Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы Развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Проблема развития творческих способностей учащихся на уроках очень сложная и неоднозначно толкуемая, так как, к сожалению, многие сомневаются в возможности развития творческого мышления. Еще В.И.Даль в своем знаменитом словаре определяет слово «способный» как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, данными от природы, но научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Психолог Г.А.Рубинштейн дал нам основное правило развития творческих способностей «по спирали»: от задатков к способностям. А понятие «развитие» означает последовательные и в целом необратимые количественные и качественные изменения в психической сфере человека (в том смысле, который соответствует теме данного исследования). Под термином «творчество» мы имеем в виду деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Существует понимание творчества как выхода за пределы известного.
Развитию творческих способностей учащихся придавали большое значение крупнейшие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Среди них следует назвать Л.С.Выготского, А.Н.Леонотева, Г.И.Щукина, А.М.Матюшкина, М.Б.Баранова, С.В.Михалкова, Т.Д.Полозова, С.Френе, А.Анастази и многие другие. Все они в своих трудах подчеркивали огромную роль педагогов, образовательного процесса в формировании творческой личности, в раскрытии всего творческого потенциала человека в возрасте становления.
В настоящее время, в пору кардинальных социально – экономических преобразований в России, проблема развития творческих способностей учащихся становится жизненно необходимой, важной для самореализации молодого человека, прежде всего в тех обстоятельствах жизни, которые требуют от него неординарного подхода, принятия оптимального решения в условиях ранее не встречавшихся.
Постоянно задумываюсь над вопросом: а можно ли научить детей творчеству? Не является ли оно уделом только особо одаренных детей? Нет, думаю, не является. Более того, творчество не только возможно, но и необходимо для каждого, именно оно делает нашу жизнь полноценной, а общение с художественным произведением формирует духовный мир человека и является продолжением художественно – творческого процесса.
Знаменитый писатель Актуан де Сент – Экзюпери писал: « Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда – то», - эти пронизанные болью слова как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся во время смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. Вот почему выбранная мною тема «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы» является сегодня актуальной, отвечает потребностям современной школы, запросам значительной части учащихся и их родителей, приобретает практическую значимость для каждого учителя.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
На развитие творческого потенциала личности, на мой взгляд, должны быть направлены многие развивающие формы, методы и приемы обучения на уроках русского языка, так как одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – это резкое падение интереса учащихся к русскому языку, и как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логически выразить свою мысль. Ни для кого не секрет, что русский язык для многих учащихся является трудным предметом и, конечно, все мы учителя хотим повысить интерес к нему, хотим сделать его более интересным для ребят, а значит работа на уроке должна быть более творческой и информативно насыщенной, это необходимо для формирования умений и навыков учащихся. Помогает нам в работе природное любопытство детей.
В своей работе я остановлюсь на тех методах и формах, которые получаются у меня на уроках русского языка наиболее удачно, например, это объяснение нового материала.
Хочется сразу остановиться на методе, который я использую на своих уроках для работы с детьми. Этот метод называется кластер.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 6 классе. Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о прилагательном. Вместе с ребятами сначала проводим беседу. Далее ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.
С опытом работы я поняла, что вместо разрозненного ряда правил, особенно при изучении частей речи, дети должны видеть общую картину всей системы, где все правила расположены на одной плоскости.
Также на своих уроках использую метод фишбоун, который очень нравится обучающимся.
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Голова — причины феодальной раздробленности.
Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Такие работы дают ребенку возможность ориентироваться в огромном количестве правил и понятий русского языка. Система опорных методов «Фишбоун», «Кластер» приучает ребят мыслить, они кодируют огромный текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих творческих способностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, так как не надо ничего зубрить, выучивать наизусть огромные параграфы, каждый из моих учеников чувствует себя на уроке личностью, дети не боятся отвечать у доски, уверены в своих знаниях. Анкетирование, которое я обязательно провожу по итогам года, показало, что все 100 % учащихся – за такую систему обучения.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Важную роль в становлении творчески развитой личности играет литература. Поэтому, готовясь к каждому уроку, я постоянно ставлю перед собой задачу – научить ребят читать художественные произведения, вслушиваться в ритм и музыку слов, фраз, интонацию и скрытый подтекст диалога, наслаждаться вдумчивым, медленным чтением, сопереживать героям, вникать в смысл поэтической детали, зримо представлять художественный мир произведения. Стараюсь учить так, чтобы слова писателя получали в сознании школьника верный исторический смысл и полноту эмоционального содержания, ведь слово – это великая сила, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.
Убеждена, что любой материал, который необходимо предложить школьникам в образовательных целях, можно подать таким образом, чтобы он не был трудным и навязанным. Хотя вряд ли существуют рецепты «живой» подачи учебного материала. Я никогда не пугаю учеников тем, что «сегодня у нас сложный материал», который нужно слушать особенно внимательно. Повышение эффективности уроков литературы я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов обучения; в четкости поставленной цели, контроле и коррекции знаний, умений и навыков, рациональном использовании времени урока, создании на уроке спокойной деловой атмосферы, использовании наглядности, средств ТСО, фильмотеки художественных произведений.
Считаю, что один из наиболее эффективных способов увлечь учеников словом, книгой, заложить фундамент духовного роста, когда начинает трудится душа школьника, - это юмор, и игра. Игра на уроках литературы – это средство пробуждения интереса к словесности, к творчеству, а значит – средство развития личности ребенка. Важнейшая проблема, с которой я встречаюсь при этом, - как создать на уроке особую атмосферу, максимально способствующую развитию наклонностей учеников? Такая атмосфера может возникнуть только тогда, когда урок превращается в диалог равноправных, одинаково заинтересованных участников, которые испытывают радость от общения, от совместного творчества. На таком уроке совершенно недопустим авторитарный тон учителя, зато крайне необходима его вера в способности детей, уважение к их усилиям, живая реакция на их ответы, шутка, искренность.
Чтобы развивать творческие способности учащихся, кроме особой атмосферы, создать которую помогает игра, необходимо также знания и умения. Вот почему сначала целесообразно дать занимательный материал, который привлечет детей к какому-то явлению: отгадывание загадок, забавные стихи, смешные перевертыши и др.
На своих уроках литературы я тоже использую кластер, я ранее о нем вам уже рассказывала.
Современные учителя все чаще стали использовать синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии). И я не исключение.
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Пример синквейна:
русский язык
живой,удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
На своих уроках литературы применяю также метод фишбоун, о котором я говорила ранее. Например, при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историе
Работая над своей темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», я попробовала разработать свою систему проведения таких уроков. Например, уроки по литературе 19 века – это далеко не сегодняшний день. В разговор вступает прошлое. И идет он все о том же, вечном и незыблемом, - о красоте, о счастье, о любви. Вместе с учениками перелистываем страницу за страницей. Многое обдумываем, сравниваем, задумываемся над словами писателей: «Зачем нужна красота, если она не дарит счастья окружающим?» (А.Н.Островский), - или «У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев).
Через судьбы героев русской литературы, через постижение глубинных проявлений любви, обнаруживающей себя в трепете первого чувства, теплоте и нежности, способность жалеть, прощать, защищать и спасать, показываю современным взрослым детям, что любовь, прежде всего глубокая духовная связь, духовное единство. Показываю, что теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчет, убивающий душу прагматизм. Постоянно говорю детям о том, что произведения прошлого очень современны, порой будто бы о нас. Все мои уроки объединяет одна общая идея – постижение произведения художественной литературы становится возможным только тогда, когда ученик вчитывается в текст, учится видеть бесконечную перспективу смыслов, когда он находит особую прелесть понимания языка изящной словесности.
И в заключении хотелось бы сказать, что многие педагоги - психологи считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству – это врожденное качество, присущее лишь немногим. Думаю, что спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому «учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, из урока в урок, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось просто необходимо.
Для меня понятие творчества предполагает личное начало, оно не только возможно, но и необходимо для каждого из нас. Развитие творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать, именно творчество делает нашу жизнь полноценной. Разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и послужит стимулом творческого подхода к любой работе.
Я убеждена, что воспитание личности, гражданина – задача сложная, многогранная, но всегда актуальная. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развить творческие способности в маленьком ребенке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.
Наверное, теперь можно сделать вывод, что из всех способностей человека самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы ты ни был, нужно относиться к своему делу творчески, а не как механический исполнитель: «творчество – это великая сила, которая дает крылья человеку независимо от возраста». Творческий человек непременно должен решать творческие задачи и создавать продукты творчества.
Литература
Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе – 2005 г.
№ 5 С.53 - 56
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся.
Русский язык в школе. – 2001 г. №6 С.21 – 25
Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих
способностей школьников. // Завуч. – 1998 г. №4 С. 18 – 37.
Васильева Е.В. Литературное творчество учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд. им. Е.А.Болховитинова. Воронеж - 2002
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Изд.
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г.
Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001 г.
Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература, №5, 2006 г.
Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.