Использование современных образовательных технологий в преподавании калмыцкого языка и литературы
Использование современных образовательных технологий в преподавании калмыцкого языка и литературы
Валетова Эльза ГаряевнаМБОУ «СОШ №4»
Учитель и ученик растут вместе
Конфуций
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и методы обучения. Министр образования РФ Д. Ливанов подчеркнул, что «считает очень важным более активное использование учителями современных электронных образовательных ресурсов и педагогических технологий». Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Современные условия характеризуются развитием лучших качеств ученика, формированием разносторонней и полноценной личности.
Основным направлением моей работы, как учителя калмыцкого языка и литературы является, в первую очередь, формирование учебной мотивации, формирование патриотических чувств через изучение родного языка, культуры родного края, художественных произведений калмыцких писателей и КУНТа. Для этого я ставлю перед собою следующие педагогические задачи:
- овладение всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, речь);
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся при помощи различных приемов и методов;
- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа.
Моя методическая тема - «Развитие устной речи учащихся на уроках калмыцкого языка».
Для решения данных задач и реализации моей методической темы я изучаю и применяю традиционные и инновационные приемы, формы и методы обучения и воспитания обучающихся.
Среди многообразия современных образовательных технологий для себя я выбрала те технологии, которые, на мой взгляд необходимы, чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования:
- системно-деятельностный подход в преподавании;
- проблемно-поисковое обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная деятельность;
- технология использования игровых методов;
- компетентностный подход;
- здоровьесберегающие технологии.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создание условий для формирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Я не принудительно привлекаю детей к деятельности, они высказывают свои мнения, варианты, не боясь ошибок. Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я убедилась, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, я вижу, как они для многих становятся инструментом саморазвития. Эта технология привлекла меня тем, что ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
Также я активно применяю приемы и методы проектной и исследовательской деятельности, так как данная технология стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению. И что особенно немаловажно: ученики встречаются, беседуют с интересными людьми, поэтами, писателями, учеными, со специалистами различных направлений и тем самым совершенствуют свои коммуникативные умения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Например, мои ученики 6 «г» класса предложили реализовать проект, направленный на развитие устной разговорной речи в разных социальных средах в пределах нашей школы. Так, в рамках декады по калмыцкому языку мы осуществили социальный проект «Тѳрскн келәрн күүндий!». Подготовили, разработали диалоги на разные темы («Хот уудг хорад», «Эмчин хорад», «Дегтрин саӊд»). В дальнейшем дети решили осуществить этот проект за пределами школы.
В течение двух лет своей педагогической деятельности я веду работу по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую работу, являюсь педагогом-организатором курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» для учеников 5 класса. Мои ученики принимали участие в конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Төрскм». Так, под моим руководством ученица Дикаева Саглар заняла 2 место на городской конференции «Бичкн Төрскм» в номинации «Культура и фольклор родного края», а ученица Сенькеева Алтана заняла 3 место на республиканской конференции «Бичкн Төрскм» в номинации «Топонимика».
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными любой урок. Игру я использую на своих уроках в начальных классах. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Например, игры на закрепление изученного материала с использованием мяча, альчиков, игрушек.
Дидактические игры позволяют проводить повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у детей. Игра создает атмосферу здорового соревнования, в игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают языковой и иллюстративный материал. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Такие уроки позволяют ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, мышление, коммуникабельность. Например, детям очень нравится игра «ЛОТО». С ее помощью они легче и быстрее запоминают новые слова, правильное написание этих слов, обогащают свой лексический запас.
Современный учитель обязательно должен обучаться, самообразовываться. Я ежегодно прохожу курсы повышения квалификации КРИПКРО, а также постоянно посещаю различные семинары («Основы религиозных культур и светской этики»), заседания, творческие лаборатории (VII зональные заседания муниципальных творческих лабораторий молодых педагогов), вечера памяти, встречи с учеными, писателями, поэтами. Выступаю на конференциях, круглых столах, радио, пед. советах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Нетрадиционные формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Когда человек смотрит на звёздное небо, он думает о самом разном: о своих мечтах, о своих желаниях, о своей судьбе, о мироздании, о Боге. Это можно сравнить с тем, как учитель смотрит на свой класс. Подобно созвездию, в нём (классе) соединились и переплелись совсем еще маленькие звёздочки. Крошечные, но всё-таки уже огоньки, которые хранят в себе тепло и чудо человеческой эмоции. Почувствовать и заставить пылать из маленькой искры жаркий костёр – вот задача учителя. Не дать потеряться маленькой звёздочке в огромных созвездиях социума, а направить и помочь занять в них достойное место. Каждый ребёнок – звезда, надо только её зажечь.