Воспитательный проект «Взаимодействие семьи и школы по вопросам духовно-нравственного воспитания детей»


Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №23
городского округа Чапаевск Самарской области











ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ



Разработчик: Братушкина Ульяна Сергеевна,
учитель английского языка,
замдиректора по воспитательной работе


___ГБОУ ООШ №23 г.о. Чапаевск, 2013 г.__
место и год разработки
__ГБОУ ООШ №23 г.о. Чапаевск, 2013/14 г.г.
место и год апробации
Принят решением педагогического совета школы протокол № 3 от 27.08.2013г._______
Принят решением совета учреждения протокол № 2 от 27.08.2013 г.______________
Утверждён приказом № 28 от 3.09.2013г.____
реквизиты документа, подтверждающего проведение экспертизы методическим (экспертным) органом, принявшим данную разработку



Чапаевск – 2013
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«ВЗАИМОДЕСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
На 2013 – 2016 годы
Наименование проекта
«Взаимодействие школы и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей» (далее – Проект)

Основания для разработки Проекта
- Федеральный Закон «Об образовании РФ»,
- Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4),
- Национальная доктрина образования, Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.,
- «Всеобщая декларация прав человека»,
- Гражданский кодекс РФ,
- «Основы законодательства РФ о культуре»

Разработчик Проекта
Братушкина Ульяна Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе

Цель Проекта
Создание модели взаимодействия семьи и школы по формированию здоровой социокультурной среды для становления физически здоровой, духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные и гражданские ценности

Задачи Проекта
- объединить усилия семьи и школы в воспитании любви к Родине, чувства патриотизма, активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству;
- создать условия для формирования духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
- воспитывать толерантность и культуру межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности;
развивать потребности в творческом труде, культуру труда;
- приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развивать интереса к национальным видам спорта;
- формировать единую воспитательную среду, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания.

Сроки и этапы реализации проекта
2013–2016 годы:
1-й этап – 2013–2014 годы
2-й этап – 2014–2015 годы
3й этап – 2015 - 2016 годы

Основные направления Проекта
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- внешкольная деятельность.

Исполнители основных мероприятий
Педагогический коллектив, учащиеся, родители учащихся, партнеры в образовании.

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Система контроля за выполнением Проекта
Основные результаты влияния взаимодействия семьи и учащихся в процессе духовно-нравственного развития и воспитания оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.






Структура проекта
Актуальность разработки проекта.
Нормативно-правовая основа разработки проекта.
Цель и задачи проекта.
Краткая характеристика ОУ– субъекта разработки реализации проекта.
Краткая характеристика контингента учащихся ОУ.
Краткая характеристика семей учащихся школы, вовлеченности родителей в жизнь школы.
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала школы. «Сильные и слабые стороны» данной работы.
Формы работы
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Методическая поддержка реализации модели.
Информационная поддержка реализации модели
План работы по реализации модели.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся









"Школа – это мастерская человечности" 
Я.А. Коменский
Актуальность разработки проекта
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В нынешней жизни так много зла, жестокости и насилия, что люди начинают терять веру в доброту и благородство. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому искажены представления
· доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
·
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Факт возрождения и совершенствование духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса и одним из ведущих направлений системы образования. Школа формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.
Взаимозависимая жизнь людей в социальной общности создаёт особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания.
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье.
Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Проектируемая в школе система обновления содержания образования позволяет выстроить воспитательную систему, ориентированную на:
- воспитание гуманистического мировоззрения через освоение общечеловеческих ценностей;
- овладение детьми основными сферами жизнедеятельности (забота о здоровье, охрана природы, художественное творчество, общение);
- формирование опыта гражданского поведения и социального определения.
воспитательная система школы отражает и учитывает особенности и проблемы воспитания школьников с учётом отдалённости школы от городских структур.
В течение учебного года проводятся мероприятия, направленные на развитие гражданственности и патриотизма личности на основе формирования элементов правовой, нравственной, экономической культуры, воспитание уважительного отношения к истории рода, семьи, любви к родному краю, расширение знаний о нем. Формированию опыта гражданского поведения способствует участие школьников в реализации социально-значимых для посёлка проектах.
Важное место в воспитательной системе занимает духовно-нравственное воспитание, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Нормативно-правовая основа разработки проекта
Проект разработан в соответствии с
- Федеральным Законом «Об образовании РФ»,
- Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4),
- Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
- «Всеобщей декларацией прав человека»,
- Гражданским кодексом РФ,
- «Основами законодательства РФ о культуре», и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Цель проекта:
создание модели взаимодействия семьи и школы по формированию здоровой социокультурной среды для становления физически здоровой, духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные и гражданские ценности.
Задачи:
- объединить усилия семьи и школы в воспитании любви к Родине, чувства патриотизма, активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству;
- создать условия для формирования духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
- воспитывать толерантность и культуру межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности;
развивать потребности в творческом труде, культуру труда;
- приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развивать интереса к национальным видам спорта;
- формировать единую воспитательную среду, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания.
Характеристика образовательного учреждения
Полное название ОУ в соответствии с Уставом: Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №23 городского округа Чапаевск Самарской области.
Структура образовательной среды:  на основании договора о сотрудничестве школа взаимодействует с Центральной городской библиотекой им. Бондаренко, музыкальной школой, ДЮСШ и ГБОУ «Домом детского творчества».
Характеристика контингента учащихся: в школе 9 классов комплектов, всего - 142 обучающихся. В школе обучаются дети посёлка Титовка городского округа Чапаевск, находящегося в пригородной зоне.
Образовательные потребности многих родителей  незначительны, они сводятся к получению основного общего образования, получению среднего специального или профессионального образования. Кроме того, родители обучающихся начальной школы выделили следующие приоритетные направления образовательной деятельности: спортивно-оздоровительное и художественно- эстетическое.
Занятия в школе проводятся в 1 смену. Во второй половине дня осуществляются индивидуальные и групповые занятия, работа кружков и спортивных секций, общешкольные и внутриклассные мероприятия и КТД.
На базе школы действует инновационная площадка по реализации стратегии содействия здоровью школьников.
В январе 2014 года открыто структурное подразделение ГБОУ ООШ №23 детский сад, с которым учителя и учащиеся школы находятся в тесном сотрудничестве.
Характеристика контингента учащихся и их семей в процентном составе представлена в Приложении 1.
Таким образом, воспитательная система ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды. Основная специфика школы заключается в том, что она функционирует на территории посёлка, отдалённого от центра города и его структур.
Проблема: отсутствие активного взаимодействия педагогов и родителей в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала школы

Сильные стороны
Слабые стороны

Школа является социокультурным центром микрорайона, обладает социальным авторитетом.
Учителя школы недостаточно подготовлены теоретически и практически к духовно- нравственному воспитанию.


Начальная школа участвует в осуществлении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;

 Созданы условия для воспитания интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота.
Наличие обучающихся с низким уровнем развития, низкой учебной мотивацией.

Высокий уровень квалификации педагогических кадров.

Неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;

Весь педагогический персонал прошел курсовую переподготовку по применению в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Функционирует единая локальная сеть, имеется доступ к системе Интернет.
Преобладание в коллективе традиционных  подходов к процессу обучения.



Описание модели
Основой для создания модели является социальное партнерство со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, учителями и местным социумом.
Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Воспитанием детей занимается школа и общественность – дом детского творчества, филиал городской библиотеки, филиал музыкальной и спортивной школ: содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют поездки, экскурсии, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучшению воспитания детей в семье.
Роль согласованной, воспитательной работы школы, семьи и общественности, координирует и направляет школа.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Традиционные источники нравственности - это Россия -многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
- патриотизм любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение
Отечеству;
- социальная солидарность свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя - гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука ценность знания, стремление к познанию и истине;
- традиционные религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
- человечество мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Духовно-нравственное воспитание школьников осуществляется по трём направлениям:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- внешкольная деятельность.
Формы работы
- факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества;
- проведение праздников и мероприятий;
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
- исследовательская деятельность учащихся;
- экскурсии;
- организация выставок;
- тематические и творческие вечера;
- участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем:
- проведения родительских конференций («Права наших детей») и тематических расширенных педагогических советов;
- организации родительских лекториев, собраний, круглых столов («Сильное добро и добрая сила», «АСУ РСО - наш ответ занятости родителей!»,
- выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный праздник «Проводы Зимы», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник Букваря», театральные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.д.).
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы, написания заметок в газеты города «Всякая Всячина» и «Чапаевский рабочий», освещения внеклассных и внешкольных мероприятий на сайте Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области.
В школе традиционно в весенние каникулы проводится спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений. Праздник организуется в спортивном зале школы, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников.
Взаимодействие учителей, учащихся и их родителей можно увидеть в следующих направлениях:
- В качестве приоритетных выступают формы неопосредованного взаимодействия с семьей: индивидуальные встречи (в школе, посещение семей на дому), беседы, педагогическая поддержка родителей, помощь в решении проблем в воспитании детей.
- Адресная помощь семьям «группы риска» оказывается на заседаниях административного совета педагогической поддержки учащихся. Цель деятельности совета - воспитательно-профилактическая работа с учащимися и их родителями.
- Деятельность совета, направленная на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, создает в школе определенный этический климат заботы о тех детях, которые в ней больше всего нуждаются.
- Новой формой сотрудничества семьи и школы стал сайт АСУ РСО. Через него родители осуществляют контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Методическая поддержка реализации модели.
Теоретические основы организации проектной деятельности, трансляция опыта рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, методических предметных кафедрах, кафедры воспитания.


Информационная поддержка реализации модели.
Информационная поддержка осуществляется через школьный сайт, электронный журнал, школьную газету, другие печатные материалы (буклеты, бюллетени и т.д.), родительский всеобуч (в рамках родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций.)
Этапы реализации ключевых задач воспитательной системы
1 этап – 2013-2014 учебный год:
Построение проекта изменений в Воспитательной концепции школы с учетом изменений в нормативно-правовой базе и обновления стандартов в системе обучения и воспитания в РФ, мониторинг воспитательного процесса, создание инициативной группы, разработка ключевых позиций, модернизация процесса воспитания, поиск новых направлений и технологий. Теоретическое осмысление возможности реализации в условиях многопрофильного обучения повышения междисциплинарной компетентности у учащихся на основе межкультурного диалога;
2 этап – 2014 – 2015 учебный год:
Опытно-эксперементальный, поиск эффективных форм, методов и средств организации процесса воспитания, в новых условиях внедрения Стандартов нового поколения, модернизация деятельности центров и проектов школы, совершенствование системы дополнительного образования;
Проведение мониторинга удовлетворенности жизнедеятельностью школы, определение проблем, коррекция и обновление содержания направлений, форм, методов и средств воспитательной деятельности.
3 этап – 2015 -2016 учебный год:
Подведение итогов по реализации долгосрочного проекта, анализ деятельности. Распространение достижений и инновационного опыта. Внешняя экспертиза деятельности.
План работы по реализации модели на учебный год

Мероприятия
Сроки
Ответственные

Обеспечение профессиональной подготовки педагогических кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;

1.
Обеспечение педагогам прохождения курсов повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся
Постоянно
Директор школы

2.
Самообразование учителей по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся
Постоянно
Замдиректора по ВР,


3.
Обеспечение участия учителей в работе семинаров, конференций и т.д. различных уровней по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Постоянно
Администрация

Повышения педагогической культуры родителей;

1.
Проведение педагогических лекториев.
В течение года
Замдиректора по ВР

2.
Диагностическая работа по изучению семьи.
В течение года
Классные руководители

3.
Посещение неблагополучных семей
В течение года
Классные руководители

4.
Индивидуальные консультации.
По мере необходимости.
Классные руководители

5.
Организация презентаций педагогической литературы.
В течение года
Библиотекарь

Работа школы по вовлечению родителей в совместную деятельность по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Внеурочная деятельность:

1.
Привлечение родителей к планированию воспитательной работы школы и класса.
Постоянно
Замдиректора по ВР,
классные руководители

2.
Организация общешкольных мероприятий с привлечением родителей:
- Новый год;
- «Масленица»;
- Рождество;
- Последний звонок;
- 9 мая;
- и др.
Согласно плану работы школы
Замдиректора по ВР,
классные руководители

3.
Организация совместной внеклассной проектной деятельности учащихся с родителями:
- 8 марта;
- 23 февраля;
- и.т.д.
Согласно плану работы школы
Замдиректора по ВР,
классные руководители

4.
Организация совместной общественно - полезной деятельности:
- проведение субботников;
- работа на пришкольном участке и в теплице;
- благоустройство школьной территории.
Согласно плану работы школы
Замдиректора по ВР
Классные руководители

Внешкольная деятельность:

5.
Взаимодействие семьи с учреждениями социокультурного центра:
- участие родителей вместе с детьми в мероприятиях проводимых ДК;
- совместное посещение лекториев проводимых медработниками;
- совместное посещение библиотеки.
Согласно плану работы


6.
Организация и проведение совместных экскурсий, походов и т.д.
Согласно плану работы школы
Классные руководители

7.
Организация совместной деятельности по участию детей в мероприятиях организованных учреждениями дополнительного образования г. Чапаевска.
Постоянно
Классные руководители.

Урочная деятельность:

8.
Привлечение родителей в урочную проектную деятельность.
Согласно тематическому планированию учителей
Учителя


Необходимо отметить, что на каждом этапе работы, необходимо вместе с родителями выявлять плюсы и минусы совместной работы, высказывать пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, возможно будет меняться, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций необходимо корректировать в соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.
Таким образом, реализация данного проекта помогает добиться поставленных целей и высоких результатов в области духовно – нравственного воспитания.
На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
В результате реализации проекта должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- представления о различных профессиях;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умения видеть красоту в окружающем мире;
- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты влияния взаимодействия семьи и учащихся в процессе духовно-нравственного развития и воспитания оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.



















Приложение 1
Характеристика контингента учащихся
Процентный состав учащихся по категориям семей




Национальный состав учащихся





Характеристика семей учащихся
Социальный статус семей учащихся








Уровень образования родителей






Категории семей учащихся















ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515



Root EntryArial Cyr2013-2014 +полные неполные неблагополучные /#,##0\ "р.";[Red]\-#,##0\ "р."ОC

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "р.";[Red]\-#,##0.00\ "р."Оw*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ _р_._-;\-* #,##0\ _р_._-;_-* "-"\ _р_._-;_-@_-О‡,A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ _р_._-;\-* #,##0.00\ _р_._-;_-* "-"??\ _р_._-;_-@_-О/¤15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."ОkЁ3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{Є;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1"№
·
·Arial Cyr1.
·Times New Roman=
·
·
·
·полные