению в рамках учебных занятий. Пытаясь разнообразить пути наиболее эффективного использования изученного материала, я начала использовать метод проектов.
Для проектной деятельности совместно с учащимися выбираем темы из реальной жизни детей, например: «Охрана природы», «Семья», «Моя малая родина», «Школа будущего» и др. В 5-ом классе хорошо получается сквозной проект «Я строю город»: ребята с увлечением делают рисунки, альбомы, коллажи своего «города мечты», а затем рассказывают о нём.
В 6-ом , 7-ом и более старших классах с большим интересом школьники участвуют в информационных проектах по странно- и культуроведению. Ситуации предлагаются самые разные: «В турбюро», «Путеводитель по», «Добро пожаловать в » и т.д. При работе над проектом «Школа», ученики уже решают проблему: что нужно изменить в школе, почему; предлагают варианты расписания уроков, факультативные занятия, кружки по интересам – всё, чтобы в школе было интересно учиться.
В начале изучения новой темы сообщаю, что будем готовить проект, и часто дети сами предлагают идеи и проблемы для решения, виды и формы презентации. Иногда в разных классах по одной учебной теме получаются различные проекты.. Можно привести ещё множество примеров, но из сказанного напрашивается вывод: проектную методику можно применять на любой теме УМК «Шаги» Бим И.Л., в любом классе, важно правильно поставить вопрос, проблему для решения, выработать план работы и всячески поощрять уч-ся к творческой деятельности.
Примером тому может служить долгосрочный проект «Праздники в Германии»
Цель. Познакомиться с традиционными праздниками Германии.
Задачи. Сравнить, в чём сходство и отличие праздников в России и Германии.
Исследовать историю возникновения религиозных праздников (рождество, Пасха, Троица)
Наша тема актуальна , т.к. праздники – это часть культуры любой страны, они связаны с обычаями и традициями народа. Работая над проектом, мы выявили проблему, состоящую в том, что многие ученики нашего класса вообще не знали о существовании отдельных праздников в Германии, не знали традиции их празднования. Тогда мы решили исследовать эту проблему шире и сделать опрос среди учащихся школы и взрослых по следующим вопросам:
О каких праздниках Германии вы знаете?
Что означает Новогодний праздник и как он называется иначе?
Кто знает названия праздников по-немецки?
В России – Масленица, а что в Германии?
День Благодарения в Германии, а что в России?
Что вам известно о символах праздников?
А есть ли День матери в Германии, когда?
Что вы знаете о празднике 8 Марта?
Мы работали по группам. В результате опроса выявлено следующее: все назвали Рождество, Новы год, Пасху; 100% опрошенных не знают историю возникновения Нового года; а она такова: « в 4 веке жил в Германии человек по имени Сильвестр. Он был образованным, мудрым и справедливым. 31 декабря 337 года Сильвестр умер, и тогда 31 декабря немцы стали отмечать как день памяти Сильвестра. Теперь Новый год иначе называют Сильвестр». 100% опрошенных не владеют информацией о том, что слово «масленица» нет в немецком языке вообще, потому что нет самого понятия. Но немцы тоже празднуют проводы зимы и начало поста, и обозначается это у них словом «фашинг» или «карневал». Немцы устраивают праздничные шествия по улицам в масках, поют и веселятся, чтобы прогнать дух зимы. 65% опрошенных знают, что в России существует праздник Троица – Пфингстен в Германии. Но никто не знает, что слово «Пфингстен» - это старинное немецкое числительное пятидесятый. В России – пятидесятница, пятидесяты день после Пасхи. Легенду тоже не знал никто. На землю сошёл Свято Дух, и произошло чудо: люди, говорящие на разных языках стали понимать друг друга. О дне Благодарения знают учащиеся 7 класса. В этот день люди
приносят дары урожая в церковь в знак благодарности Богу за урожай. В России тоже широко праздновали день урожая. В сельских школах ученики готовили концерты для тружеников полей, но эта информация тоже оказалась новостью для опрошенных. 100% опрошенных предположили, что праздник матери в Германии существует, но путают его с другим светским праздником – 8 Марта. Никто не назвал дату праздника – 2 воскресенье мая. А вот 8 марта, по предложению Клары Цеткин, она немка, праздновали в Германии раньше, а теперь о нем немцы почти не знают. Зато в России – это один из любимых праздников. Более 50% респондентов правильно называют символы главных религиозных праздников: Рождества – ангел, свеча, пирамида; Пасхи – пасхальный заяц, приносящий пасхальные яйца, которые как и в России раскрашиваются. А ещё заяц приносит сладости и подарки. Но главный подарок на Пасху в Германии – каникулы. О каникулах на религиозные праздники 90% опрошенных не знают. Зато 100% знают, что главным символом и Рождества, и Пасхи в Германии является иллюминация – яркое освещение каждого дома и улицы.
Работая над темой, мы делали презентации, находили видео в интернете, выучили немецкие слова, обозначающие новые понятия. Тема интересна для нас. Работа над ней дала возможность познакомиться с традицией и культурой немецкого народа. Мы считаем, что на данном этапе мы справились с поставленными задачами. Но изложенная нами гипотеза может быть изучена глубже, работа может быть и будет продолжена в этом направлении.
На следующий год в связи с 70-летием Победы работа была продолжена по двум направлениям.
- «Земляки»
- «Вклад моей семьи в Победу».
В старших классах примером коммуникативно – деятельностного подхода может служить проект в 11 классе «Мы проектируем будущее».
ТЕМА ПРОЕКТА: «Мы проектируем будущее».
ЦЕЛЬ:
1.Отследить путь к будущей профессии
2. Познакомиться с учебным заведением, куда планируем поступать
Сопутствующие цели:
1.Тезисно изложить любимую тему, изучаемую в курсе 10 – 11 классах и рассказать о себе.
Актуальность.
Избранная тема актуальна для каждого из выпускников, т.к. каждому из нас предстоит решить главную задачу: определить путь в профессию.
Первым шагом в работе над проектом было тестирование, в ходе которого мы испытали себя на соответствие избранной профессии. Тесты разработаны МГУ факультетом «Гуманитарные технологии». Каждый выпускник тестировался анонимно и обрабатывал тесты самостоятельно.
Нами изучена статистика Роскостата по следующим вопросам:
Профессии, популярные среди молодежи (слайд 1)
Профессии, востребованные на рынке труда более всего (слайд 2)
Высокооплачиваемые профессии (слайд 3)
Мы получили список из 20 профессий, популярных среди молодежи (слайд 4).
В процессе выполнения проект возникли вопросы:
1. Что каждый ждет от профессии
2. Какие качества необходимы при изучении выбранной профессии.



Опыт работы доказывает оправданность применения проектной технологии на всех ступенях обучения, при работе над большинством тем УМК «Шаги» И.Л.Бим.
Практика применения проектного метода дала следующие результаты:
Повышение мотивации к изучению немецкого языка,
Повышение уровня самостоятельности, активности и ответственности учащихся в процессе работы.
Интеграция предметов школьной программы.
Возрастание потребности к познанию культуры других народов, бережному отношению к ценностям мировой цивилизации.
Тема „Auslдnder“, начатая в качестве проекта на школьном уровне, была разработана подробнее и глубже, и представлена на районной научно – практической конференции.

Работа по проектной технологии отвечает духу времени; применение данной методики отвечает потребностям учащихся.
Приложение: 1. Проект – презентация «Праздники в Германии»
2. Проект – презентация : «Мы проектируем будущее».








13PAGE 15


13PAGE 14315




15