ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
В основе интеллектуально-речевых умений лежит речевая деятельность школьников. Речь- это канал развития интеллекта. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладевать знаниями, формирует ум, волю, чувства. Работу по развитию речи я начинаю с 1 класса. Это совершенствование всех сторон речи: произношение в соответствии с нормами языка, грамматическая правильность, связность и последовательность высказываний, выразительность. Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Как увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным и увлекательным? Начальный курс русского языка преимущественно практический. А это значит, что изучение материала по русскому языку должно быть направлено на более точное, грамматически правильное выражение мысли в устной и письменной форме, на каждом уроке должна иметь место работа по развитию речи.
Первым учебником для обучения грамоте, на основе которого я работаю над развитием речи и логического мышления детей, является « Русская азбука» /В.Г.Горецкий и др./ На страницах этой книги много картинок, которые создают красочный живой колорит, повышают эмоциональность восприятия и, наряду с печатными буквами, слогами, словами, предложениями и текстами предназначены для развития речи первоклассников.
Речь детей, поступающих в школу, развита недостаточно. Она «предметна» и «глагольна», бедна именами прилагательными, оценочными словами, словами, выражающими чувства, настроения. Число имен прилагательных в речи ребенка увеличивается в связи с обогащением представлений ребенка о различных качествах и признаках предметов и их действий. Работа, направленная на умение выделять, определять признаки предметов, - это часть работы по развитию речи и мышления, которая способствует формированию у детей умения точно и образно выражать мысли, правильно ориентироваться в окружающем мире.
Перед каждым уроком обучения грамоте четко ставлю определенные задачи: обогатить активный словарь первоклассников, включить в их устную речь имена прилагательные, обозначающие различные признаки предметов, изображенных на картинках. Например, при работе по с.6 намечаю, что дети не только назовут нарисованные предметы (мяч, кубики, пирамидку, куклу, ранец, карандаш, кисточку, учебники), но и определят их цвет, величину и некоторые другие признаки.
Фрагмент урока выглядит так: Рассмотрите внимательно картинку и скажите, какой мяч по цвету, форме, величине, весу, на ощупь (мяч разноцветный, круглый, большой, гладкий, легкий). Что еще можно сказать о нем? (Мяч резиновый, новый). Опишите куклу (кукла красивая, яркая, нарядная, голубоглазая).
Сначала задаю вопросы сама, направляя внимание первоклассников, их мысль, ответ. Постепенно дети привыкают описывать предметы по картинкам самостоятельно, называют признаки, выражая тем самым свое отношение к изображенным предметам. В процессе обучения не только учу первоклассников называть имена прилагательные, проявлять к ним интерес, но и воспитываю у детей внимательное отношение к иллюстрациям. Эту работу провожу попутно, непринужденно.
На с.11 «Русской азбуки» (внизу) приведены картинки. Дети не только называют, кто нарисован на картинке, но и говорят, какие это звери, дают их описание. Например, дети говорят: «Белка серая, пушистая, у нее мягкий, теплый мех, поэтому ей зимой не холодно». Потом предлагаю им рассмотреть, какая у нее голова, какие ушки, лапки, хвост. Дети сообщают: «Голова у белки маленькая, уши чуткие, передние и задние лапы короткие, хвост пушистый, длинный». Затем дети рассказывают про волка: «Волк большой, темно-серый, у него большая голова, вытянутая морда, заостренные уши, сильные, крепкие ноги, длинный хвост». На с.67 предлагаю рассмотреть и описать лису и лося. Лису дети рассматривают и описывают так: «Лиса рыжая, пушистая. Лапки маленькие, ушки острые, глаза круглые». О лосе говорят так: «Этот зверь большой, сильный, мощный, горбоносый, с маленькими ушами. У него крепкие, острые, большие, красивые рога. Ноги длинные, сильные, легкие, быстрые, с острыми копытами» Добавляю, что лося называют лесным великаном. Он легко пробирается даже по болотам.
Постепенно, от урока к уроку, предлагаю детям все меньше и меньше наводящих вопросов. Первоклассники приучаются всматриваться в рисунки, описывать изображенные на них предметы, называя наиболее точные имена прилагательные, выражая свое к ним отношение. Радуюсь по поводу нахождения точного, нужного слова-признака.
Изучая букву «А», ребята рассматривают картинку, где изображен арбуз. Для ответа на вопрос «какой?» дети подбирают такие слова-признаки, как розовый, сахарный, сочный, рассыпчатый, сладкий, спелый, вкусный, потом добавляют слова красный, алый, бархатный, с черными семечками.
При работе на с. 34 учащиеся определяют разные иголки по форме, цвету, величине: «Иголки-инструменты - длинные, тонкие, стальные, серые, острые, их называют швейными. Иголки у ёлки, у сосны тоже длинные, тонкие, острые, зелёные, но мягкие по сравнению с иголками швейными. Иголки у ежа серые, острые, они защищают ежа от врагов». Учащиеся выясняют общий признак всех иголок: они острые, ими можно уколоться. Со швейными иголками нельзя обращаться небрежно, надо их держать в определенном месте.
По иллюстрации на с.86 дети описывают овощи по форме, величине, цвету, запаху, вкусу, весу, плотности: «Тыквы выросли большие, крупные, круглые, оранжевые, тяжелые, плотные, твердые, сочные. Репа уродилась круглая, желтая, ароматная, вкусная, сладкая. Капуста - белокочанная, кудрявая, сочная, хрустящая, чудесная». Затем ученики сравнивают овощи по указанным признакам.
Текст на с.123 вызывает у детей желание описать гриб-боровик. На вопрос «Какой гриб?» первоклассники отвечают: «Белый гриб красивый, у него плотная, крепкая, шершавая серая ножка; шляпка темно-коричневая, плотная, твердая. Гриб похож на мальчишку в шапке набекрень. Жареный гриб душистый, вкусный, ароматный».
По картинкам на с.124 учащиеся описывают листья деревьев: «Лист рябины состоит из нескольких продолговатых, темно-зеленых пластинок», «Лист ивы продолговатый, ярко-зеленый, висячий ». «Лист осины почти круглый, с небольшими зубчиками по краю, зеленый, плотный с длинным тоненьким черенком. Летом он светло-зеленый, а осенью может быть желтым, оранжевым, ярко-красным, темно-красным, розовым и даже разноцветным».
При работе с текстом на с. 92 «Кто кем станет?» учащиеся определяют главные качества людей разных профессий: «Все они крепкие, сильные, мужественные, решительные, умелые в своем деле». Делаю вывод: таким должен вырасти каждый.
Рассматривая картинки на с .162-163, дети называют сначала признаки колосьев: колосья желтые, золотистые, янтарные, крупные, большие, полные, спелые, тяжелые, зрелые, усатые. Затем дети говорят, каким получился хлеб. Хлеб свежий, теплый, душистый, вкусный, мягкий, с чуть розовой, хрустящей корочкой. Читая скороговорку на с.166 «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку», прошу детей определить форму хлебных изделий. Школьники замечают: «Батон продолговатый, буханка прямоугольная, бублики и баранки круглые, похожи на колечки. На ощупь батон мягкий, а баранки и сушки твердые. Вырастили и испекли хлеб умелые руки тружеников. Кто трудится добросовестно, учится прилежно, тот ест честно заработанный, трудовой хлеб. Надо научиться бережно относиться к хлебу, ценить его.
Я привела лишь некоторые примеры работы по обогащению речи первоклассников именами прилагательными на основе картинок «Русской азбуки». Эта задача должна решаться в единстве со всей работой по развитию речи. В систему упражнений, формирующих навыки устной монологической связной речи первоклассников включаю следующее:1) сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой;2) озаглавливание текста;3) определение основной мысли текста;4) выделение в тексте начала, середины и концовки;5) воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по плану и опорным словам;6) восстановление деформированного текста;7) придумывание к рассказу начала или конца;8) выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;9) определение, какой части не хватает в тексте;10) пересказ по плану.
На каждом уроке ребенок читает, слушает, отвечает, т.е. общается с товарищами, учителями, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать свое отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекса умений учебного труда.
Формированию образной речи способствуют и экскурсии в природу. Во время наблюдений дети не только накапливают разнообразные представления, но и с помощью образных определений, точных характеристик осмысливают их. У них активизируются важнейшие мыслительные процессы: способность анализировать, сравнивать, делать посильные умозаключения.
Своеобразная красота осенней природы особенно ярко раскрывается перед детьми в тихий осенний день. Чувства, охватившие ребят во время осенней прогулки в сквер, они выражают в устных сочинениях-миниатюрах на уроках ознакомления с окружающим миром.
Начиная с 1 класса, я на каждом уроке чтения 5 минут отвожу для поэзии. На них ученики читают стихи о временах года, о дружбе, о школе, о родном крае. Стихотворения раскрывают перед детьми богатство родного языка, воспитывают у них понимание звучания слов и их содержания. При знакомстве с новой буквой, новым звуком, упражняя детей в делении слов на слоги и для переноса, использую стихи детских писателей. Стихи не только забавляют детей, они помогают обучать без скуки, развивают их речь.
Одним из средств развития речи и мышления детей являются загадки. Школьники приучаются пристально вглядываться в каждое слово, вдумываться в его смысл. Язык детей обогащают метафоры загадок, смысл которых всегда понятен им, если при разгадывании указывать, на основании какого сходства предметов составлены загадки. Загадки можно использовать при знакомстве с новым звуком, новой буквой. В отгадке ребята определяют, где находится изучаемый звук: в начале, в конце или в середине слова. Любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой. Дети любят загадки и часто по аналогии с услышанным пытаются составить загадки сами.
Большое значение для развития речи имеет развитие у первоклассников эмоций и воображения. Эмоционально окрашенная речь выразительнее и сильнее, чем речь, не вызывающая переживаний. Большое внимание в 1 классе уделяю выразительному чтению, чтению по ролям. Эмоциональность восприятия тесно связана с развитием воображения. Для развития творческого воображения предлагаю детям такое задание: при рисовании словесных картин к стихам, к отрывкам из художественных произведений дополнять их, используя для этого свой жизненный опыт.
Развитие умения говорить решается в процессе всей учебы. Художественная литература служит прекрасным материалом для развития и обогащения речи детей.
Главная задача учителя – это, по-моему, открыть своим ученикам дорогу в мир книг, заинтересовать их книгой, научить их читать внимательно и вдумчиво, научить любить книгу.
Естественной формой общения учителя с детьми является рассказывание сказок. Очень любят мои малыши прослушивать сказки в аудиозаписи и инсценировать их. Сказки вызывают у детей большое эстетическое наслаждение и радость, пробуждают у них любовь к слову, они служат для ребят образцом живой связной речи. Дети должны жить в мире красоты сказки, фантазии, творчества, причем даже тогда, когда мы хотим научить их читать и писать.
На практике я убедилась, что чем раньше начать работу по формированию интеллектуально-речевых умений, тем ощутимее будет результат. Программой начальных классов предусматривается формирование умения пересказывать текст подробно, выборочно или сжато. Эту работу я начинаю от простого ко все более усложняющемуся. В «Русской азбуке» уже на первых страницах помещены иллюстрации к известным детям с раннего детства сказкам: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и другим. Прошу ребят отыскать необходимую книжку и принести на урок. Если дети не умеют читать, то им перечитывают сказку взрослые, а если умеют, то первоклассники читают сами. Еще одно важное условие успешности обучения пересказу: я всегда разрешаю при пересказе держать в руках открытой книгу с текстом, который ребенок пересказывает. Это снижает обычную скованность и напряженность, которые, как правило, сопутствуют пересказам первоклассников.
Учу ребят, что подробно пересказать текст – значит своими словами передать содержание того, о чем только что прочитал. Но передать содержание прочитанного надо так, чтобы тот, кто не читал этот текст, понял, о чем и что в нем говорит автор. Для обучения подробному пересказу лучше брать текст достаточно большой, чтобы учащиеся не могли запомнить его дословно. Только в этом случае дети смогут проявить некоторую самостоятельность в построении своего текста, но на основе данного. И этому следует кропотливо учить, поскольку умение пересказывать совершенно необходимо школьнику на любой ступени обучения.
Сформировать это умение можно лишь в процессе каждодневной учебной работы школьника по определенному плану. Во-первых, любой текст учу внимательно прочитывать, с тем, чтобы понять, для чего автор написал этот текст, какова его основная мысль. Ведь чтение – это то, чему мы учим, и в то же время то, посредством чего ученик учится. Следовательно, чтение выступает как учебное умение самого широкого и универсального плана. Значит, чем лучше ребенок овладеет навыком чтения, тем легче он будет учиться. Во-вторых, чтобы сделать пересказ прочитанного интересным, обращаю внимание детей на самые точные и яркие слова и выражения, т.е. воспитываю внимательное отношение к авторскому слову. В-третьих, в работе над пересказом необходимо деление текста на законченные части с выявлением в каждой из них самого главного. Лишь после такой предварительной работы дети пересказывают текст. Данный порядок работы с текстом стараюсь не нарушать, чтобы дети смогли его запомнить.
На базе хорошо усвоенных умений по подробному пересказу, еще при работе по «Русской азбуке», я делаю первые робкие шаги на пути овладения детьми выборочным пересказом. Выборочный пересказ сродни выборочному чтению. Ученики пользуются им свободно, и связанные с ним умения они переносят на отбор материалов для пересказа, предусматривающего передачу уже не всего текста, а лишь какой-то его части. Выборочное изложение текста формирует у учеников умение собирать и систематизировать материал. Это умение имеет большое значение как для развития связной речи, так и для обеспечения возможности учащимся успешно учиться в следующих классах. Продолжая отрабатывать ранее приобретенные умения учебного труда, дети постоянно движутся вперед и уже ко второму – третьему классу осваивают умение кратко передавать содержание прочитанного.
Уроки чтения предоставляют учителям богатые возможности для ознакомления детей с такими важными понятиями, как текст, его структура, признаки, повествование, описание, рассуждение. Упражнения, проводимые в системе, помогут ученикам усвоить приемы анализа текстов, будут постепенно готовить их к написанию сочинений. В процессе работы над изучаемыми произведениями дети научатся понимать практическое значение опорных слов текста, плана и использования их при составлении текстов. Повседневное внимание к формированию умений работать с текстом с ориентировкой на превращение их в прочные навыки – задача каждого учителя.
А.В. Чеботарёва
Учитель МОУ «ТСШ №18»
- 13 PAGE 14115 -
15