Использование современных образовательных технологий на уроке литературы как одно из условий реализации ФГОС И.С.Вессели, учитель русского языка и литературы


Использование современных образовательных технологий на уроке литературы как одно из условий реализации ФГОС
И.С.Вессели,
учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ №43"
г.Томска
Скажи мне – и я забуду;
     Покажи мне – и я запомню;
      Дай сделать – и я пойму.                    Китайская притча.
Научить учиться - вот главное кредо учителя, работающего в современной школе и осознающего свою педагогическую задачу: воспитать всесторонне развитых, мобильных, ориентирующихся в разных жизненных условиях выпускников. Образование 21 века ориентировано не на преподнесение знаний в готовом виде. Их нужно "добыть". Поэтому ведущим методом обучения является системно-деятельностный подход. "Деятельность" - вот ключевое слово в современном образовательном процессе. Как сказал в далеком девятнадцатом веке немецкий педагог А. Дистервег, деятельностный метод обучения является универсальным. «Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».
Так как государству необходимы выпускники, здоровые морально, психологически и физически, учитель должен планировать свой урок с учетом следующих требований:
- учет возрастных особенностей;
- демократический стиль общения на уроке;
- дифференцированное обучение;
- физминутки.
Чтобы выполнить все эти требования, педагог должен выбирать интерактивне формы обучения, которые как раз позволяют осуществить здоровьесберегающую функцию образования.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Не в этом ли заключается суть образования по стандартам второго поколения?
Остановив свой выбор на интерактивных формах обучения, педагог сталкивается с другой задачей: выбором подходящей образовательной технологии. Именно от умелого использования учителем технологий зависит уровень и качество деятельности обучающихся.
На мой взгляд, одними из наиболее продуктивных современных технологий являются "дебаты", семинарские занятия, технологии интегрированного обучения, учебно-исследовательская деятельность.
Конечно, учебно-исследовательскую деятельность, так же как и другие технологии, мы используем довольно давно (вне контекста ФГОС). Но сегодня они нам необходимы. Приведу пример использования обозначенных мною технологий на собственном опыте.
Так, работая в трех девятых классах, я решила попробовать ранее мною не использованные технологии. Во время подготовки к обобщающему уроку литературы по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" мне пришла в голову мысль об интегрированном уроке литературы и обществознания. Сегодня ФГОС требует от нас уделять особое внимание метапредметным связям. Совместно со своей коллегой, учителем обществознания, мы провели занятия в двух девятых классах в форме семинара по теме "Образ элиты в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" а в третьем - урок в форме дебатов по теме "Чичиков: кто он? Стало быть, подлец!". (Нельзя не отметить, что эти обучающиеся усваивают программу вне условий ФГОС, но использование методов и технологий, ориентированных на стандарты второго поколения, показали положительную динамику в усваивании учебного материала)
В качестве примера приведу вариант семинарского занятия по обозначенной выше теме.
Нужно отметить, что обучающимся заранее был предложен ряд вопросов, на которые они самостоятельно должны были приготовиться, и список литературы и Интернет-ресурсов. В основе занятия лежит обсуждение обозначенного круга вопросов.

Конспект семинарского занятия
"Образ элиты в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по темам "Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" и "Социальные структуры общества".
Форма: семинар
Цель:
обеспечение овладение умениями применять теоретические знания, сформированные на уроках обществознания и истории, на уроках литературы и наоборот;
создание обобщенного образа элиты первой половины 19 века на примере поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".
Формируемые УУД:
регулятивные:
самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
познавательные:
работать с понятиями, связанными с определением "элиты";
исследовать образ элиты на примере текста поэмы "Мертвые души";
на основе анализа, сопоставления строить обобщенный образ, свойственный определенной исторической эпохе.
личностные:
формировать мировоззрение обучающихся;
формировать познавательную мотивацию;
устанавливать метапредметные связи на уроках литературы, обществознания и истории;
развивать навыки постановки и решения интеллектуальных задач, доказательства, опровержения, отстаивания собственной позиции;
развивать навыки оперирования определениями той или иной учебной дисциплины;
коммуникативные:
создавать устный развернутый аргументированный ответ;
развивать навыки работы с научной информацией (отбор, систематизация, обобщение);
развивать навыки публичной речи;
развивать навыки работы с художественным текстом (анализ примеров из текста).
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
План урока:
Определение социальной структуры общества (стратификация, страты, сословия, элита).
Исследование образа элиты на примерах помещиков поэмы "Мертвые души".
Игра "Крестики-нолики".
Анализ образа Чичикова как главного героя поэмы Гоголя.
Исследование образа чиновничества и народа.
Итоги урока.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем интегрированном семинарском занятии мы обсудим рад вопросов, касающихся двух учебных предметов: литературы и обществознания. Какова же связь разных научных дисциплин, связь разных эпох? Все это нам с вами предстоит выяснить.
2.Введение в тему
Работа с цитатами:
- Прочитайте высказывания, предложенные на слайдах. Как вы их понимаете? Какая связь выстраивается между этими высказываниями?
Цитаты:
«Элиты, по определению, контролируют большую часть материальных, символических и политических ресурсов. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, получив их по положению или по заслугам». (А. Суонн, Дж. Мейер,Э. Куинс, Э. Райс)
«Важной задачей общества является достижение высокого качества имеющейся у него элиты и обеспечение ее постоянного воспроизводства. Но на практике элиты часто проявляют склонность к деградации». (Г. Джамиль)
«Мертвые души» — это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». (Ю. М. Лотман)
(Высказывания учеников)
- Сформулируйте цель нашего занятия. (Создание обобщенного образа элиты первой половины 19 века на примере поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")
3. Изучение темы
Обсуждение:
- Дате определение стратификации общества. Чем отличается современное деление общества от деления 19 века?
(Социальная стратификация — это деление общества на социальные слои (страты). 19 век - деление на сословия)
- Какие критерии лежат в основе стратификации общества? (власть, деньги, образование)
- Дайте определение элиты с учетом разных подходов, существующих в обществознании.
(1. Элита (в переводе с фр. élite - «избранный», «лучший») – лучшая часть общества, обладающая более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного общества (социума).
2.Элита – привилегированная группа людей, обладающая реальной властью, влиянием и материальными благами, освобожденная от жесткого контроля ее интеллекта и морально-этических качеств.)
- Какими качествами обладают представители элитарных слоев общества?
Работа с примерами:
- Опишите представителей элиты в поэме "Мертвые души". Какими качествами они наделены? Какие положительные черты у них можно выделить, и какие пороки элиты они олицетворяют. Для характеристики возьмем трех представителей дворянства: Манилов, Коробочка, Ноздрев. (обучающиеся дают характеристику героев)
- Гоголь очень подробно и живописно изобразил галерею помещиков. Но кто является главным героем поэмы? Павел Иванович Чичиков. К какому сословию вы бы отнесли Чичикова? (Дворянин)
- В поэме очень неопределенно говорится о происхождении Чичикова: " Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные - бог ведает".
- К чему стремился главный герой? Какую цель он преследовал?
- В поэме указано, что Чичиков занимал пост коллежского асессора. Какая информация дается об этом чине в "Табели о рангах"?
- 6 ранг до 1850 года давал личное или родовое дворянство? (личное)
- Чем отличается личное дворянство от родового? (родовое передавалось по наследству, а личное - нет)
Разминка (крестики-нолики)
-Соревнуется команда педагогов и команда учеников. Если ребята дают правильный ответ, то на доске ставится крестик, если они ошибаются, то ставится нолик.
Вопросы:
1) Как назывался город, в который приехал Павел Иванович Чичиков?
2) Кто рассказал Повесть о Капитане Копейкине?
3) Какое наставление сделал отец Павлуше Чичикову перед его отъездом из дому?
4) За кого, помимо капитана Копейкина, приняли Чичикова в обществе города?
-Кому принадлежат эти описания:
1) Бесплодный мечтатель и фантазёр - приглашает вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединённого размышления» на берегу озера в своем поместье.
2) Коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная – ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
3) Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки), грубость, прижимистость.
4) Ненасытная жадность, скупость, крохоборство (мелочная скупость). Прореха на человечество.
5) Этот герой в 35 лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны…
Подведение итогов разминки
Обсуждение
- В поэме Гоголь очень детально при помощи различных изобразительных средств, в том числе и гротеска, изобразил образы дворян. Почему автор не пользуется теми же красками в изображении чиновников? Как он их изобразил и почему?
- И все-таки наделенная властью элита кем управляет? (народом)
- Каким предстает перед нами образ русского народа? Что помогает Гоголю нарисовать его? (варианты ответов обучающихся)
4. Итог урока
- Почему же такой "убогой" Гоголь изобразил элиту России? (обращение к цитатам)
-Какую проблему мы должны увидеть в состоянии русской элиты первой половины 19 века?
- Что необходимо для обновления элиты России?
- В чем смысл образа дороги и скачущей по ней брички, в которой находится господин средней руки - Павел Иванович Чичиков?
5. Домашнее задание: (2 мин.)
- Написать эссе на тему «Пути формирования элиты России во второй половине 19 века – начале 20 века» времени».
Подводя итог, хотелось бы вернуться к самой идее ФГОС: формирование всесторонне развитой личности, наделенной прочными знаниями и мобильностью. Поэтому наиболее актуально использование современных технологий, основанных на интерактивных формах взаимодействия между учениками, между учителем и учениками, нацеленных на развитие самостоятельности и познавательной деятельности обучающихся и умении применять полученные на уроках знания в жизни.
Список литературы:
Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература (История твоей литературы. Литературное путешествие по реке времени). 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. Кн.1 / Бунеев Р.Н., Чиндилова О.В. - Изд.3-е, перераб. - М: Баласс, 2013. - 304с.
Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души. - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998. - 688 с.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО “Столетие”, 1995.
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/
http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=1037
http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html
http://www.ug.ru/new_standards/4