Выступление на родительском всеобуче «Нравственное воспитание младших школьников».


Выступление на родительском всеобуче
«Нравственное воспитание младших школьников».
Бобровская М.А.
От того, какими будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее его отношение к учению, учителям, труду, сверстникам, другим людям.
«От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире, зависит его моральный облик» (В. А. Сухомлинский).
Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому – особенно на первых порах – лучше оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от других. Огромный нравственный смысл общественных и учебных дел состоит в том, что младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты личности: товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу.
К сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих детей, особенно первоклассников, провожают в школу и встречают из школы взрослые. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы? «Не балуйся, будь послушным», «Старайся получить пятерку», «Съешь свой завтрак», «Какие отметки получил?», «Запомнил, что задали на дом?». Это, конечно, важные вопросы, но, к сожалению, значительно реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как ты сегодня дежурил?», «Кто из ребят сегодня лучше всех отвечал домашний урок?», «Как дела у твоего товарища?».
Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками – это источник ярких переживаний, вдумчивые родители захотят знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит. Как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны детских взаимоотношений позволит направить нравственное развитие ребенка по правильному пути.
Неоценимо воспитательное значение труда детей. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые говорят: «Пусть учится», «Пусть отдохнет, успеет наработаться», «У него много своих забот: и школа, и музыка, я скорее и лучше сама все сделаю». И дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей – работать.
У ребенка – радость получающего, у родителей – радость отдающих, делающих благо. А ведь подлинно нравственное и человеческое связано со второй радостью. Непременно надо дать ребенку возможность испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других. Конечно, мать лучше и быстрее приготовит еду, накроет на стол, помоет посуду, но, освобождая ребенка от трудовых дел и обязанностей, она обедняет его в нравственном отношении.
Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, вещам и самому себе.
Ключ к нравственному развитию младшего школьника – его взаимоотношения со сверстниками-соучениками.
В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти.Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребенок знает, как надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается как недостаток развития личности и даже как показатель безнравственности человека – человек знает, как поступить, но не хочет, не желает поступить правильно. Однако по отношению к младшему школьнику надо поостеречься от таких суждений: разрыв выступает здесь как возрастная особенность ребенка, который еще только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Это определенный этап нравственного развития.
Какие же общечеловеческие нормы нравственности мы раскрываем перед детьми как азбуку моральной культуры, как начальную школу гражданственности?
Вот что об этом пишет В. А. Сухомлинский:
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям. Обкрадывает общество.
Чувства – это кровь, плоть и сердце моральной убежденности, принципиальности, силы духа; без чувств нравственность превращается в сухие, бесцветные слова, способные воспитать лицемеров. Вот почему дорожка от нравственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки, насыщенных глубокими чувствами, личным отношением к тому, что ребенок делает, что делается вокруг. Зло, которое творит кто-то и которое мне лично никакого вреда не приносит, будет воспринято и пережито мной как личное горе лишь тогда, когда я не раз пережил радость, делая для людей добро, – таким правилом надо руководствоваться, добиваясь единства поведения и сознания.