Опыт организации логопедической помощи детям младшего школьного возраста в ио


Опыт организации логопедической помощи детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
В настоящее время в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с ОВЗ. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на годы. У многих нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У учащихся наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. Важнейшей задачей оказания помощи детям данной категории является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. 
Введение инклюзивного образования в нашей школе становится все более актуальным. Большой проблемой для родителей, коллектива нашей школы является получение образования детьми с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации. Учитывая объективные условия организации инклюзивного образовании в нашей сельской школе, поставлена цель: выявить дополнительные условия, при которых организация логопедической помощи детям с ОВЗ младшего школьного возраста будет эффективной. Одним из условий является разработка индивидуального образовательного маршрута как формы оказания логопедической помощи детям с ОВЗ в сельской школе.
Включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ помогает добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Здоровьесберегающие технологии:
-     Дыхательная гимнастика.
-     Мимическая гимнастика.
-     Кинезиологические упражнения.
-     Релаксирующие упражнения.
-     Элементы музыкотерапии.
-     Элементы цветотерапии.
-     Зрительная гимнастика.
-     Динамические паузы. 
Учителя нашей школы использую следующие нетрадиционные приемы, методы и здоровьесберегающие технологии:
1.  Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле - активизируют нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
2.  Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок».
3.  Элементы цветотерапии и элементы  музыкотерапии. Использование цветовой гаммы и музыки на коррекционно-развивающих занятиях могут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
4. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
5.  Упражнения на релаксацию - снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
6. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
Ещё один приём для повышения результативности логопедической работы с детьми с ОВЗ - это использование игр с карточками - пиктограммами. Пиктограммы облегчают восприятие и процесс запоминания предлагаемого материала. Пиктограммы являются вспомогательным средством развития навыков связной речи, облегчает процесс запоминания и последовательного рассказывания текста стиха, активизирует мыслительную деятельность, развивает различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Игры с пиктограммами позволяют детям чувствовать себя раскованнее, в доступной форме учиться, закреплять звуковые и смысловые навыки. В основе метода пиктограмм лежит обозначение каждого слова условными знаками, рисунками, графическими схемами, затем постепенным моделированием из них отдельных предложений и текстов. Смысловое значение слова ассоциируется со зрительным образом. Это, безусловно, способствует успешному развитию восприятия, внимания, памяти, логического мышления и речи.
Особенности логопедической помощи заключаются в следующем:
Традиционная методика, с учетом особенностей ребенка с ОВЗ:
Короткие задания, частая смена видов деятельности; многократные повторы в разных временных промежутках;
Использование  мнемотехник;
Использование рабочих тетрадей;
Для обеспечения следования этим принципам логопеду необходима тесная связь с психологом, учителем, мед. работником, родителем.