Статья «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» 
«Педагогическое сопровождение семьи в вопросах  духовно-нравственного воспитания детей»
Автор: Ульянова М.Б.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и  школы.
Почему возникла  необходимость  педагогического  сопровождения семейного  духовно-нравственного воспитания? 
 Это связано с кризисом в духовно-нравственной сфере современного общества. Главная причина  духовно-нравственного кризиса   -  разрушение традиционных устоев семьи.  И вот какие они:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений.
     Отсюда   и необходимость  педагогического сопровождения семейного  духовно-нравственного воспитания.
«Педагогическое сопровождение семьи» - «система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка». 
Цель  деятельности школы  по педагогическому сопровождению семьи: содействие повышению уровня педагогической компетентности и развития педагогической и духовной культуры родителей, выработку единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания для создания оптимальных условий развития личности ребенка.
В основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи, несомненно, должен быть положен системный подход. Педагогическое  сопровождение  семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить семь направлений:
I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов современного семейного воспитания.II. Социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.III. Программно-структурное направление, предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей (этот этап предполагает в первую очередь осуществление всеобуча родителей в вопросах развития и воспитания детей); 2) организации совместной деятельности семей; 3) совместного воцерковления семей.IV. Направление кадрового обеспечения системы.V.  Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности включение мер по просвещению родителей и поддержке семейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся программы регионального, муниципального и школьного уровней. VI. Экономическое направление, включающее определение объемов и источников материального стимулирования и финансирования деятельности по педагогическому просвещению родителей и комплексной поддержке семьи. VII. Управленческое направление. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению культуры семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.
В духовно-нравственном воспитании, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, когда работа с  семьями  осуществлялась только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей.  
   Сегодня  требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации. 
В этой связи предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.
Что должна сделать школа для восстановления  традиционного уклада жизни, воспитания семейных ценностей, традиций? 
Для школы  характерны  две  составляющие  педагогического сопровождения семьи:
- работа с родителями;
-работа  с обучающимися.
Работа с родителями
 В основу  работы  с родителями в школе  должна быть поставлена информационно - просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы  материальной и духовной культуры. Родители должны прививать с детства традиционные семейные ценности ( 5 составляющих):
-Обычаи (установления, привычные формы поведения); 
- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);  
- отношения (сердечные чувствования и настроения);  
-правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни); 
-распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).
 Необходимо  довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности: 
-природа во всей ее красоте, величии и целесообразности; 
-истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости; 
-неподдельное сочувствие  страдающим; 
-действенная любовь к ближним; 
-мужество национального героя;
-творческая жизнь.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. Консультации  могут быть тематическими.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания,  встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений:  врачей, юристов, социального педагога, психологов,  инспектора ГИБДД, ПДН.
Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы: родительский лекторий о традициях воспитания; подготовка печатных материалов для родителей; выпуск Листков для домашнего чтения; проведение «семейных гостиных»; клубы родительского опыта; организация совместной деятельности семей: оздоровительной, творческой; стенды о достижениях родителей; родительские собрания отцов; создание библиотеки социальных  видеопроектов о здоровом образе жизни; семейных ценностях.
Работа с обучающимися
Вторая составляющая педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания духовности и нравственности  работа с обучающимися. Ее девизом  могут стать такие слова «Без корней даже полынь не растет».
Организовывая различные коллективные дела и индивидуальные мероприятия, мы должны помнить: наша цель - убедить детей в том, что маленькие семейные праздники и традиции гораздо эмоциональнее  и глубже сближают членов семьи, чем те, которые непонятны и далеки. 
Формы работы с детьми
-Разговор  о семье,  семейных взаимоотношениях,  традициях. 
-Хороший воспитательный эффект дают сочинения о семейных праздниках, любимых блюдах членов семьи, об интересном проведении свободного времени всей семьей,  о том, чем гордятся в  семье, о семейных династиях. 
- С большим удовольствием ребята выполняют проекты «Моя  родословная», «Карта семейных странствий». 
- При подготовке различных мероприятий можно говорить о фотографиях, семейных реликвиях, поделках, которые хранят в семье.
-  Небывалый интерес у школьников вызывает разговор о том, в честь кого их назвали, презентации «Профессии моих родителей».
Приоритетным направлением духовно-нравственного  воспитания  обучающихся нашей школы  является  патриотическая направленность. .активное и ежегодное участие  дети с привлечением родителей  принимают  при проведении таких мероприятий как:
- День памяти и скорби по жертвам, погибшим в Беслане;
- День матери; 
-День Конституции РФ
- День воина-интернационалиста, посвящённого  воинам чеченской и афганской воин; 
-День Защитника Отечества.
В школе по традиции проводится   акция  «Забота о тружениках тыла»( участие в концертах,  посвящённых Великой Победе), обучающиеся принимают  участие в Вахте Памяти.
В нашей  школе  содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения сориентировано  в сферу православной культуры  -   ведётся курс ОРКС. Многовековые традиции православного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.
Надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и  непрекращающегося труда над своей душой.
При такое взаимодействие семьи и школы планируются следующие результаты:
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства;
- возрождение традиций семьи»;
-приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; 
-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.
15