Взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16 города Белово
Взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в вопросах духовно – нравственного воспитания молодежи
Духовно - нравственное воспитание
младших школьников
выступление на городской конференции педагогических работников
Конева Ирина Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №16города Белово

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Душа каждого человека-зародыш прекрасного цветка, но растет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрым к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все качества человека будущего общества, но главное, эти качества должны закладываться сегодня.
Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия взаимопонимания в глазах наших детей. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах в духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:
Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.Гражданственность – Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
Семья – Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
Труд и творчество – Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
Наука – Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
Природа – Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
Человечество – Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 40,30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко мы встречаем у многих детей переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
По предложению лидеров традиционных религий Президентом России было принято решение о проведении федерального экспериментального преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.
Главная цель проекта – посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение знаний в общество о глубинных корнях культуры российского народа.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.
Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу моих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и классными руководителями.
Основные направления работы:
Воспитательная работа по нравственному воспитанию.
Краеведение.
Работа с родителями.
Данный опыт представляет особую ценность, так как содержит крупицы работы российских учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Литература:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников/Н.Г.Аверина//Нач.школа.-2005-№11-С.68-71
Артюхова И.С. Ценности и воспитание/И.С.Артюхова//Педагогика,1999-№4-С.78-80
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании/А.В.Бабаян//Педагогика-2005-№2-С. 67-68
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях/Т.Г.Жарковская//Стандарты и мониторинг образования-2003-№3-С.9-12
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека/В.С.Леднев//Стандарты и мониторинг в образовании-2002-№С.3-6