Использование современных образовательных технологий. Методическая тема самообразования: «Использование здоровьеформирующих и здорвьесберегающих образовательных компонентов в учебном процессе и внеурочной деятельности».
Использование современных образовательных технологий.
Методическая тема самообразования:
«Использование здоровьеформирующих и здорвьесберегающих образовательных компонентов в учебном процессе и внеурочной деятельности».
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни. В том числе и образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается. Ухудшение здоровье школьников – это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы: биологические, социальные, экологические, условия и технологии воспитания и обучения детей и подростков. Последний выступает предметом изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников. Последние годы традиционно считалось , что основная задача школы – дать необходимое образование. Но сведением новых стандартов ФГОС школе, как образовательной среде приходиться заниматься не только образовательной задачей, но и как сохранить в процессе обучения здоровье детей.
В настоящее время доказано, что здоровьезатратный характер существующей система школьного образования способствует быстрому развитию утомления у обучающихся, что вызывает повышение двигательной активности ю снижение работоспособности в итоге приводит к отрицательному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности и незащищённости. В результате возникают необоснованные тревоги, подавленность, резко меняется характер и тягостное ощущение своей неполноценности. Если меры медико – санитарной реабилитации не осуществляются и учебные занятия продолжаются на фоне пере утомляемости, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитие организма, на состоянии здоровья обучающихся.
Все это требует внимательного отражения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических . и других условий , обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формированию у детей состояний переутомления. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих компонентов в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирюющие компоненты . используемые при планировании и организации уроков и внеурочное время можно выделить в три группы.
Первая группа - физиологические компоненты.
1.Здоровьесберегающее обоснование расписания.
2. санитарно - гигиенические нормы и дизайн школы.
3. Физиологически грамотно построенный урок или занятие.
Вторя группа – педагогические компоненты.
1.Уяснение мотивационной основы занятий Излишняя напряжённость снимается. если ученик хорошо понял, чем и для чего он будет заниматься на уроке.
2.Педагогически рациональная организация урока. Ведется работа над алгоритмом конструирования различных типов уроков, обоснованием отбора содержания и методов. Логикой смены этапов.
3.большое внимание уделяется изучению активных методов обучения.
Третья группа - психологические компоненты.
1. Создание благоприятного эмоционального фона урока.
2. Эффективность общения и диалоги разных видов.
3. Создания ситуации успеха.
Все это я учитываю при составление планов уроков, технологических карт и конспектов занятий и разработках внеклассных мероприятий.
Одним из важных направлений в моей работе формирование у учащихся мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знания « факторов риска» для здоровья. Для преодоления здоровьезатратного характера образовательного характера, я систематически включаю в урок приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровье учащихся. Одним из таких приемов является использование на уроки компонентов ортобиотики. Например: в 5 классе по теме «Вещества, образуемые растениями» применяю ортобиотик – компакт – советы «Аптечка на кухне", в 8 классе на пером уроке по анатомии я предлагаю детям провести самодиагностику « оценка состояния здоровья по ногтям», так как состояние ногтей связано с состоянием здоровья и это дает положительную мотивацию к изучению нового предмета анатомии. В старших классах я использую, ортобиотику-практическую работу « Музей врагов здоровья» при изучении темы « экология», при чем из в года в год нет одинаковых работ. Предмет биологии тем хорош и интересен . то что он сам по себе мотивирует школьника к бережному отношению к своему здоровью формированию культуры здоровья школьная биология дает научное обоснование гигиенических норм поведения . укрепляет сознательное отношение учащихся к соблюдению гигиены в повседневной жизни. В курсе биологии раскрываются гигиенические основы жизни и трудовой деятельности человека. Учащимися усваиваются основные и необходимые понятия ;питание и здоровье . профилактика инфекционных заболеваний, оказание первой доврачебной помощи, СПИД и его профилактика, вред гиподинамии , стресса и другие не менее важные понятия. На пример на пером уроке по ботанике тема «Мир растений» можно я прошу найти предложения . которые связаны с понятием здоровье.( растение – источник энергии, пищи, витаминов, лекарств, необходимых для поддержания здоровья). При изучение темы « Видоизменение подземных побегов» рассматриваем и вопросы необходимости овощей в рационе питания. О очень интересно
наблюдать за семиклассниками после изучения темы « Паразитические черви». Они осознано уже применяют правила личной гигиены и задают достаточно долгое время вопросы затрагивающие, тему здоровье человека, связанные с приготовлением пищи из мяса и рыбы, про домашних животных , признаки болезни гельминтов.
Цель работы: применение здоровьформирующих и здоровьезберегающих образовательных компонентов в обучении и воспитании школьников.
Задачи: Обеспечить ученику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, уметь заботься о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность школы, я внедряю здоровьесберегающие компоненты на уроках и внеклассных мероприятиях, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Цель здоровьесберегающих образовательных компонентов обучения, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих компоненты, сформулированные Н. К. Смирновым:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
-принцип комплексного сквозного подхода;
- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.
Учитывая все эти принципы при составлении конспекта урока можно получить только положительные результаты своего урока, как для себя, так и для учеников. Процесс обучения становиться интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Здоровьесберегающие компоненты это стержень всех технологий, применяемых на уроке. Здоровьесбережение, безусловно, зависит не только от самого урока, но и от объема и уровня сложности домашнего задания. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу обучения и к самому предмету. Поэтому я стараюсь задавать объём домашнего задания такой чтобы ученик смог выполнить без больших затрат времени, с интересом и желанием.
Компоненты здоровьесбережения и здоровьеформирования я применяю не только в учебном процессе, но внеурочное время, как в школе, так и вне школы. Уже 9лет я работаю в детском оздоровительном лагере «Электрон». При составлении воспитательной программы лагеря также особое внимание уделяется здоровьесбережению и здоровьеформированию у детей. Следует отметить. что здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Однако внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих и здоровье формирующих компонентов позволяет добиться положительных изменений :формируются мотивы , потребности и ценности здорового образа жизни. Я считаю, что мои уроки и мероприятия дают благоприятную здоровою социальную среду , в которой растет и развивается ребенок. Они учат детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, я и мои коллеги личным примером демонстрируют здоровый образ жизни.
И мы надеемся наши воспитанники будут более здоровыми и развитыми . не только духовно но и физически.
В настоящее остро стоит проблема мотивации изучения биологии в средней школе. Опыт показывает, что происходит её снижение в изучение биологии от класса к классу по причине трудности предмета и нежелания учиться. Процесс овладения биологическими знаниями предполагает период накопления "строительного материала", необходимых в жизненных ситуациях и трудностях, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость. Поэтому необходимо обратить внимание на повышение мотивации на уроках биологии.
Для меня стало необходимым представить весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, их резервы и пути повышения мотивации на уроках. Поэтому я в начале и в конце учебного года провожу анкету по мотивации к предмету биологии.
Диагностика изучения уровня учебной мотивации
В c 2010 года мной проводиться сравнительная диагностика учебной мотивации, целью которой было выявить уровень учебной мотивации, как она изменяется, и найти пути её повышения. В 2011год по сравнению с 2010 вырос высокий уровень мотивации до 5 %, за счёт этого снизился средний уровень, и сниженный и появился низкий уровень. Это объясняется сложным материалом по природоведению в 5 классе. В 2012 году вырос средний уровень за счет снижения высокого и низкого уровней Необходимо продолжить работу по формированию у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов к предмету.
Диагностика уровней мотивации обучающихся.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диагностика показывает, что уровень мотивации снижается к концу учебного года. Это объясняется тем, что материал учебных программ увеличивается и усложняется, интерес к обучению падает и сказывается утомляемость в конце учебного года.
Мотивация представляют собой в известном смысле "скрытую силу, тонизирующую учение". Будут ли она "разбужены", превратится ли в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Мотивация является важнейшей пружиной процесса овладения наукой биологией, обеспечивающая её результативность, преодоления разнообразных трудностей, активность обучающихся на уроках и повышение успеваемости. Поэтому я третий год провожу диагностику по мотивации. Диагностические данные позволяют сделать вывод о необходимости:
усилить личностную ориентацию, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала; жизненные ситуации
проведение нетрадиционных уроков: интегрированный урок, урок-проект, уроки - исследования, проблемные уроки, урок-конференция, урок-экскурсия и др.;
это рациональное сочетание различных форм работы;
Использование современных педагогических технологий.
Реализация данной методической темы нашла своё отражение в публикациях, в выступлениях на семинарах, на заседаниях школьного и городского методического объединения.
С 2012 года в 5 классах внедряю педагогическую технологию (автор Н.Л.Галеева) «Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося». Технология «ИСУД» согласно классификации А.А. Гузеева, может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической (вероятностной) модели. Если эмпирические образовательные технологии обосновывались на обобщении опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так», а жестко детерминированные технологии диктовали алгоритмы деятельности учителя и учеников: « делай всегда так», то проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников позволило перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия: «если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то оптимально сделать так»
Перечисляя признаки интегральной технологии, как педагогической технологии с вероятностными алгоритмами управления деятельностью учеников, А.А. Гузеев считает её необходимыми составляющими:
модель исходного состояния учащегося, заданной множеством свойств, существенных для процесса обучения;
модель конечного состояния учащегося: диагностично и операционально представленный результат обучения
средства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системы;
набор моделей обучения;
критерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для данных конкретных условий обучения;
механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.
На первом этапе был рассмотрен теоретический материал технологии, проведен контрольно методический срезов для определения уровня обучености по биологии. По результатам КМС выделила группы учащийся по уровням обучености., провела диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного материала.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415На втором этапе 2013- 2014 год мне необходимо составить матрицу и картотеку учебных приемов и форм учебной деятельности ученика. Матрица ИСУД – как отражение внутренних ресурсов учебного успеха - может рассматриваться как модель свойств учащегося, существенных для процесса обучения и позволяет спроектировать мониторинг параметров учебного успеха ученика;
картотеки форм и приемов учебной работы, можно рассматривать как ресурс для проектирования моделей обучения;
критерием для выбора модели обучения становится сопоставление матрицы ИСУД ученика с картотекой учебных приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика.
Составив все это, я сумею путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
Межаттестационный период мною, проведены открытые уроки с использованием современных педагогических технологий для учителей нашей школы:
- Открытый урок в 8а классе по теме « Кровь. Состав крови», декабрь2012года;
- Открытый урок в 7а классе по теме «Отдел Голосеменные»,
апрель,2012 года;
- Открытый урок в 6а классе по теме «Плоды», март, 2013года.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry1 четверть средний '