Опыт работы по теме: Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста


Управление образования администрации Белгородского района





Использование информационно - коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста





Автор опыта: Дубровина Наталья Валерьевна учитель начальных классов
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области»




















2015


СОДЕРЖАНИЕ:
Информация об опыте 3
Технология опыта 6
Результативность опыта 11
Библиографический список .13
Приложение к опыту ..14





































Наименование опыта
«Использование информационно - коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста»
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» - победитель конкурса лучших образовательных учреждений России в рамках национального проекта «Образование», награждена Дипломом I степени федерального агентства по образованию за организацию методической и научно-исследовательской работы, с 2007 года реализует модель «Социокультурный комплекс», общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов, качество знаний учащихся в среднем составляет более 60%.
Гимназия располагается в поселке Майский, который находится в центральной части Белгородского района, юго-западнее города Белгорода, на расстоянии 12 км. На территории поселка осуществляет образовательную деятельность Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я.Горина. Гимназия оснащена новейшим оборудованием и компьютерной техникой. Имеются два компьютерных класса, конференц-зал. Учебные кабинеты гимназии оборудованы мультимедийными комплексами, включающими компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, оснащены интерактивными досками, подключены к сети Интернет. Майская гимназия является лидером образования XXI века. (12(
Социальная среда – учащиеся общеобразовательных 1-б – 3-б классов (2013 – 2015 годы). Большинство обучающиеся гимназии из полных материально обеспеченных семей, располагают дома современными компьютерами и новейшим программным обеспечением. Каждый ребенок имеет возможность выходить в Интернет, получать необходимую учебную информацию как в школе, так и дома.
В 2013 году был сформирован 1-б класс, обучение в котором осуществлялось по УМК «Начальная школа XXI века». Организация процесса обучения в 1 классе началась с проведения педагогической диагностики успешности обучения (автор Журова Л.Е.), направленной на изучение уровня подготовленности и развития учащихся на этапе поступления в школу.(7( Диагностика показала следующие результаты:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Анализ полученных данных показал, что дети успешнее справляются с заданиями репродуктивного характера, требующими воспроизведения по образцу. Многие учащиеся испытывали затруднения при решении нестандартных задач. По нашему мнению, причиной является низкий уровень познавательной деятельности первоклассников на подготовительном этапе к обучению в школе.
Актуальность опыта
Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Обучение должно вести не только к развитию ума, но и к развитию информационной грамотности. Формирование высокого уровня развития личности ребёнка возможно только при использовании в образовательном процессе новых образовательных технологий, в частности информационно-коммуникационных. Именно ИКТ в силу своих огромных возможностей, могут обеспечить ребёнка информацией в полном объеме, дать возможность выбора необходимых знаний. Но поток информации слишком велик и неоднороден. При отсутствии навыков работы с информацией, т.е. при отсутствии элементарной информационной грамотности невозможно ранжировать главное и второстепенное. (6( Задача образования на современном этапе – не только и не столько состоит в том, чтобы вооружить ребёнка знаниями, но и в том, чтобы научить его этими знаниями оперировать. Результатом обучения, организованного таким образом, должно стать преодоление репродуктивной направленности учения. Исследовательская, авторская позиция в обучении сможет стать мощным фактором развития познавательной деятельности ребёнка.
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Анализ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, программ обучения в начальной школе, учебных пособий показал, что объем теоретического материала, предложенного для усвоения младшим школьником, многократно возрос. Подача этого материала должна обеспечиваться современными средствами. Изменилась и роль ученика в образовательном процессе. Ребёнок теперь выступает как субъект отношений с людьми, миром и собой, что предполагает его успешность и самореализацию в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка(5(.
Таким образом, обнаруживается противоречие между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начального образования и недостаточной технологической проработкой использования ИКТ в образовательном процессе, а также отсутствием готового материала для применения его в системе на уроках.
Ведущая педагогическая идея:
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения посредством внедрения в учебный процесс информационных технологий как средства активизации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Диапазон опыта
Предлагаемый опыт реализуется через систему уроков, в основе которых лежат принципы развивающего обучения, создающие благоприятные условия для формирования у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом осуществляется в течение трёх лет и проходит поэтапно.
Теоретическая база опыта
В основу педагогического опыта положены методические рекомендации по работе с ИКТ академиком РАН, доктором педагогических наук Роберт И.В., кандидатом педагогических наук Поляковой В.А., кандидатом педагогических наук Башмаковой А.И., а также теория развития познавательного интереса, познавательной активности (авторов - доктора педагогических наук Г.И. Щукиной, доктора педагогических наук, профессора Т.И. Шамовой, доктора педагогических наук Е.В. Коротаевой и др.).
По мнению вышеуказанных авторов, формирование информационной грамотности не возможно без многих слагаемых, и первое – это пробуждение интереса. Как же возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.
1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. (11(
Прохождение человеком всех этих стадий развития познавательного интереса и формирует информационную грамотность, необходимую для полноценной самореализации личности.
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.(1(
Опыт был апробирован в условиях работы по УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой. (13( Методическая база данного УМК предполагает включение участников образовательного процесса (учитель, ученик) в информационно – познавательную деятельность.
Основополагающим принципом данного опыта является принцип сознательности и активности учащихся в обучении, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.
Кроме этого осуществляется реализация и таких принципов, как принцип связи обучения с практикой, принцип наглядности и другие.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в разработке и апробации методики по поэтапному формированию познавательной деятельности младших школьников через использование информационно – коммуникационных технологий.
Раздел II
Технология опыта
Целью опыта является разработка методики, позволяющей активизировать познавательную деятельность младших школьников через использование ИКТ.
В соответствии с поставленной проблемой и целью определены следующие задачи:
1. Определение возможностей формирования элементов познавательной деятельности в рамках УМК «Начальная школа XXI века».
2. Определение оптимальной методической организации процесса обучения с целью обеспечения максимальной активности мыслительной деятельности учащихся с использованием ИКТ.
3. Использование приемов формирования информационной грамотности младших школьников.
Организация учебно – воспитательного процесса
После проведения анализа тематического планирования уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира для 1,2,3 класса, нами были определены блоки тем, разделы, работа над которыми способствует активизации познавательной активности.
Основные методы работы над данной проблемой, используемые на уроках и во внеурочной деятельности: проблемный, коммуникативная атака, частично – поисковый, исследовательский. (8(
Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению): Смысл этого метода состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников.
Основные направления коммуникативной атаки:
Захватывающий аудиторию факт, вопрос.
Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимся.
Личный опыт учителя, прочувствованной им, волнующей его.
При коммуникативной атаке ИКТ может использоваться как демонстрационное средство (показ видео, звука, интерактивной таблицы, в которой слова, понятия, предметы, дифференцируются по группам по определенному признаку).
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Исследовательский метод состоит в организации учителем самостоятельной работы учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера.
Для достижения планируемых результатов используются различные приемы: сравнение, обобщение, анализ, задания творческого характера, «защита гипотезы», моделирование.
Работа над активизацией познавательной деятельности и информационной грамотности строится в несколько этапов.
На первом этапе учащимся демонстрируются готовые продукты мультимедиа (видеофильмы, презентации), которые взяты из глобальной сети Интернет или созданы учителем.
Цель данного этапа: сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности.
Здесь же решаются задачи по усвоению базовых знаний по предмету, по систематизации усвоенных знаний, а также по формированию навыков самоконтроля. Кроме того, дети знакомятся с внешним видом презентаций, правилами оформления слайдов, их представлением.
Информационно – коммуникационные технологии на этом этапе используются:
для проведения организационного этапа (минута чистописания, устный счёт)
для объявления темы урока;
при объяснении учителем нового материала;
как информационно – обучающее пособие;
для контроля знаний;
для проведения физкульминуток.
(Примеры использования информационно – коммуникационных технологии на уроках представлены в виде фрагментов уроков в Приложении 2)
Также на начальном этапе широко используются справочно - информационные программные материалы по различным предметам:
1) Развивающие программы для дошкольников и школьников «Игромания»: ООО «Медиадиск»;
2) Детская энциклопедия «Окружающий мир. Чудеса открытий» производство «Новый диск»;
3) «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»: ООО «Кирилл и Мефодий»;
4) Энциклопедия истории России: ООО «Коминфо»;
5) Дидактический и раздаточный материал «Математика 3 – 4 классы»: издательство «Учитель»;
6)Компьютерная энциклопедия «Умники. Изучаем жизнь»: ООО«РуссобитМ» и др.
На втором этапе происходит постепенное включение детей в исследовательскую деятельность.
Цель учителя на данном этапе: научить обучающихся дифференцировать поток информации в информационном пространстве сети Интернет, обучить их информационной культуре.
Учащиеся овладевают знаниями, необходимыми для проведения самостоятельных исследований, знакомятся с новыми понятиями: проблема, планирование, гипотеза, источники информации и т.д.
Для плодотворной работы на втором этапе нами создаются условия для активной познавательной деятельности, ситуации выбора, организуется сотворчество в детском коллективе.
При работе на данном этапе мы опирались на использование УМК «Я – исследователь» (автор Савенков А.И).(9(
Обучающиеся на втором этапе с помощью учителя используют ИКТ как источник информации, обучаются работать с данными веб - сайтов и порталов. При этом у обучающихся формируются информационные умения:
- осознанная потребность в информации;
- умение определять, каким образом можно восполнить пробел в информации (знание соответствующих цифровых ресурсов);
- умение конструировать стратегии обнаружения информации;
- поиск и получение информации;
- сравнение и оценка информации, полученной из различных источников;
- создание на основе полученной информации нового знания.
Учитель помогает обучающимся работать с различными поисковыми системами, объясняет различия между авторитетными сайтами и сайтами, выдающими предвзятую информацию, учит работать с фильтрами отбора информации и т.д.
Также на втором этапе работы проводятся тренинги, позволяющие учащимся формировать те или иные качества человека, обладающего информационной культурой.
1.Упражнения на развитие умения ставить вопросы
Например:
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)
-Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопросы.
Нужно задать к задуманному предмету как можно больше вопросов. Учитель имеет право ответить только «Да» или «Нет». В ходе занятия используется презентация. Если вопрос сформулирован верно, то на экране появляется подсказка в виде части изображения или описания. Если вопрос сформулирован неверно или подобный вопрос «запрещён» (ответ не может быть однозначным), то появляется табличка «Подумай», которая сопровождается соответствующим звуковым сигналом.
2.Упражнения на развитие умения выделять существенные признаки, классифицировать понятия, предметы, явления (Приложение 5)
Например:
Учащимся предлагаются пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Необходимо найти пятое слово.
Перечень заданий цепочек слов:
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;
треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;
секунда, час, год, вечер, неделя;
темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
Также используется электронное тестирование, особенностью которого является определение программой набранных баллов и выставление оценки.
Работа с тестом может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Если учащийся не справился с заданием, ему предлагается справочный материал для повторного изучения.
3.Упражнения на увеличение объема памяти (Приложение 3)
Например:
Слова для упражнения: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, командировка. (Слова очень легко запомнить, если связать по смыслу)
Преимущества использования ИКТ при выполнении данного типа упражнений состоят в том, кто есть возможность быстро сменять слайды со словами или изображениями предметов, а также вернуться к уже пройденным. (10(
4. Упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения Например:
Тест «Аналогия» (авторы Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк)
Учащимся предлагаются три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных ниже пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвёртое слово, объяснить свой выбор.
школа – обучение = больница - ?
а) доктор, б) ученик, в) лечение, г) учреждение, д) больной
песня – глухой = картина - ?
а) слепой, б) художник, в) рисунок, г) больной, д) хромой
утро – ночь = зима - ?
а) мороз, б) день, в) январь, г) осень, д) сани (3(
Построение логических цепочек является одним из сложных видов упражнения, так как ученик должен аргументировать свой ответ. Здесь ИКТ выступает в роли помощника ученика, подсказывая клише или даже возможные варианты аргументации.
Такие задания направлены на выявление умения определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями.
Третий этап – творческий. Когда учащиеся научились (пусть на примитивном уровне) проводить исследования на заданные темы, учитель дает возможность ученикам самим выбрать тему исследования, провести само исследование, пользуясь цифровыми источниками информации, а затем защитить свою работу.
Темы исследования могут быть самыми разнообразными – от научных до фантастических. Главное, чтобы тема исследование и предмет исследования были интересны исследователю. Для того, чтобы выбрать тему исследования, недостаточно просто подумать. Иногда этот путь никуда не приводит. Существую огромное количество сайтов, посвященных выбору темы исследования, определению целей, гипотезы, проведению исследования, инструментарию и т.д. («Алые паруса» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Сетевичок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Calameo» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проч.)
Формы работы над исследованием могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Дети сами определяют источники информации, выдвигают гипотезы, находят пути их подтверждения или опровержения.
Показателем самостоятельности становится защита исследовательских работ учащихся. И здесь ИКТ зачастую помогают учащимся оформить своё исследование и подготовить защиту. Оформление работы в виде презентации дает возможность наглядно, четко, кратко ознакомить слушателей с поведённым исследованием. На этапе представления своих исследований учащиеся должны не только ознакомить слушателей с темой, целями и задачами своего исследования, но и уметь ответить на возникшие в ходе выступления вопросы, отстоять свою точку зрения, приведя веские аргументы. Критерием результативности проведенного исследования является возможность его использования на начальном этапе данной технологии.
На заключительном этапе обучающиеся становятся полноправными пользователями информационного пространства. В рамках «Социальной сети работников образования» учениками и учителями нашего класса в сентябре 2015 года был создан сайт класса «3-б», на котором учащиеся и учителя будут размещать свои публикации, новости, поделиться интересными мыслями и пр. (16(
Таким образом, использование информационно - коммуникационных технологий способствует:
1) совершенствованию системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
2) активизации теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитию критического мышления в процессе обучения;
3) развитию мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
4) организации кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использованию разнообразных форм учебной работы;
5) организации учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;
6) развитию познавательно – психических процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания, речи).

Раздел III

Результативность опыта
Результативность опыта проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на более глубоком уровне, подходить к изучению творчески. Результаты участия в творческих конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней приведены в таблице 1.










Таблица 1
Год
Класс
Название конкурса
Фамилия, имя участника
Уровень
Результат

2011- 2012 уч.год
3 «Б»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
Журавлёв Алексей, Мамаев Евгений
муниципальный
II место
Номинация «Физика и техника»

2011- 2012 уч.год
3 «Б»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
Кузубенко Павел, Иванов Иван
муниципальный
I место Номинация «Филология»

2012-2013 уч.год
4 «Б»
III Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности»
Алексеев Александр

региональный
I место

2012-2013 уч.год
4 «б»
III Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности»
Журавлёв Алексей
региональный
призёр в номинации «Математика»

2013– 2014 уч.год
1 «б»
Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово»

Голованёв Матвей

Бородавка Дарья

Демиденко Тамара

Глотова Таисия

Ширяева Виктория
всероссийский

1 место


1 место


1 место


1 место


1 место

2013– 2014 уч.год
1 «б»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
Хлапонин Захар
школьный
1 место

2014-2015 уч.год
2 «б»
Международный Конкурс – игра по математике «Слон»
Денисов Денис
международный
лауреат

2015-2016 уч.год
3 «б»
Онлайн – олимпиада «Плюс»: 03.12.2015г.

Кеба Евгения
Павленко Даниил
Мальцев Евгений
Демиденко Тамара
Гацко Руслан
Чеботарёв Владислав
Денисов Денис
Интернет – онлайн
Всероссийская
1 место
1 место

1 место

1 место

2 место
2 место
3 место

2015-2016 уч.год
3 «б»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
Мальцев Евгений

Гацко Руслан
Михайлов Егор

Бородовка Дарья

Маслова Элеонора
школьный
1 место (техника и физика)
1 место (живая природа)
3 место (живая природа)
1 место (неживая природа)
2 место (неживая природа)



В ходе систематического диагностического обследования диагностики успешности обучения (автор Журова Л.Е.), выявилась динамика роста интеллектуального развития, которое является следствием активизации познавательной деятельности и информационной грамотности.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Также результативность опыта нашла отражение при создании детских творческих и проектно – исследовательских работ, которые являются не только продуктом их творческой деятельности, но и с успехом могут быть представлены на начальном этапе использованной технологии. Все это говорит об эффективности использованной методики.
(Фрагмент проектной работы учащегося 3 –б представлен в приложении 4)
Проблемы при внедрении опыта
Использование компьютерных технологий в школе, особенно начальной, затруднено ограничениями Санитарных Правил и норм, СанПиН. «Допускается нахождение детей перед экраном компьютера не более 10-20 мин в день, что почти исключает возможность использования компьютерных обучающих программ.» (Захарова Н.И.) (3(
Заключение
Работа по теме опыта убедила нас, что использование информационно - коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста помогает формированию не только потребности в информации, но и информационной грамотности. А информационная грамотность, в свою очередь, является частью развития ребенка как полноценной личности.

























Библиографический список:
Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников//Начальная школа. - 2002. - №5. – с.5-7
Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников//Начальная школа. - 2005.- №11. - с.19-22
Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс//Начальная школа - 2008. - № 1.- с.23 - 27
Иванов, В.В., Зайцева, С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя.//Начальная школа. -2005. - № 11. – с.3 - 6
Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 360 с.
Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
Педагогическая диагностика: русский язык : математика : 1, 2, 3 класс : учбное пособие для учащихся общеобразовательных организаций / ( Л.Е. Журова. А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова ( . – М.: Вентана – граф, 2013. 176 л. + вкл. 13, 5 п.л.
Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспектива использования / И.В. Роберт. – М.: «Школа – Пресс», 1994. – 205 с.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И. Савенков. – Самара. Учебная литература, 2004. - 80 с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие/Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Майская гимназия)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Вентана - Граф)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сетевой класс Белогорья)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Социальная сеть работников образования)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (сайт класса «Мы всё можем!»)
Приложение
Приложение №1 – Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе
Приложение №2 – Материалы к урокам для 1, 2, 3 класса
Приложение №3 – Упражнения, применяемые для проведения тренингов
Приложение №4 – Фрагмент проектной работы учащегося
Приложение №5 – Скриншот сайта класса
Приложение № 6 – Каталог дисков, используемых на уроках и во внеурочной деятельности








Дубровина Наталья Валерьевна

13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141315






Root Entry1 классШВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Высокий уровень