Выступление на школьном методическом объединении по теме Активизация творческого воображения младших школьников на уроках.
Накарякова Татьяна Михайловна
Выступление на ШМО.
Активизация творческого воображения младших школьников на уроках.
Истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитание творческой личности в целом.
Развитие воображения и творческих возможностей является важнейшей задачей начального образования. Именно у младшего школьника в гораздо большей степени имеются возможности для развития воображения и творческих способностей.
Творчество-это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» (1). Л.С. Выготский говорил, что «В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок», поэтому «каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» (2).
В школьный период интерес детей к рисованию начинает ослабевать ( по сравнению с дошкольным возрастом), и его место начинает занимать новое, словесное творчество. «Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста» (2). Творчество проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в разработке новых методов, приёмов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации и модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчёта, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «варианты» решения одной и той же проблемы…(3).
Главная цель моей работы с детьми - научить мыслить. На одно из первых мест ставлю развитие творческих и познавательных интересов детей. Творческие задания в игровой форме присутствуют почти на всех уроках. Стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был интересным, развивал мышление учащихся. Приучаю учащихся к напряжённой творческой работе, это воспитывает детей, учит их бережно относиться к рабочему времени, ценить результаты своего труда, труда своих одноклассников.
Эта работа осуществляется на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, математике, трудового обучения. Развитие речевого творчества детей является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащихся. На уроках чтения ученики вместе с литературными героями переживают те или иные события. Интересны бывают их рассуждения при анализе художественного произведения. Для успешного восприятия произведения задаю вопросы типа: «Какими словами передал поэт красоту?», «Почему автор использовал то или иное слово?», «Какие вопросы вы можете поставить к этому рассказу?», «Что вам понравилось (или не понравилось) в рассказе?».
На уроке чтения можно предложить детям самостоятельно выбрать отрывок для пересказа, составить рассказ о каком-либо герое произведения, придумать своё продолжение сказки или истории, сочинить сказку, сочинить по заданным рифмам, дописать одну - две строчки, нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению и найти отрывок из произведения к данному рисунку.
Работаю над развитием умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев. При этом развивается их талант, воображение, творчество, внимание, интерес к предмету. На уроке чтения учащиеся должны оценивать поступки героев произведения, характер рассказа, отношение автора к описываемым событиям. Большое значение для повышения творческой активности учащихся имеют задания, которые побуждают их и к аналитическому действию. Например, при озаглавливании рассказа или частей рассказа половина класса предлагает различные варианты названий, а остальные ученики привлекаются к анализу и оценке предложенных заголовков, принимают или отвергают их. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ.
Необходимость формирования у младших школьников творческого мышления ставит перед учителем задачу более широкого использования в учебном процессе заданий, непосредственно направленных на развитие у учащихся умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении задач. Для формирования гибкости мышления необходимо на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их, обсуждать условия и особенности решения. При решении задачи нового вида необходимо сравнивать её со знакомыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решённых ранее. Всё это благоприятно сказывается на создании у детей установки на изменение приёмов при решении новых задач, что, в свою очередь, способствует развитию умения целесообразно варьировать способы действия. Большое значение для развития гибкости мышления имеют задания на определение закономерности, составить задачу о предметах, находящихся в классе, изображённых на картинках, о воображаемых предметах, придумать вопрос к условию задачи(«В одном ящике 20 кг груш, а в другом 12 кг»), к вопросу придумать условие задачи («На сколько килограммов больше груш в первом ящике, чем во втором»), составить задачу по общим характеристикам данных («Придумайте задачу, где известны расстояние и время, а скорость неизвестна»), по её решению («Придумайте задачу, которая решатся так: 83-27»). К заданиям творческого характера относится и решение задач-шуток.
Важное место в развитии творческих способностей учащихся имеют уроки окружающего мира. Учащимся предлагаются такие задания: придумай и нарисуй фантастическое животное, которое могло бы летать , как птица, прыгать, как кенгуру, плавать, как рыба. По внешнему виду плодов, изображённых на рисунках, определи способ их распространения, с помощью цветных карандашей укрась пирог, составь и нарисуй меню для завтрака, обеда и ужина, дорисуй кляксы до какого-либо образа животного.
Большие возможности для развития творческой деятельности учащихся имеют проекты, например: «Какой школа может стать в будущем.» , «Как изготавливают одежду».
Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможности вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда- чувство тайны, которую так хочется разгадать.
Использованная литература
1. Большой Российский энциклопедический словарь. М.,2003.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М.,1987.
3. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.