СТАТЬЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЖУРНАЛЕ «БОЛЬШОЙ ВАШИНГТОН» (№3, 2003 год)
Уровень презентации учителем высоких достижений учащихся на международном уровне
СТАТЬЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЖУРНАЛЕ «БОЛЬШОЙ ВАШИНГТОН» (№3, 2003 год)
Смотри в Интернете на сайте bolshoiwashington.ru › Body/Bw38…chasovskih…СЛОВО - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ
ОТ СЛОВ - К ТЕКСТУ, ОТ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ - К НРАВСТВЕННЫМ УБЕЖДЕНИЯМ(Из методического дневника учителя)…
ЧАСОВСКИХ ИРИНА ПАВЛОВНА заместитель директора и учитель русского языка и литературыПетушинской средней школы №3 Владимирской области, заслуженный учитель Российской Федерации
ОТ РЕДАКЦИИСогласитесь, вопросы культуры речи, проблемы развития детского речевого творчества, воспитание всесторонне развитой личности (с чувством языка, слова) сегодня актуальны, пожалуй, как никогда. Публикации известных российских педагогов о секретах своего профессионального мастерства, современных подходах к обучению русскому языку, опыт развития языковых творческих способностей вызывает большой интерес среди наших читателей — родителей. Учитывая многочисленные пожелания, продолжаем серию статей, создавая таким образом своеобразную методическую копилку развивающего обучения. На сей раз мы предоставляем слово заслуженному учителю Российской Федерации ИРИНЕ ПАВЛОВНЕ ЧАСОВСКИХ, учителю и другу СИНИЦЫНА ВЯЧЕСЛАВА АНАТОЛЬЕВИЧА, известного своими интересными статьями о развитии речи детей на страницах нашего журнала.
Я преклоняюсь перед словом:Оно — бальзам душе моей,Оно — бессмертия основа,И суть из сути всех вещей!
АНАТОЛИЙ БЕШЕНЦЕВ
Слово учит, воспитывает, развивает ум и душу тогда, когда ребенок — ученик умеет творчески работать с ним. Ясно, что без слов не может сложиться ни одно предложение, а, следовательно, и текст…В процессе, ведущем к пониманию, как бы взаимодействуют две силы: сам текст и то, что происходит в психике человека во время восприятия читаемого. Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами и являются слова, словосочетания, предложения. Чтобы ученик глубже смог понять текст, необходимо уделить внимание слову как основному средству создания словесно-художественного образа, посредством которого автор выражает свои мысли и чувства.Нами слово рассматривается комплексно, многоаспектно, в стройной научно-занимательной системе:— в разделах науки о языке (орфоэпии, фонетике, орфографии, этимологии, словообразовании, лексике, морфологии и др.);— в составе словосочетаний и предложений (простых и сложных)— с нравственно-эстетической точки зрения как живое, очеловеченное существо;— в образах — символах (зрительных, слуховых, абстрактных);— с позиции рифмующихся слов;— в игре "Синтаксическая лесенка". (Выполняя это задание, ребенок как бы взбирается по ступенькам научной лесенки вверх. Первая ступенька — данное слово, выбранное для анализа. Но если его произнести с особой интонацией, оно становится предложением — простым, повествовательным, невосклицательным, односоставным, назывным, нераспространенным. Каждая последующая ступенька в грамматической игре представляет собой различные виды простых и сложных предложений. Самая последняя ступенька — текст);— в названии произведений различных видов искусства;— в художественной литературе (Цель данного задания — побудить учеников к поиску. Найти литературные произведения, в которых данное, исходное слово было бы ключевым в раскрытии идейно-нравственного содержания этого произведения. Выполняя задание, дети зачитывают эпизоды, сцены из найденных источников, делают их литературоведческий анализ, не забывая при этом выразить не только авторскую позицию, но и свое отношение к прочитанному.)Таков примерный путь многоаспектного анализа слова. В 5 — 6 классах дети 11-12 лет анализируют слова "ОСЕНЬ", "СЕНТЯБРЬ", "ОКТЯБРЬ", "НОЯБРЬ", "ЗИМА", "ДЕКАБРЬ", "ЯНВАРЬ", "ФЕВРАЛЬ", "ВЕСНА", "МАРТ", "АПРЕЛЬ", "МАЙ".Через углубленный анализ этих слов ребята постигают истинный смысл и красоту окружающего.В 7 — 8 классах для анализа выбираются слова, вызывающие прекрасные эстетические эмоции: "РОЗА", "СИРЕНЬ", "ТЮЛЬПАН", "НЕЗАБУДКА", "ЛАНДЫШ", "ЧЕРЕМУХА", "РЯБИНА", "КЛЕН", "БЕРЕЗА" и т.д.В старших классах — слова высокого нравственного содержания: "ДОБРОТА", "ЛЮБОВЬ", "МУДРОСТЬ", "ЧЕСТЬ", "СОВЕСТЬ", "СЧАСТЬЕ", "ПРАВДА", "ДОЛГ", "ВЕРНОСТЬ", "НАДЕЖДА"…Самой высокой степенью творческой активности является написание и защита аттестационных проектов, в которых учащиеся анализируют выбранное слово с лингвистической, художественно-эстетической, литературоведческой точек зрения.Выполняя такую работу, ребята разного школьного возраста совершенствуют свое языковое мышление, расширяют и углубляют программный материал по русскому языку и литературе, у детей пробуждается потребность к исследовательской творческой работе над познанием родного слова.
НЕКОТОРЫЕ АВТОРСКИЕ ПРИЕМЫ И "ПРИЕМЧИКИ" ОБУЧЕНИЯ1. Прием яркой образности (скучное правило, теоретическое рассуждение превращается в запоминающийся образ);2. Прием переживания, когда воспитывается "СО" в кубе: СОпереживание, СОчувствие, СОстрадание и к героям, и к событиям, и к явлениям;3 Прием инсценирования (любого правила, словосочетания, пословицы, поговорки с выбранным словом);4. Прием провокации…Нарочито неверное объяснение следует исправить, доказать, как это нужно сделать, привести аргументы и факты. 5. Прием "Снежный ком". От слова "солнце", допустим, (которое при произнесении с особой интонацией является предложением) прийти к предложению простому, осложненному разными оборотами и другими словами и т.д. (Смотри методический прием "Синтаксическая лесенка").6. Сочиняем по цепочке (один начинает — другой продолжает).
7. Творческие сочинения — проекты, связанные с временами года: "ОСЕННИЕ ЭТЮДЫ ПРИРОДЫ И МОЕЙ ДУШИ", "ЗИМНИЕ ФАНТАЗИИ", "СКАЗКИ МАТУШКИ — ЗИМЫ", "ВЕСЕННЕЕ ПОЛОВОДБЕ ЧУВСТВ" и др. Обратим особое внимание на это итоговое задание, направленное на развитие эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления ребенка. Слово здесь рассматривается, прежде всего, с нравственно-эстетической точки зрения (живое, очеловеченное!). Допустим, слово "февраль" у ребят ассоциируется с человеком, у которого характер противоречивый, капризный — характер настоящего хамелеона. Он предстает в образе сурового мужчины со строгим, леденящим душу взглядом, с холодным выражением лица… Иногда Февраль проявит и добро, ибо он двуликий месяц: и "лютень", и "бокогрей". Но мало верится в его лицемерную доброту: Скорее, он больше жестокий, чем добрый и мягкий. Символы "февраля" — вьюга, мороз, стужа, метель, но и капель, ибо он — дедушка Апреля.НОЯБРЬ И ДЕКАБРЬ В ДЕТСКОМ РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ*Пришла осень золотая, Все листвою украшая.Листья над землей кружатся, Плавно, медленно ложатся. Осень, осень, приходи, Счастье, радость нам неси!ПОЛЕЖАЕВА КАТЯ, 5 класс
*Пришла осень своими большими шагами,С черным виноградом, ароматными грибами,С клюквой и с багряной листвой, И с желтой косицейИз крупной отборной пшеницы.ГЕНАТУЛИН МАРК, 5 класс
*Осень, осень золотая Тихо, тихо убегает…Дождик льет как из ведра, С вечера и до утра. ТИМОФЕЕВА КАТЯ, 5 класс
ШАГИ — ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ УСЛЫШАТЬ В НОЯБРЕ?"1. Лирическое вступление о ноябре (можно стихами великих поэтов).2. Что можно увидеть в ноябре?а) деревья сбросили листву;б) сырость и грязь;в) то дождь, то снег;г) редко светит солнце;д) небо затянуто серыми тучами;е) быстро кончается день.
3. Что можно услышать в ноябре?а) тишину;б) шум дождя, хруст первого снега…
*"В ноябре природа словно затихает, только шорох последних пожухлых листьев, шум дождя и хруст мокрого снега нарушают привычную тишину.В ноябре, в ноябреМне так скучно на дворе, Выйду я на улицу,А погода хмурится,Снова ухожу домой:Нет, ноябрь, ты — не мой".ВАСИЛЬЕВА ИНГА, 6 класс
*"Заканчивается месяц ноябрь, и я рад этому, потому что этот месяц мне не нравится.Солнца почти нет. Оно давно умчалось на своей колеснице на зимнюю спячку. Деревья стоят голые: сбросили свой пышный наряд. Редко где можно увидеть коричневый от мороза листик, который, как маятник, виден сквозь черные деревья. Темнеет за окном быстро: уже в пять вечера хоть глаза выколи. День стал короче. Замерзают озера, но реки еще нет, потому что все морозы еще впереди... Единственное, что радует: вся зима впереди".ЗАДВОРОЧКИН ПАВЛИК, 6 класс
*В ноябре, в ноябре Облака бегут во мгле:Серые, волнистые, Хмурые, тенистые. БЕЛИНСКАЯ ЮЛЯ, 5 класс *Опустел листвою сад.Вокруг серый цвет долин Хлопья белые летят,Вянет гроздь рябин.ТИМОФЕЕВА КАТЯ, 5 класс
*"Здравствуй, ДЕКАБРЬ"!Белым ровным снегом своим ты покрыл всю землю. Поля теперь, как гладкие чистые страницы большой книги. Буйные реки скованы твоим льдом. Снежное покрывало твое словно соткано из бесконечного числа легких, словно лебединый пух, узорчатых, сверкающих на солнце снежинок. Каждая декабрьская снежинка имеет свой волшебный неповторимый узор. Под таким не только красивым, но и теплым покрывалом лесу и полям не страшна никакая стужа.Декабрь, ты месяц веселых забав, начало зимних каникул и встреча Нового года. Дорогой Декабрь, ты наш долгожданный приятный гость, который "год кончает, а зиму начинает". Декабрь месяц наступилИ морозы подпустил,Пощипал за ручки,Щечки дедушка Мороз,Но подарочки в мешочке тоже нам принес:Сладости, игрушки, звонкие хлопушки,Мишуру пушистую,Елочку душистую.Все ему мы рады.Будем веселиться,Пусть снежок кружится,Вьюга пусть не злится.ГЛЕБОВА КАТЯ, 6 класс
*В ноябре, в ноябре Мало снега на дворе. А вот декабрь к нам придет И много снега наметет. Будем мы вовсю смеяться Да на саночках кататься, Будем мы снежки бросать, На льду коньками рисовать. РЕБРОВА ДИАНА, 6 класс * Декабрь — месяц ушел, Но Мороза к нам привел.— Здравствуй, дедушка Мороз!Ты подарки нам принес?— Да, принес вам шоколадаИ цветного мармелада,И красивых леденцовДля удалых молодцов.А для девочек принесЯ букет красивых роз.ГУРОВА ОКСАНА, 6 класс
В заключение напомним еще раз: комплексный, многоаспектный анализ слова позволяет учащимся совершенствовать свое языковое мышление, расширять и углублять программный материал, пробуждать интерес и потребность к исследовательской творческой деятельности над изучением родного слова, определенным образом формировать нравственно-эстетическую и духовную культуру. Прав В. А. Сухомлинский, который как-то сказал: "Наше слово, обращенное к юношеству, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувствовали в нем правду бытия, чтобы верили нам, как верит человек сиянию солнца. Чтобы каждое наше поучение было поистине завещанием".